| Регистрация | Вход
  Красота и здоровье  |  Мода и стиль  |  Дом и семья  |  Отношения  |  Материнство  |  Дети   |  Кулинария  |  Женский клуб



 В женском клубе:

 Опрос

Ваш возраст
Всего ответов: 270


 Новые статьи
Проблемы, которые могут возникнуть без шапки
Как управлять состоянием своего организма
Ищу суррогатную маму без посредников
Покупаем духи
Турмалин спасет Ваши суставы!
Кожаная мужская сумка должна быть удобной
Детская декоративная косметика
Гироборды и сегвеи для вашего ребенка
Чистка украшений
Как правильно завязывать шнурки на беговых кроссовках
Как встретить Новый год?
Когда дело доходит до свадьбы...
Работа, учёба и дом... Как всё успеть?
Победить осеннюю хандру...
Простые правила дружбы
Тренажёр – лучший друг здоровья
Понять мужа... Понять жену... Понять друг друга...
Детский садик или дом?
Работать или нет?
Забеременеть с помощью… пиявки

Здоровое питание для детей дошкольного возраста


О питании детей дошкольного возраста

Поговорим о том, как должны питаться дети дошкольного возраста. Почему так важны вопросы питания современных детей?

Вы все знаете, как часто сейчас встречаются у детей различные хронические заболевания.

Уже с раннего возраста формируются такие хронические поражения желудочно-кишечного тракта, как, например, хронический гастрит, хронический холецистит, дискинезия желчных путей и другие. В становлении этих хронических поражений органов пищеварения, а также других заболеваний (аллергические поражения дыхательной системы, кожи) немалое значение имеет нерациональное питание.

Существует истина, которую должна знать каждая мать: не так важно, сколько съест ребенок, важнее — сколько он сможет усвоить! В связи с этим поговорим об организации самого процесса питания детей. Желание есть возникает тогда, когда человек успел поработать, подвигаться. К этому моменту начинают активизироваться желудочные ферменты, переваривающие пищу. Чем приятнее запах и вид пищи, тем больше активность ферментов в желудке и тем сильнее ощущение голода.

Утреннее отсутствие аппетита

А как мы обычно кормим детей? Ребенок только встал с постели. Как правило, он еще не совсем проснулся, не подвигался. Желания есть у него еще нет. А мама утром торопится на работу и начинает насильно кормить ребенка. Малыш нервничает, из-за этого у него не выделяются ферменты, спазмируется желчный пузырь и не выходит желчь для переваривания пищи. Мама считает, что у него плохой аппетит, но ведь нельзя его отпустить из дома голодным!

Не добивайтесь аппетита принуждением!

Стоит ли так бояться голода? Лучше пусть ребенок съест с аппетитом кусок хлеба, тщательно его пережевывая, чем под материнский крик — ранний завтрак, который вряд ли переварится. Если прием пищи становится мучением для матери и ребенка, то у ребенка может возникнуть отвращение к еде. Для того чтобы у него был аппетит, нужна спокойная обстановка. Надо научить малыша медленно и спокойно жевать, еда должна быть для него удовольствием.

Почему важно не спешить во время еды?

Переваривание пищи начинается во рту, где со слюной выделяется фермент амилаза, который уже в полости рта начинает расщеплять углеводы. Чем медленнее и спокойнее идет процесс обработки пищи во рту, тем лучше она будет переварена в желудке. Кроме того, слюна смачивает пищевой комок, и он легче проходит через пищевод. Таким образом, главное — научить ребенка жевать. Хуже всего, когда ребенок торопится и глотает куски. Эти куски плохо перевариваются, и организм почти ничего не усваивает. И тогда непереваренная пища проходит в двенадцатиперстную кишку, тонкую и толстую кишки — и травмирует их.

Пустая тарелка — не всегда хорошо!

Во время еды нельзя отвлекать ребенка игрушками, сказками и т.д. А если он отказывается от еды, то, может быть, он еще не голоден. Но мать хочет его накормить. Она ему читает в лучшем случае, а в худшем — сердится на него. А ребонок автоматически открывает рот, и туда ему вливается пища. Мать утешает себя тем, что тарелка опустела и ей кажется, что малыш будет сыт. А он не сыт. Он ничего не переварит. Он сделал первый шаг к желудочно-кишечной патологии.

Почему надо избегать перекармливания?

Аппетит снижается и у перекормленных детей. Их бесконечно пичкают всякими вкусными яствами. Они не знают чувства голода, а следовательно, не знают положительных эмоций при его утолении.

Приведем пример. Малыш рос в обеспеченной семье, где не было ни в чем недостатка, эта семья имела возможность покупать такие продукты, которые в обычных магазинах отсутствуют. По утрам ребенку давали бутерброды с черной и красной икрой, в обед предлагали отварные языки, но он отказывался от еды. Родители были в отчаянии, так как он мог целыми днями не есть.

Он худел, его мучили запоры. Решили положить ребенка в больницу для обследования. Родителям было поставлено одно условие: из дома разрешалось приносить только фрукты и овощи для приготовления свежих соков. Малыш получал до еды разведенные соки (никаких ферментов ему дополнительно не назначали), ел каши, гулял, спал, т.е. вел обычный образ жизни. Уже через две недели он с восторгом уплетал больничную еду. Все результаты обследования показали: ребенок здоров. Он просто перекормлен, не знает чувства голода.

Надо учитывать темперамент

И еще. Переваривание пищи у человека связано не только с обстановкой, но зависит и от его темперамента. Ученые изучали ферментативную активность детей, живущих в детском доме. Оказалось, что дети холерического склада, которые были посажены за еду сразу после прогулки, не могли долго успокоиться, вертелись и плохо ели. Пища у них переваривалась плохо. А дети флегматического темперамента после прогулки спокойно садились за стол, сосредоточенно ели. У них пища переваривалась хорошо. Приглядитесь к своему ребенку, может быть, после прогулки ему лучше отдохнуть, расслабиться и затем только есть. А лучше всего поговорить с ним о новостях в его жизни и подождать, пока он сам попросит еды.

Когда отсутствие аппетита говорит о болезни?

Только в тех случаях, когда ребенок отказывается от еды в условиях спокойной и доброжелательной обстановки и не утоляет голод кусками хлеба или любимыми блюдами, нужно подумать, не заболел ли он. Тогда необходимо прежде всего выяснить, нет ли у него каких-то заболеваний пищеварительного тракта, заражения глистами или других болезней.

Какой объем пиши должен быть у ребенка дошкольного возраста?

Емкость желудка у детей изменяется с возрастом. Если у годовалого ребенка она равна 250-300 г, то у трехлетнего — 350-400 г, а у четырехлетнего — 450-500 г. Поэтому питание должно быть дифференцированным по величине разового и суточного объема пищи в зависимости от возраста детей.

Конечно же, объем пищи зависит и от аппетита детей. Если у ребенка хороший аппетит, не злоупотребляйте этим, не приучайте его к чрезмерно обильному питанию. Рано или поздно это приведет к избыточному жироотложению и нарушению здоровья ребенка. Если же аппетит снижен, и ребенок не всегда съедает предлагаемую ему пищу в достаточном количестве, то ему надо временно организовать пятый прием пищи в качестве дополнительного ужина в 21 час или раннего завтрака, если ребенок просыпается слишком рано — в 5-6 часов утра. На дополнительный прием пищи обычно рекомендуется давать стакан теплого молока, кефир или йогурт с печеньем или кусочком булочки.

