| Регистрация | Вход
  Красота и здоровье  |  Мода и стиль  |  Дом и семья  |  Отношения  |  Материнство  |  Дети   |  Кулинария  |  Женский клуб



 В женском клубе:

 Опрос

Ваш возраст
Всего ответов: 270


 Новые статьи
Проблемы, которые могут возникнуть без шапки
Как управлять состоянием своего организма
Ищу суррогатную маму без посредников
Покупаем духи
Турмалин спасет Ваши суставы!
Кожаная мужская сумка должна быть удобной
Детская декоративная косметика
Гироборды и сегвеи для вашего ребенка
Чистка украшений
Как правильно завязывать шнурки на беговых кроссовках
Как встретить Новый год?
Когда дело доходит до свадьбы...
Работа, учёба и дом... Как всё успеть?
Победить осеннюю хандру...
Простые правила дружбы
Тренажёр – лучший друг здоровья
Понять мужа... Понять жену... Понять друг друга...
Детский садик или дом?
Работать или нет?
Забеременеть с помощью… пиявки

С какой целью проводится патронаж больных детей


Патронаж это : определение, формы, цели :

Патронаж - это особая форма опеки, устанавливающаяся в соответствии с законодательством над дееспособным гражданином, который не может вследствие каких-либо причин (состояния здоровья и так далее) посещать лечебное учреждение, осуществлять свои права и так далее.

Формы патронажа

В зависимости от целей посещения выделяют патронаж:

Врачебная (сестринская) опека осуществляется работниками ЛПУ и подразделяется на посещение:

  • лежачих/амбулаторных больных;
  • беременных;
  • новорожденных и детей до трех лет.

Патронаж беременных

Посещение беременной женщины проводится дважды:

  • сразу после взятия на учет;
  • во время декретного отпуска.

В первом случае целью прихода медсестры или фельдшера является проведение инструктажа и сбор анамнеза. При этом обращают внимание на:

  • наследственность;
  • наличие пренатальных факторов риска;
  • бытовые и материальные условия;
  • психологическую обстановку в семье;

Обязательно выясняют вопрос, желательна ли настоящая беременность. После этого будущей матери рассказывают о необходимости правильного питания и посещении курсов для молодых родителей при детской поликлинике.

Во второй раз медсестра или фельдшер посещают беременную женщину на дому во время декретного отпуска (то есть в тридцать одну - тридцать восемь недель). Целью такого визита является контроль за выполнением предписанных ранее рекомендаций, оценка возможных факторов риска и подготовка к периоду после родов (то есть советы по формированию аптечки и гардероба для ребенка, обустройству места для новорожденного, подготовке молочных желез к кормлению, профилактике гипогалактии и так далее).

Частота проведения патронажа новорожденных

Первый патронаж новорожденных осуществляется в течение трех дней после выписки из роддома. Далее контроль за ребенком в условиях нахождения его дома проводится по определенному графику.

  • В течение первой недели после рождения малыша патронаж медсестры проводится два раза.
  • Для грудного ребенка в возрасте до одного месяца - один раз в неделю.
  • Посещение малышей в возрасте от одного до шести месяцев - два раза в месяц.
  • Патронаж ребенка от шести до двенадцати месяцев - один раз за месяц.
  • Детей от двенадцати месяцев до двух лет посещают один раз за три месяца.
  • Детей от двух до трех лет - один раз за полгода.
  • Детей старше трех лет - один раз за год.

Первый визит к новорожденному

Во время первого визита к новорожденному ребенку участковый педиатр (или медсестра):

  • осматривает малыша (обращая внимание на состояние места БЦЖ и пупочной ранки);
  • изучает санитарно-гигиенические условия, в которых содержится ребенок (чистота, температура в комнате и так далее);
  • выдает рекомендации по кормлению, прогулкам, воспитанию.

Мать обучается процессам ухода за новорожденным (купанию, пеленанию, обработке слизистых и так далее). Также доктор разъясняет родителям информацию о неотложных состояниях (аспирации, гипертермии, синдроме внезапной смерти).

Посещения детей первых двенадцати месяцев жизни

Во время таких визитов:

  • выявляются возможные проблемы у ребенка и матери;
  • собирается анамнез;
  • проводится анализ соответствия режима возрасту ребенка;
  • изучается качество и соответствие питания (аппетит, введение прикормов, вид вскармливания);
  • производится осмотр состояния кожных покровов, мышц, костей. Обращается внимание на настроение ребенка, его реакцию на игрушки, упитанность, количество зубов, сердцебиение, температуру, дыхание, умения соответственно возрасту, состояние БЦЖ, характер мочеиспускания и стула;
  • ведется разъяснительная работа с родителями по поводу питания, режима, воспитания;
  • определяется график прививок.

Данные посещения проводятся патронажной медсестрой. При выявлении каких-либо отклонений участковый педиатр обязательно ставится в известность. Вся информация о патронаже заносится в специальную карту.

Посещение больных на дому

В этом случае патронаж - это визит к больному, который находится на амбулаторном лечении, однако в силу определенных причин не может посещать лечебное учреждение.

Участковая медсестра наблюдает за состоянием пациента и контролирует выполнение им всех рекомендаций доктора. При необходимости пациентам меняют повязки и проводят инъекции.

Визиты наносятся пациентам с пневмониями, ревматизмом, пороками сердца, онкологическими заболеваниями, в стадии компенсации и так далее.