Общий объем пищи на целый день составляет в среднем: для детей в три года — 1500-1600 г, для детей в четыре года — 1700-1750 г. Суточное количество распределяется между отдельными приемами пищи относительно равномерно: 350-400 г и 400-500 г соответственно возрасту детей, обед дается в оптимальном объеме.

Калорийность питания

Потребность детского организма в энергии составляет: в возрасте до трех лет — 1540 ккал, с трех до семи лет — 1970 ккал в день. Суточная калорийность питания детей должна соответствовать этим цифрам и правильно распределяться между отдельными приемами пищи. Для детей дошкольного целесообразным считается следующее распределение: на завтрак — 25% суточной калорийности, на обед — 35-40, полдник — 10-15, ужин — 25 %.

Продукты питания

Рациональное полноценное питание детей дошкольного возраста обеспечивается, как и у взрослого человека, широким ассортиментом продуктов животного и растительного происхождения. Исключением являются жирные сорта мяса и птиц (гуси, утки), а также острые приправы (уксус, горчица, хрен, горький перец). Чем шире и разнообразнее набор продуктов, используемых при приготовлении пищи, тем полноценнее питание ребенка.

Ценность продуктов животного происхождения (молоко и молочные продукты, мясо, мясные изделия и субпродукты, рыба, яйца) состоит, прежде всего, в том, что они являются источниками полноценных, легкоусвояемых белков, а также целого ряда витаминов, минеральных веществ и микроэлементов.

Ценность продуктов растительного происхождения состоит в их богатстве разнообразными углеводами (фруктоза, глюкоза, сахароза, крахмал, пектины, клетчатка), они являются важнейшим источником витаминов, особенно аскорбиновой кислоты (витамин С), рутина (витамин Р), бета-каротина, витамина Е и многих других полезных веществ. В них также содержатся растительные белки, которые в сочетании с белками животного происхождения дают наиболее благоприятные условия для их усвоения.

Среди продуктов животного происхождения важное место принадлежит молоку и молочным продуктам. Дети дошкольного возраста должны получать ежедневно не менее 0,5 л молока, в том числе кисломолочные (кефир, ацидофильное молоко, йогурт или др.), а также с учетом того молока, которое используется на приготовление каши или других молочных блюд.

К высокобелковым молочным продуктам относятся: свежий творог, творожная паста, детские творожные сырки, а также твердые сыры, в том числе плавленые.

Все молочные продукты также богаты жиром, легкоусвояемыми солями кальция и фосфора.

Из молочных продуктов, богатых жиром, особенно полезны для детей сливки и сметана, которые могут использоваться для заправки супов и салатов, а также в качестве подливы к сырникам и вареникам.

Творог, сливки, сметана и сыр, в отличие от молока и кисломолочных продуктов, которые должны ежедневно включаться в рацион детей, могут использоваться через один-два дня, но, соответственно, в большем количестве.

Для мясных блюд предпочтение отдается говядине и телятине, используется также мясо кур, цыплят, индейки, кролика, субпродукты — печень, язык, мозги; вполне допустимы и нежирная свинина, молодая нежирная баранина. Из мясных продуктов рекомендуются молочные сосиски и вареные колбасы (докторская, диетическая, молочная). Мясо и субпродукты являются ценнейшим источником не только белка, но и легкоусвояемого железа, а также ряда витаминов группы В.

Очень полезным продуктом является рыба. Используйте нежирные сорта морских и речных рыб — судак, треска, хек, морской окунь. Белок рыб является полноценным и легкоусвояемым.

В меню детей мясо или рыба включаются ежедневно. В течение недели ребенку можно готовить четыре-пять дней блюда из мяса и два-три дня — из рыбы. Если мясо и рыбы даются в один день, их порции уменьшают.

Многие родители задают вопрос о пользе красной и черной икры, а также рыбьего жира. Несомненно, все эти продукты обладают высокой питательной ценностью. Все виды икры богаты белком, жиром и жирорастворимыми витаминами А и Д, особенно много этих витаминов в рыбьем жире. Кроме того, в рыбьем жире содержатся очень полезные для детей полиненасыщенные жирные кислоты.

Конечно же, икру можно иногда давать детям, но не слишком много и часто, так как в ряде случаев у детей она вызывает аллергию.

Что касается рыбьего жира, то его можно использовать только по назначению врача, так как он содержит витамины А, Д и полиненасыщенные жирные кислоты в достаточно высокой концентрации, его дозируют как аптечный препарат.

Большое значение в питании детей имеют яйца, так как они содержат много высокоусвояемых питательных веществ: белки усваиваются на 96-97 %, жиры — на 95 %. Желток яйца содержит комплекс жирорастворимых витаминов А, Д, Е и группы В, фосфатиды и различные минеральные вещества и микроэлементы. Однако, несмотря на полезность яиц, в пище ребенка злоупотреблять ими нельзя, так как они способны вызывать аллергические реакции. Яйца используют только в круто сваренном виде или в виде различных блюд (омлет с молоком или свежими овощами, салаты с яйцом, сырники и т. д.).

Из жировых продуктов рекомендуются сливочное и растительное масло (подсолнечное, кукурузное, оливковое, соевое). Сливочное масло является ценным источником витамина А, а растительные масла — витамина Е и полиненасыщенных жирных кислот (которых мало в сливочном масле). Поэтому все масла лучше использовать в натуральном виде (а не для жаренья): сливочное — в бутербродах и готовых блюдах (каша, пюре), растительные — в винегретах, салатах, готовых овощных блюдах.

Хлеб и хлебобулочные изделия входят в обязательный ежедневный рацион ребенка. Белка в нем содержится значительно меньше, чем углеводов. Наиболее полезен хлеб из ржаной муки и пшеничной грубого помола, так как он богаче белком, витаминами группы В и пищевыми волокнами, стимулирующими работу кишечника. Кроме хлеба, детям рекомендуются и другие хлебобулочные изделия: бублики, баранки, сушки, сухари.

Крупы и макаронные изделия также являются основным источником углеводов и меньше — белков. В питании детей трех-четырехлетнего возраста используются рис, гречка, овсяная и манная крупы. Каши можно готовить с молоком и без молока, с добавкой овощей или фруктов. Например, очень полезна и вкусна овсяная каша с яблоком, с изюмом или бананом, рисовая каша с тыквой или морковью, гречневая каша с яблоком.

Бобовые растения (горох, фасоль, соя, бобы) — высокобелковые продукты, но они мало используются в детском питании из-за наличия в их составе, так называемых, антиалиментарных факторов, вызывающих пищеварительный дискомфорт — вздутие кишок, урчание, изжогу. Но, благодаря, современной технологии обработки методом предварительного проращивания зерна из солода, гороха или сои, изготавливаются новые продукты для детского питания с хорошими вкусовыми и пищевыми свойствами. К ним относятся продукты экструзии в виде сухих завтраков и кондитерских изделий (печенье «Котигорошко», кексы и др.). Эти продукты обладают антиаллергенными свойствами и могут заменить те продукты животного происхождения, к которым чаще всего возникает аллергия.

Сахар и кондитерские изделия обязательно входят в рацион детей, рекомендуется давать печенье, вафли, пастилу, мармелад, фруктовую карамель, варенье, джем, повидло и мед, если ребенок переносит его. Шоколад и шоколадные конфеты повышают возбудимость нервной системы, могут вызывать аллергию, поэтому давать часто их детям не следует.

Нельзя давать на ночь детям сладости, так как кислота, образующаяся в полости рта после сладостей, способствует кариесу зубов.

Фрукты, ягоды, овощи и зелень являются обязательной составной частью детского питания. Они являются незаменимым источником витаминов С, Р, провитамина А (каротина), витамина Е, легкоусвояемых углеводов — глюкозы и фруктозы, органических кислот, пектинов и пищевых волокон, минералов и микроэлементов.

В питании детей полезно использовать все сезонные фрукты, ягоды, овощи и зелень в натуральном виде, а также в виде соков и пюре, в зимнее время можно давать наряду с натуральными плодами консервированные соки и пюре, компоты и другие заготовки.

В рационах ежедневно надо предусматривать салаты из свежих овощей: капусты, моркови, зеленого лука, огурцов, помидор и др. к мясным и рыбным блюдам в качестве гарнира, отдавать предпочтение не макаронным и крупяным изделиям, а овощам в виде отварного картофеля или пюре (картофельное, свекольное, морковное), тушеной капусты, зеленого горошка и т.п. Мясо с овощным гарниром усваивается лучше.

Высокобелковую пищу (мясную, рыбную) дети должны получать в первой половине дня, так как она долго переваривается в желудке, а во второй — более легкую (молочно-растительную, углеводную).

Питьевой режим

В связи с естественными потерям воды через почки, кожу и с выдыхаемым воздухом, баланс воды в организме должен постоянно восполняться за счет жидкости, содержащейся в пище, и питья свободной жидкости — воды, чая, морса и других напитков. Особенно увеличиваются потери воды при физической нагрузке и в жаркое время года.

У детей, в связи с их высокой подвижностью, потери воды весьма ощутимы, поэтому детей нельзя ограничивать в питье. Но компенсировать недостаток жидкости сладкими компотами, соками, напитками не следует, так как это приводит к угнетению аппетита. Нельзя также давать много пить воды во время приема пищи. Заполняя емкость желудка и разбавляя пищеварительные соки, она способствует снижению аппетита и нарушению процессов пищеварения.

В интервалах между приемами пищи вода должна быть доступна для детей. Обычно дают свежекипяченую воду, остуженную до комнатной температуры, столовую минеральную воду без газа или слабо заваренный чай. Можно также рекомендовать быстрорастворимые чаи из экстрактов трав — фенхеля или ромашки, которые способствуют улучшению деятельности кишечника и обладают успокоительным действием.

Источник: сайт Управления Роспотребнадзора

azbyka.ru

Здоровое питание дошкольников

Чтобы ребенок дошкольного возраста полноценно развивался, родителям необходимо придерживаться следующих основ: здоровый образ жизни, режим во всем, развитие психических процессов и правильное питание. У малыша, посещающего детский сад, должен быть такой рацион, который обеспечит развивающийся детский организм всем необходимыми полезными веществами. От этого зависит его физическое и умственное развитие.

✔ Оглавление

Растущий организм нуждается исключительно в полезных продуктах. Здоровое питание ребенка дошкольника обязано быть сбалансированным, доброкачественным, полноценным и разнообразным.

❇ Основные составляющие

Рацион девочки и мальчика 3-7 лет включает в себя продукты, богатые всеми необходимыми веществами. А именно белками, медленными углеводами, жирами, клетчаткой, микроэлементами и витаминами.

· Белки – это строительный материал для всех клеток и тканей организма. Их много в мясной и молочной продукции, свежей рыбе, яйцах, цельных крупах, бобовых, семечках, орехах, хлебе и овощах. Родителям следует знать, что недостаток белков приводит к замедлению роста, снижению устойчивости к вирусам и инфекциям.

· Медленные углеводы дают энергию маленьким непоседам. Дети активны и очень подвижны, а постоянная работа мышц требует колоссальных энергетических затрат. Поэтому пища должна содержать много углеводов, обязательно медленных. Они есть в сырых овощах и свежих фруктах, молоке, многих крупах, хлебе. А вот быстрые углеводы, содержащиеся в сладостях, кондитерских изделиях, отварном картофеле и кукурузе, заряжают энергией ненадолго и приводят к перенасыщению. На его фоне развивается ожирение, ребенок быстро переутомляется, у него снижается иммунитет.

· Жиры отвечают за рост малыша и стойкость его иммунной системы. Полезные жиры есть в морской рыбе, сливках, твороге, сметане, растительном и сливочном масле. Правда, потребление таких продуктов должно проходить под контролем взрослых, поскольку перенасыщение жирами крайне нежелательно.

· Клетчатка принимает непосредственное и активное участие в процессах переваривания пищи. Она попадает в организм с сырыми фруктами и овощами, крупами (особенно овсяной и перловой), отрубями.

· Микроэлементы, макроэлементы – еще один важнейший строительный материал для тканей и клеток. Без них рацион будет неполноценным, неправильным, а ведь, правильное питание – залог здоровья дошкольников.

❇ В первую очередь ребенку нужны следующие вещества:

1. Кальций – необходим для роста костных тканей, формирования крепкой зубной эмали, нормальной работе сердечно-сосудистой системы. В больших количествах он содержится в мясных и рыбных продуктах, молочной продукции, бобовых культурах и яйцах.

2. Железо – полезный элемент, обеспечивающий нормальное кровоснабжение и отвечающий за умственное развитие. Чтобы дети не испытывали в нем недостатка, нужно чаще предлагать им шпинат, морепродукты, сухофрукты, бобовые, свеклу, листовой салат, семечки и орехи.

3. Фосфор – активный участник процессов построения костных тканей, дополнительный источник энергии. Им богата рыба, мясо, крупы, сыр твердый, творог и зернобобовые.

4. Магний – нужен для синтеза белка, регуляции углеводного обмена. Он есть во всех крупах, корнеплодах, зелени.

5. Йод – основа нормального функционирования эндокринной системы, также он отвечает и за состояние нервной системы. Чаще надо включать в рацион малыша морскую капусту и морепродукты, а подсаливать блюда лучше йодированной солью.

Это лишь основной список всех необходимых макро- и микроэлементов.

Витамины – незаменимые элементы. Они не синтезируются организмом, а поступают с пищей. Витамины являются регуляторами биохимических и физиологических процессов Благодаря этим веществам налаживается работа всех органов и систем, выполняются все важные функции. Так как детский организм находится на стадии формирования, витамины ему очень нужны. Мальчикам и девочкам важно ежедневно получать витамины группы В (В1, В2, В6, В12), а также РР, С, А, Е и D.

❇ Полезные продукты

Питание ребенка должно быть основано на всех вышеперечисленных компонентах, только тогда оно будет правильным. В прессе часто появляются консультации для родителей «Здоровое питание дошкольников». В ней есть четкий перечень продуктов, который поможет родителям сэкономить время на поиске нужной информации.

  1. Ежедневно в меню должна присутствовать молочная линия. Каши на молоке, запеканки из творога, стакан кефира или йогурта, сливки и прочее необходимы маленькому организму как источники кальция, легкоусвояемого белка и витаминов группы В.
  2. Из мясных продуктов предпочтительнее выбирать индейку, курицу, телятину и нежирную говядину. Субпродукты тоже рекомендуется использовать для разнообразия детского питания, так как они являются источником железа и белка.
  3. Дети не очень любят рыбу, но того же хека, треску, судака или минтая можно предложить им в виде котлет, тефтелей или вкусных рыбных запеканок. При этом отварной (запеченный) кусок рыбы желательно дополнить овощами или питательной кашей.
  4. Крупы следует сделать основой рациона. Особенно полезна овсяная и гречневая каши, сваренные как на воде, так и на молоке.
  5. Фрукты и овощи – лучший вариант для перекусов. Их можно давать дошкольнику в свежем или обработанном виде. Вместе с плодами в организм попадают пищевые волокна, клетчатка и пектин, способствующие нормализации функций пищеварительной системы. А витамины из овощей и фруктов лучше всего усваиваются с жирами, поэтому диетологи советуют заправлять салаты исключительно оливковым маслом.

❇ Хорошие привычки

Правильное питание для дошкольников – залог детского здоровья. Прививать ребенку любовь к полезным продуктам нужно с раннего возраста, причем на собственном примере. Именно родители, а не воспитатели детского сада, обязаны сформировать у него правильные привычки.

☺ Дробный режим. Вся еда за день должна поступать в организм за 5-6 приемов. Три из них полноценные, сюда входит завтрак, обед и ужин, все остальные – перекусы между ними. Нельзя допускать обильных приемов пищи и переедания, кушать надо небольшими порциями.

☺ Без спешки. Важно научить дошкольника тщательно пережевывать пищу, чтобы попадающие в желудок кусочки были мелкими и хорошо смоченными слюной. Органам пищеварения проще переваривать измельченную пищу и извлекать из нее полезные вещества.

☺ Как в садике. Если чадо посещает детский сад, тогда его рацион на выходные должен быть таким же, как в дошкольном учреждении, где его разрабатывают специалисты. Что именно готовить, можно узнать в группе. Если дома готовить те же супы, каши и запеканки, сыну или дочери будет легче привыкнуть к здоровому питанию.

☺ Нет фаст-фудам. Ленивые мамочки и папочки часто водят своих детей на обед в ближайшее заведение общепита. Особой популярностью пользуются разрекламированные Макдональдсы, походы в которые зачастую становятся семейной традицией. Так ребенок постепенно привыкает к нездоровой пище, а еда, приготовленная дома, становится для него неприемлемой. Нельзя подсаживать молодой организм на картошку фри и гамбургеры. Лучше отдать предпочтение домашней кухне в каком-нибудь семейном кафе.

☺ Пример родителей. Все дети похожи на своих мам и пап. Кто-то внешне, а кто-то привычками в еде. Если вы являетесь сторонником здорового питания, ваше чадо тоже научится выбирать вкусную и полезную пищу.

☺ Замена вместо уговоров. Если дошкольник упорно отказывается от кислой смородины, богатой витамином С, не стоит заставлять его есть ненавистную ягоду. Так можно вообще отбить охоту к правильному питанию. Любой продукт можно заменить другим, равноценным по содержанию полезных веществ.

☺ Привлекательный вид. На тарелке все должно выглядеть аппетитно. Малышу практически невозможно впихнуть что-то насильно, поэтому лучше проявить смекалку и подать ему необычное блюдо. Например, «противную» вареную свеклу он будет уплетать с огромным удовольствием, если вырезать из нее фигурки животных. А из запеченных яблок можно выстроить крепость и предложить разобрать ее с одним условием: каждый снятый «кирпичик» должен быть съеден.

❇ В детском саду

Дети уже с 3 лет могут посещать детский сад, где несколько раз в течение дня будут получать сбалансированную пищу. Поэтому в выходные и праздничные дни домашний рацион малыша должен быть похожим на детсадовский. Меню воспитатели вывешивают на каждый день. Кроме того в каждой группе есть уголок для родителей с полезной информацией. Там можно найти и консультацию: «Здоровое питание дошкольников». Взрослым стоит учесть все рекомендации и правильно организовать домашний рацион сына или дочери.

Лучше исключить завтрак до детского сада. Утром малыш еще не активный, все ферменты спят. По дороге к дошкольному учреждению он немного порезвится, уже в саду сделает зарядку и тогда утренняя порция еды принесет ему исключительно пользу. Дети иногда просят поесть сразу после пробуждения. В этом случае можно утолить голод стаканом йогурта или свежим фруктом.

❇ Выводы

Культура приема пищи закладывается с раннего возраста. Если с 3-6 лет малыш усвоит все принципы здорового питания, то будет придерживаться их на протяжении всей жизни.

❇ Здоровое питание дошкольников видео

4toest.ru

Правильное питание детей дошкольного возраста в детском саду и дома

Маргарита Корхова Правильное питание детей дошкольного возраста в детском саду и дома

Множество различных факторов постоянно действуют на развитие детского организма и здоровье. Питание, конечно, занимает среди них не последнее место. Проблемой правильного питания, занимались ученые разных областей знания: медицины и физиологии, психологии, экологии и педагогики. Такой интерес ученых не случаен. От того, как питается ребенок в раннем возрасте, зависит дальнейшее развитие и состояние его здоровья не только в детско-подростковый период, но и во взрослой жизни.

Большое значение в создании благоприятных условий по формированию у дошкольников представлений о правильном питании играет система дошкольного образования. Ведь забота об укреплении здоровья ребенка - проблема не только медицинская, но и педагогическая. Правильно организованная воспитательно-образовательная работа часто в большей степени обеспечивает формирование правильного питания и здорового образа жизни детей, чем все медико-гигиенические мероприятия.

Что принято понимать под правильным питанием и каким оно должно быть в дошкольном возрасте? Правильное, или рациональное питание – это такое питание, которое обеспечивает укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждает заболевания. Другими словами, правильное питание – это здоровое питание.

Следует обратить внимание, что питание ребенка дошкольного возраста должно быть, во-первых, полноценным и содержать в необходимых количествах жиры, белки и углеводы, минеральные вещества, витамины и воду. Во-вторых, разнообразным, состоять из продуктов как растительного, так и животного происхождения. В-третьих, доброкачественным, не содержать вредные добавки и болезнетворные бактерии. Наконец, в-четвертых, достаточным по объему и калориям. Отметим, что энергетическая

ценность суточного рациона должна быть на 10 % выше энергетических затрат дошкольников, так как часть питательных веществ необходима для обеспечения процессов роста и развития организма.

В раннем возрасте детям не рекомендуются специи и приправы, большое количество соли и сладостей. Важное значение в питании детей имеют легкоусвояемые углеводы, источником которых являются фрукты, ягоды, соки, молоко, сахар, печенье, конфеты, варенье. До 25% общего количества углеводов должно приходиться на сахара. Однако избыток углеводов может приводить к нарушению обмена веществ, снижению устойчивости организма к инфекциям и ожирению. Вредными продуктами принято считать копчености, чипсы, соленые орешки, попкорн, картофель фри и жареный картофель, соленое печенье и крекеры, сухарики и другую еду фаст-фуда.

В зимние месяцы и период инфекционных заболеваний, необходимо обеспечить детям прием достаточного количества витамина С. Его источником являются свежие овощи и фрукты, а так же отварной картофель и квашеная капуста.

Отметим, что наиболее подходящим видом тепловой обработки при приготовлении блюд, предназначенных для детей дошкольного возраста, является варение, затем тушение и запекание. Хлеб, крупы, картофель обязательно должны входить в рацион дошкольника, поскольку это основа питания. Вышеупомянутые продукты являются источником энергии, минеральных веществ и витаминов.

Не стоит забывать о пользе молока и молочных продуктов: творога, сыра, кефира, сметаны, ряженки, йогурта и др. Молоко – это лучший белок. И ребенку до семи лет необходимо выпивать около полулитра молока в день.

Особую роль в питании детей дошкольного возраста имеют такие продукты, как мясо и рыба. Минимум 2-3 раза в неделю в меню ребенка

следует включать рыбу, а не один раз, как принято считать. Она содержит необходимые омега-3 жирные кислоты, йод, фтор, фосфор,витамины А и D. В то время как различного рода копчености, консервы, магазинные колбасы и паштеты не рекомендуются для детского питания вовсе из-за содержания в них большого количества вредного холестерина, жиров, соли, консервантов, всевозможных усилителей вкуса и красителей. Наиболее подходящими для питания детей считается: мясо птицы, рыбы, кролика, так же говядина, телятина, нежирная свинина, ягнятина.

Несмотря на неоспоримую пользу яиц, увлекаться их приготовлением для питания детей всё же не стоит. В норме дети дошкольного возраста могут потреблять максимум 3-4 яйца в неделю, включая и те яйца, которые были использованы при приготовлении пищи: супов, котлет, выпечки.

Не забывайте разнообразить детский рацион бобовыми, свежими овощами, грибами, орехами, фруктами, ягодами и сухофруктами. Поскольку, чем разнообразнее будет пища в рационе вашего ребенка, тем больше вероятность попадания в организм всего необходимого для здоровой активной жизни.

www.maam.ru

Здоровое питание в детском саду

Анастасия Шашурина Здоровое питание в детском саду

Здоровое питание в детском саду

В нашем детском саду № 52 «Ласточка» организовано всё таким образом, что бы дети получали здоровое питание. Для этого существуют специально разработанные методики приготовления пищи для детей. Продукты подбираются так, что бы они сбалансировано дополняли друг друга, и ребёнок за день получал необходимое для его возраста количество килокалорий, витаминов и микроэлементов. Составляя меню на неделю, в детском саду учитывают такой фактор, как разнообразие блюд. Это означает, что каждый день дети получают разные блюда. Каждый день меню детского сада вывешивается при входе в группу. Это делается для того, чтобы родители смогли прочитать меню того, что их ребёнок ел в течении дня и в соответствии с этим дополнить его рацион необходимой пищей в виде лёгкого и полезного ужина.

Питание дошкольника должно быть вкусным и полезным. Рациональное питание ребенка является основным средством для обеспечения отличного физического и умственного развития детей. Питание дошкольника должно быть калорийным и удовлетворять как ростовые, так и энергетические нужды. Это достигается включением в рацион должного количества белков, углеводов и жиров. Из-за дефицита белка может быть снижение работоспособности, переутомление и ухудшение успеваемости. Вот почему детям нужно каждый день есть блюда из рыбы или мяса, и не забывать о молочных продуктах. Не реже 2-3 раз в неделю нужно употреблять в пищу такие продукты, сыр, творог, сыр и яйца.

Меню в детском саду

Нормы питания в детском саду являются основой для составления меню в детском саду, в котором учитывается, сколько полезных витаминов и минералов должен получать ребенок во время завтрака, полдника, обеда и ужина. Педиатры рассчитали все в точности до грамма, чтобы малыш получал наиболее сбалансированное питание.

На завтрак чаще всего деткам предлагают молочные каши. Также к завтраку подают теплый напиток (кофейный напиток или чай) и бутерброд с сыром или маслом. Молочная каша может быть гречневая, рисовая, овсяная, манная. Новое меню в детских садах предполагает давать ребятам на обед обязательно супы, это может быть борщ, рассольник, гороховый суп, вермишелевый, гречневый, овощной. В качестве мясного блюда деткам дают тефтели и котлеты с гарниром (крупяные каши или картофельное пюре, рыбные блюда, приготовленные на пару. Обед должен обязательно включать в себя салат из овощей или свежие овощи. Полдник – молоко с пирожком или булочкой, вафлями или печеньями. На ужин ребенку могут предложить творожную запеканку, овощные или рыбные блюда, яичный омлет и т. д.

Правила поведения за столом для дошкольников

Каждая мама хочет вырастить воспитанного ребенка, чтобы он знал что можно, а чего нельзя, как правильно поступить в той или иной ситуации, чтобы кроме общего этикета, малыш знал правила поведения за столом: «Сиди ровно! Не болтай ногами! Правильно возьми вилку! Не разговаривай за столом!» - слышит малыш во время трапезы. Как научить кроху- дошкольника «застольному этикету»? Какой он этикет питания дошкольников? В первую очередь малыша не следует ругать за промахи и ошибки. Если карапуз не выполняет все правила поведения за столом для детей, то следует очень мягко, достаточно деликатно напомнить, что от него требуется в данной ситуации. Закрепить полученные знания можно во время игры, например, за «кукольным чаепитием». Кроме этого поход в ресторан или кафе с родными и близкими будет хорошим стимулом для ребенка показать все приобретенные знания и навыки. Для того чтобы крохе были понятны ваши требования, можно показать ему картинки поведения за столом, огромное количество которых можно найти на тематических сайтах или в соответствующих книгах.

Основные правила поведения за столом выглядят следующим образом:

1) Осанка – сидеть необходимо прямо, не подпирая голову руками, не болтая ногами и не балуясь;

2) Правила приема пищи – кроха должен знать как правильно «орудовать» вилкой и ложкой, он должен усвоить, какие продукты берутся руками, а какие разрезаются ножом и так далее;

3) Аккуратность – кроха должен соблюдать это условие: не крошить, использовать по назначению салфетки и прочее;

4) Вежливость – после приема пищи малыш должен благодарить за приготовленный завтрак, обед, ужин. Выполняя все вышеперечисленные условия, кроха легко освоит основные правила питания дошкольника и поведения за столом, и вырастет воспитанным человеком.

www.maam.ru

Проект «Здоровое и правильное питание детей дошкольного возраста»

Наталья Емельяненко Проект «Здоровое и правильное питание детей дошкольного возраста»

Тип проекта: образовательный

Сроки реализации: краткосрочный (месяц)

Участники: воспитанники старшей группы, воспитатели, помощник воспитателя, родители

Слайд 3

Цель:Создать условия для формирования знаний детей о правилах здорового питания через ознакомление обучающихся с информацией о продуктах, приносящих пользу или вред нашему организму.

Задачи:

- формировать представления детей о правильном питании и пользе натуральных продуктов для них.

- обогащать знание детей и родителей о пользе витаминов и их влиянии на организм человека

- воспитывать осознанное отношение к выполнению правил здорового питания.

- формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами.

Проблема:Недостаток знаний у детей о правилах здорового питания и их отказ от полезных продуктов.

Слайд 4

Актуальность:

Правильное питание детей - залог их здоровья в будущем. Это источник энергии и лекарство от многих болезней. Если мы взрослые действительно хотим, чтобы наши дети имели крепкое здоровье, сильный иммунитет, были красивыми, физически и духовно активными, то правильное питание должно стать основой их жизни. Правильно организовать питание детей дошкольного возраста - это одна из главных задач детского сада и родителей.

Питание ребенка дошкольного возраста должно быть:

- полноценным, содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду;

- разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения;

- доброкачественным - не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов. Пища должна быть не только вкусной, но и полезной и безопасной;

- достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости. Получаемое дошкольником питание должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития организма.

Слайд 5

Основные формы и методы реализации проекта:

Беседы, занятия, наблюдения, детское творчество, игры, конкурсы, работа с родителями, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, дидактические и подвижные игры, экскурсии, анкетирование.

Предполагаемый результат проекта:

1. Обучающие старшей группы получат первоначальные знания о правильном питании, полезных продуктах, их ценности для организма.

2. Расширится словарный запас обучающихсяпо теме «Правильное питание».

3. Повысится уровень знаний родителей о правильном питание детей.

Слайд 6

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

Подбор наглядных и дидактических материалов: тематические картинки, фотографии, видеоматериалы, настольно-дидактические и подвижные игры парное лото, картинки вредных и полезных продуктов, плакаты о правильном питании.

Подбор литературы: стихи, рассказы, загадки по теме, сказки, консультации для родителей, анкеты. Подборка мультфильмов о здоровом образе жизни, о здоровом питании.

Организация экскурсий на пищеблок детского сада, магазина, в казачий уголок.

Слайд 7

2 этап. Реализация проекта

Проведение мероприятий с детьми по плану реализации проекта:

Беседы:

«О пользе овощей и фруктов», «Режим питания», «Полезная и вредная пища», «Молочные продукты», «Полезные витамины», «Как вести себя за столом», «Каша – сила наша», «Как правильно есть разные блюда (рыба, курица, салаты и т. д)

Чтение сказок: «Каша из топора»,«Гуси –лебеди», «Как едят кашу», «Мужик и медведь»

Вечер загадок: «Вкусные загадки с грядки»

Слайд 8

Игры:«Во саду ли, в огороде», «Узнай по описанию», «Зелёная аптека», «Назови лишний продукт», «Сервируем стол для гостей», «Разложи в корзины».Сюжетно – ролевые игры «Ждем гостей», «Кухня», «Супермаркет».

Фотовыставка «Необычные и полезные блюда нашей семьи»

Просмотр мультфильмов: «О здоровом образе жизни», «Ваше здоровье», «Смешарики».

Слайд 9

Детское экспериментирование:

«Угадай по вкусу и запаху», «Посадим огород (укроп, петрушка, лук).

Экскурсии и целевые прогулки:

Экскурсия на кухню (пищеблок дошкольного учреждения)

Прогулка на огород.

Прогулка в магазин.

Экскурсия в казачий уголок.

Составление описательных рассказов

«Мытьё рук перед едой», «Что можно приготовить из овощей», «Встречаем гостей».

Использование компьютерных презентаций:

«Вредные продукты», «Овощи и фрукты», «Полезные продукты»

Рассматривание тематических картинок:

«Продукты питания», «Овощи и фрукты», «Полезные и вредные продукты»

Слайд 10 11

3. Этап. Заключительный.

Для подведения итогов данного проекта было организовано развлечение для детей и родителей «Мы за здоровое питание». Данное мероприятие прошло весело и интересо. Дети и родители пели частушки, читали стихи, смотрели презентацию на тему «Здоровое питание дошкольников». Но самым понравившимся всем моментом стало оформление выставки «Здоровое питание в семейных традициях».Здесь были представлены блюда приготовленные родителями и детьми в домашних условиях.

Слайд 12

Правильное питание – это не диета и не строгость к организму ребенка. Это та норма, освоив которую, ребенок будет здоров, и скажет вам за это спасибо!

www.maam.ru

«Правильное питание детей дошкольного возраста»

Правильное питание – это не диета и не строгость к организму ребенка. Это та норма, освоив которую, ребенок будет здоров, и скажет вам за это спасибо!

Правильное питание для детей дошкольного возраста - это источник энергии и лекарство от многих болезней. Если вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок имел крепкое здоровье, был красивым, физически и духовно активным, гармонично развитым, и с хорошим иммунитетом, то правильное питание должно быть основой в его жизни. Правильно организованное питание детей дошкольного возраста - это одна из главных задач детского сада и родителей.

Питание детей дошкольного возраста должно быть правильным как в качественном, так и в количественном отношении. Избыток рациона ребенка жирами, солью и сахарами, и не достаточность в нем овощей и фруктов может привести: к дистрофическим изменениям детского организма, снижению иммунитета, недостатку микроэлементов в организме необходимых для его роста и развития.

Не правильное питания в дошкольном возрасте может привести к серьезным проблемам в более старших возрастных периодах.

1. Первый и один из самых важных принципов правильного питания у детей - это энергетическая сбалансированность. Порой мы с вами пытаемся накормить своего ребенка всем и по больше, не задумываясь о том, нужно ли все это ему. Надо помнить о том, что каждому человеку и ребенку, в том числе, важен не объем пищи, который он получает, а его энергетическая ценность. Согласно традициям российской кухни мы с вами употребляем большое количество хлеба, картофеля, сахара, жиров животного происхождения, тем самым приводя детский организм к дисбалансу: потребляя намного больше, чем может потратить ребенок. Это все может привести к ожирению и к другим тяжелым заболеваниям. Учитывая, что в нашей стране «пошла мода» на фастфуды (богатые жирами) и малоподвижный образ детей за компьютером, уровень этих заболеваний очень быстро растет. К примеру, в Америке, ожирение воспринимают как образ жизни, а в России рассматривают еще пока как заболевание.

Будьте внимательны! Избыточное потребление углеводов и жиров может привести к нарушению обмена веществ.

Сбалансированность питания подразумевает оптимальное соотношение потребления продуктов полностью покрывающие энерготраты организма. Так приблизительно, энерготраты у детей в возрасте 1-7 лет составляют 80-100 ккал на 1 кг массы тела. Приток питательных веществ в организме происходит за счёт того, что организм извлекает их непосредственно из пищи, перерабатывает с помощью специальных пищевых добавок и кишечника, либо синтезирует сам. Поэтому очень важно знать примерные рекомендуемые наборы продуктов, так как не все пищевые вещества синтезируются в организме.

Важно правильно кормить ребёнка, и корректировать все отклонения в деятельности желудочно-кишечного тракта. Исключить из рациона питания продукты и блюда, которые могут оказать раздражающее действие на органы пищеварительной системы.

2. Не менее важным при составлении рациона ребенка является разнообразие продуктов, и разнообразие кулинарной обработки. Это необходимо для того чтобы ребенок мог получить все макро и микро нутриенты (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества). Особое значение имеют белки т.к. они являются строительным материалом для всех органов и тканей. Получить их можно из таких продуктов как: мясо, рыба, молочные продукты, яйца и др., В организм детей должны поступать белки животного и растительного происхождения (для получения аминокислот).

Для активного движения детей необходимо много энергии. Основным поставщиком энергии, являются углеводы (сахар, мед, ягоды, овощи, крупы, мука). Углеводов, к примеру, должно быть больше чем белков и жиров. Жиры это дополнительное депо энергии, которую мы можем получить из сметаны, сыра, мяса, рыбы.

3. И наконец, важным условием правильного питания у детей дошкольного возраста является соблюдения режима питания. Это не только количественное и качественное распределение пищи по калорийности в течении дня, но и количество приемов пищи и интервалы между ними. Отсутствие режима питания у ребенка и его нерегулярность может привести в первую очередь к стрессу организма и различным заболеваниям.

Режим в питании создает лучшие условия для усвоения пищи. Не соблюдение режима приводит к утрачиванию аппетита и к снижению выделения пищеварительных соков.

4. Если говорить про рацион детей нельзя забывать про воду, которая имеет большое значение в протекании жизненных процессов и играет большую роль в теплорегуляции. Потребность в жидкости для детей 3-7 лет в сутки составляет около 60 мл на 1кг массы тела. Некоторые дети привыкают пить воду во время еды. Это не хорошо.

Большое количество жидкости перегружает желудок и создает дополнительную нагрузку на сердце и почки. Кроме того, снижается аппетит из-за ощущения переполнения.

5. Витамины - важная составная часть пищевого рациона детей дошкольного возраста. Витамины способствуют повышению сопротивляемости организма ребенка, участвуют в процессах кроветворения, окислительных процессах. Особое значение имеет витамин «С» (аскорбиновая кислота). Он легко разрушается от действия воздуха, света, при их термической обработке. Поэтому его надо водить круглогодично. Кроме витамина «С» для детского организма необходимы витамины: А, Д, Е, группы В и др.

Для профилактики простудных заболеваний необходимо проводить дополнительную витаминизацию рациона детей.

Питайтесь правильно и будьте здоровы!

dohcolonoc.ru

Правильное питание — залог здоровья дошкольника

Румянцева Т. А., Деньгина А. Ю., Рядинская Н. В. Правильное питание — залог здоровья дошкольника [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 29-31. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13573/ (дата обращения: 05.08.2019).



Данная статья посвящена теме рационального употребления пищи и его роли в системе организма дошкольников. В современном мире особенно важно правильно питаться. В статье представлен анализ возникающих и возможных проблем в вопросах питания дошкольников, с которыми сталкиваются родители и ДОУ. От правильного питания во многом зависит состояние здоровья детей и полноценное развитие их организма. В статье раскрываются следующие вопросы: «Что представляет собой система правильного питания в детском саду»; «Что понимается под правильным питанием и каким оно должно быть для дошкольников»; «На что обращать внимание при организации питания детей дошкольного возраста»; «Каким продуктам отдается предпочтение при организации питания». Сформулированы формы работы с родителями, даны рекомендации по питанию детей.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, здоровье, правильное питание, меню, организм, иммунная система.

Здоровье — главная ценность человеческой жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями и бесконечными насморками. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, в общем развитии детского организма. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не навредить своему организму.

Задача детского сада и семьи — сохранение и укрепление здоровья ребенка, важная составляющая которого — правильное питание. О нем необходимо заботиться с раннего детства, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие организма, способствовать профилактике заболеваний, устойчивости к воздействию инфекций. Недостаток в пище витаминов и микроэлементов, а также вредные составляющие некоторых современных продуктов, выпускаемые недобросовестными производителями, отрицательно сказываются на физическом развитии детей, что способствует снижению иммунитета, сопротивляемости организма к болезням, развитию хронических заболеваний. Проблема формирования у детей начальных представлений о здоровом образе жизни, культуре питания — актуальный аспект в работе педагогов дошкольных учреждений. Часто взрослые теоретически понимают важность расширения представлений ребенка о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим), но на практике действуют иным образом, сталкиваясь с множеством объективных и субъективных проблем. Такое противоречивое поведение взрослых не способствует укреплению здоровья детей. Повышение компетенций родителей в данном вопросе — необходимое звено в общем взаимодействии взрослых, воспитывающих дошкольника. Формирование навыков правильного питания должно проходить в системе «педагог — ребенок — родитель». Сформировать у детей на этапе завершения дошкольного образования ценностного отношения к здоровому образу жизни и правильному питанию, является целевым ориентиром дошкольных учреждений. Для решения цели были сформулированы следующие задачи: изучить проблемы организации правильного питания; сформулировать с детьми правила здорового питания; формировать у детей культуру приема пищи и питания; повысить компетенции родителей в организации питания дошкольников путем участия в совместных мероприятиях; создать журнал в детском саду для детей и их родителей «Будь здоров!».

Питание детей всегда интересовало ученых, педагогов и психологов, которые уделяли большое внимание этой проблеме. Особенности питания дошкольников изучали В.А Квитковская, О. А. Маталыгина, Н.Ю Минина, Н.А Сташевская и др. А. С. Алексеева, В. Г Алямовская, И.Я Конь, М. В Лещенко в своих работах рассматривали вопросы организации рационального и сбалансированного питания детей в ДОУ. А. С. Алексеева утверждала, что от правильной организации питания в детском возрасте, во многом зависит состояние здоровья взрослого человека. По мнению О. А. Моталыгиной ребенок 6–7 лет должен и может самостоятельно оценивать свое питание, в том случае, если взрослые ему помогут. Важнейшей задачей взрослых является формирование у детей определенных знаний в области питания, что в дальнейшем поможет сохранить здоровье ребенка. В целях преумножения и сохранения здоровья ребенка наиважнейшей задачей взрослых является формирование у него определенных знаний в области питания. Педагоги и родители закладывают основу правильного питания детей, которое тесно связано с культурой поведения детей за столом. Воспитатели и родители должны научить детей культурно-гигиеническим навыкам, правильному поведению за столом. Важно обращать внимание на осанку ребенка при приеме пищи, на культуру принятия пищи, культурно-гигиенические правила, связанных с приемом пищи. Важно, чтобы во время еды педагоги и обслуживающий персонал были спокойны, несуетливы, всегда поддерживали хорошее настроение у детей. Например, использовать следующие фразы: «Как вкусно пахнут котлеты!», «Как сегодня красиво подано блюдо!», «Какой вкусный суп!» Сервировка стола, приятный запах и внешний вид поданного блюда, вызывают аппетит у детей. Во время приема пищи может звучать приятная негромкая музыка.

Не секрет, что дети любят жвачки, чупа-чупс, сладкие газированные напитки, что вредно для их здоровья. Беседы с родителями не всегда дают желаемые результаты. Педагогами было проведено анкетирование родителей, которое выявило ряд проблем: недостаточное соблюдение членами семьи норм правильного питания, культуры приема пищи, дети не всегда соблюдают правила поведения за столом, плохо знают названия блюд, недостаточно владеют столовыми приборами. Это позволило сделать вывод о том, что в семейном воспитании формированию культуры правильного питания уделяется недостаточное внимание. И возникла идея проведения проекта «Здоровая еда, в жизни нам всегда нужна». Родители воспитанников поддержали эту идею.

Цель проекта была сформулирована следующим образом: «Формирование у детей дошкольного возраста и их родителей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья». Задачами проекта стали: сформировать у детей понятие о правильном питании; расширять знания детей о продуктах здорового питания; обучать детей культуре питания; способствовать повышению культуры пищевого поведения в семье; совершенствовать у родителей понимания важности и значения правильного питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья; привлечь детей и их родителей к совместной деятельности по изучению здорового образа жизни, гигиены питания, принципов безопасности и качества питания.

Организационный этап предусматривал: выбор методов и приемов работы с детьми для реализации проекта; изучение методической литературы; организацию развивающей предметно-пространственной среды: создание в группе информационного стенда «Как разнообразить питание детей дошкольников»; изготовление и оформление дидактических, настольно-печатных игр и пособий, атрибутов к сюжетно-ролевым играм; организацию сотрудничества с родителями, разработку индивидуальных бесед «Правильное питание ребенка» и анкет для родителей.

На основном этапе осуществлялись деятельность в игровых центрах: проводились дидактические игры: «Готовим салат», «Варим компот», «Отгадай по запаху», «Угадай по вкусу», «Каши разные нужны», которые способствовали знакомству детей с особенностями приготовления блюд, сюжетно-ролевые игры «Приходите в гости к нам», «Наш семейный ужин», «Магазин вкусных и полезных продуктов»; обучение подвижным, речевым играм; познавательные игры-занятия, экскурсии, досуги, развлечения «В гости к Айболиту»; экспериментальная деятельность; чтение художественной литературы, разучивание игр, стихов; продуктивная деятельность. Для родителей оформили уголок на тему «Здоровое питание детей». Педагогами была организована выставка творческих работ детей совместно с родителями «Украшаю любимое блюдо», «Витамины на столе».

Итоговым мероприятием заключительного этапа прошло развлечение «Правильное питание- залог здоровья детей» и оформление журнала «Будь здоров!»

В результате проектной деятельности все участники образовательного процесса проявили творческую активность, у детей повысился уровень знаний по данной теме, формировались основы поведения за столом, культура правильного питания.Работа над проектом способствовала развитию устойчивого интереса у детей к сохранению своего здоровья, закрепились правила правильного питания, дети научились различать полезные и вредные для здоровья продукты питания, многое узнали о витаминах, находящихся в овощах и фруктах, о пользе каши. Родители привлекались к участию в проектах, участвовали в выставке рисунков, изготовлении альбомов, плакатов, принимали участие в вечерах развлечений. Повысился интерес родителей к правильному питанию и здоровому образу жизни детей.Систематическое, планомерное и совместное воздействие таких факторов, как семья, детский сад, ближайшее окружение, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью. В нашем детском саду вошло в традицию проведение ко Дню матери фотоконкурса «Готовим вместе с мамой!». Родители с детьми проводят презентацию блюд, в ходе которой рассказывают о том, какую пользу приносят те или иные продукты, блюда. Правильное питание должно быть регулярным, разнообразным, адекватным, безопасным и приносить удовольствие. В группе были сформулированы правила правильного питания детей: перед едой, вымой руки с мылом; набирай еду небольшими порциями; во время еды, ногами не стучи; кушай аккуратно, не сори, с едой не играй; сиди прямо; правильно пользуйся столовыми приборами; пользуйся салфеткой; благодари за еду.

В результате проведенной работы педагогами и родителями воспитанников, у детей изменилось отношение к некоторым блюдам, которые они раньше не любили. Дети научились выбирать полезные продукты, ответственно относиться к своему здоровью. Информация, предоставленная родителям, помогла им пересмотреть семейное меню, оценить пользу молочных, овощных и фруктовых блюд для детей. Многие родители поняли, что правильно организованное питание обеспечивает детей необходимыми витаминами, повышает сопротивляемость организма к вредным факторам и инфекциям.

Систематическая, планомерная, целенаправленная деятельность всего коллектива помогла добиться положительных результатов, повысилась родительская компетентность и заинтересованность в вопросах здорового питания детей. Родители стали больше уделять внимания разнообразию и витаминизации блюд.

Литература:

  1. Колесникова С. А. Требования к организации питания дошкольников // Дошкольная педагогика.-2002. — № 5.- с.4
  2. Кожевникова Н. Г. Питание детей в детском саду.-1981.- с.7–12
  3. Галаева Г. Климова Ю. Разговор о правильном питании// Обруч.-2002.- № 5.- с. 17
  4. Организация питания в дошкольных образовательных учреждениях// Дошкольное воспитание.- 2000.- № 1.- с. 88–92
  5. Гуменюк Е. И., Слисенко Н. А. «Правильное питание дошкольников».
  6. Коняева Л. «Будь здоров, малыш» (Дошкольное воспитание № 11, 2004 г.)
  7. Махонева М. «Воспитание здорового ребенка» (Дошкольное воспитание № 6, 2002 г.)
  8. Маталыгина О. А. Все о питании детей дошкольного возраста / 2009.- 272с.
  9. Алексеева А. С. Организация питания детей в дошкольном учреждении пособие для воспитателей детского сада/ А. С. Алексеева, Л. В. Дружинина, К.Ладодо.- М.: Просвещение, 1990.-210с.

Основные термины (генерируются автоматически): правильное питание, ребенок, родитель, детский сад, здоровье, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровое питание, правильное питание детей, время еды.

Правильное питание — залог здоровья дошкольника. правильное питание, ребенок, родитель, детский сад, здоровье, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровое питание, правильное питание детей, время еды.

Правильное питание — залог здоровья дошкольника. правильное питание, ребенок, родитель, детский сад, здоровье, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровое питание, правильное питание детей, время еды.

Правильное питание — залог здоровья дошкольника. правильное питание, ребенок, родитель, детский сад, здоровье, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровое питание, правильное питание детей, время еды.

Правильное питание — залог здоровья дошкольника. правильное питание, ребенок, родитель, детский сад, здоровье, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровое питание, правильное питание детей, время еды.

Правильное питание — залог здоровья дошкольника. правильное питание, ребенок, родитель, детский сад, здоровье, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровое питание, правильное питание детей, время еды.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровье. Проблемы здоровья населения следует отнести к глобальным, связанным с национальной безопасностью государства.

Правильное питание — залог здоровья дошкольника. правильное питание, ребенок, родитель, детский сад, здоровье, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровое питание, правильное питание детей, время еды.

Правильное питание — залог здоровья дошкольника. правильное питание, ребенок, родитель, детский сад, здоровье, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровое питание, правильное питание детей, время еды.

И. И. Соковня-Семенова, автор концепции о здоровом образе жизни, отмечала, что здоровый образ жизни зависит от следующих факторов: − от пола, возраста и состояния здоровья; − от условий обитания (климат, жилище)

moluch.ru


Смотрите также

 Поиск



Любое использование материалов с сайта разрешено только при наличии гиперссылки на источник материала.