Социальный патронаж

Проводится работниками специальных служб. Социальный патронаж - это регулярное посещение, посильная помощь и консультирование инвалидов, пожилых людей и семей, относящихся к группам риска:

  1. Дисфункциональные. В них по каким-либо причинам затруднено функционирование семьи (малоимущие, беженцы, многодетные, безработные, родители до восемнадцати лет либо те, где есть дети-инвалиды).
  2. Социопатические - где присутствует асоциальное поведение (алкоголики, наркоманы, правонарушители).

Виды социального обслуживания:

  • Медико-социальный патронаж - это наблюдение и оказание помощи по уходу за больными, физически неполноценными членами семей и детьми-инвалидами. Это доставка лекарственных препаратов, кормление, гигиенические процедуры, уборка и так далее.
  • Социально-психологическая помощь. Оказание психологической поддержки при стрессовых ситуациях, проблемах с воспитанием, консультации психологов.
  • Социально-экономический патронаж - это выдача материальной помощи нуждающимся ветеранам, инвалидам и семьям в виде продуктов питания, одежды, пособий.
  • Социально-педагогическая помощь.

Целью социального патронажа является организация оптимальных условий недееспособным людям, помогающая преодолевать жизненные трудности с постепенным переходом к полноценной жизни.

  • 27.04.2017
  • 0
  • Бизнес статьи

businessman.ru

Патронаж

    Патронаж (франц. patronage покровительство) — форма работы лечебно-профилактических учреждений, основными целями которой являются проведение на дому оздоровительных и профилактических мероприятий, внедрение правил личной гигиены и улучшение санитарно-гигиенических условий в быту. Особенно широко патронаж используется в учреждениях охраны материнства и детства, некоторых диспансерах. Осуществляется врачами, участковыми (патронажными) сестрами детских поликлиник, диспансеров и сельских врачебных участков, фельдшерами и акушерками женских консультаций и фельдшерско-акушерских пунктов. Особой формой патронажа является уход за одинокими и престарелыми больными, осуществляемый патронажными медсестрами обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

    Патронаж беременных — составная часть системы диспансерного наблюдения за беременной женщиной, целью которого является осуществление комплекса мероприятий, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья матери, предупреждение развития у нее заболеваний и осложнений беременности, раннее их выявление, лечение и обеспечение условий для нормального развития плода.

    Эффективность проводимых в женской консультации мероприятий по охране здоровья беременной и антенатальной охране плода наиболее высокая, когда они осуществляются с ранних сроков и проводятся систематически в течение всей беременности. Кроме того, это позволяет врачу правильно определить сроки беременности и декретного отпуска. Установлена четкая зависимость между уровнем перинатальной смертности и числом, а также регулярностью посещений беременной консультации.

    Во время беременности при ее физиологическом течении женщина должна посетить акушера-гинеколога в среднем 14 раз. После первого осмотра явка назначается через 7—10 дней (с результатами анализов, заключением терапевта и других специалистов); в дальнейшем в первую половину беременности — 1 раз в месяц; после 20 недель — 2 раза; после 32 недель — 3—4 раза.

    При посещении беременной женской консультации врач и акушерка имеют возможность оценить ее состояние по динамике прироста массы тела, уровню АД, анализам мочи и др. О состоянии плода судят по данным ультразвукового и других специальных исследований. При выявлении у беременной соматических заболеваний, осложнений беременности частота наблюдении и объем обследований возрастают.

    Если женщина является в женскую консультацию нерегулярно или не посещает врача в назначенный срок, особенно при наличии патологии беременности, акушерка осуществляет патронаж, т.е. навещает ее дома, выясняет причину неявки, измеряет АД и приглашает на прием к врачу. Патронаж проводят также при отказе женщины от госпитализации. В этом случае врач или акушерка разъясняют женщине или ее близким родственникам опасность, к которой могут привести нарушения в состоянии здоровья женщины и плода, а также напоминает об ответственности за отказ от госпитализации. При этом врач назначает соответствующую терапию и продолжает наблюдать беременную на дому. При посещении беременной на дому врач и акушерка дают рекомендации по питанию, личной гигиене, участию женщины в домашней работе, исходя из условий жизни семьи и здоровья женщины.

    Результаты патронажа, дата его осуществления заносятся в Индивидуальную карту беременной, родильницы (форма № 111/у). Патронаж беременной может осуществлять и врач, если женщина по состоянию здоровья не может посетить консультацию или необходимость ее осмотра врачом на дому выявлена акушеркой при патронаже.

    В регионах с высокой рождаемостью, при значительном числе многорожавших женщин на участке для осуществления патронажа беременных выделяется специальная патронажная акушерка.

    Дородовой патронаж беременных осуществляют также медсестры детской поликлиники. Сведения о беременных в детскую поликлинику поступают из женской консультации. Медсестра посещает беременную дважды: первый раз в течение 10 дней после получения сведений о ней из женской консультации, второй раз — на 31—32-й неделе беременности. Цели дородового патронажа: установить контакт детской поликлиники с будущей матерью, познакомиться с условиями жизни будущего ребенка, оценить социальное положение семьи, гигиеническое состояние квартиры, выяснить состояние здоровья матери, дать ей необходимые рекомендации по режиму труда, отдыха, питанию, по подготовке уголка для новорожденного, обучить правилам вскармливания и ухода за новорожденным, проконтролировать регулярность посещения женщиной школы молодых матерей. При обнаружении социально-бытовых трудностей в семье медсестра может направить женщину на консультацию к юрисконсульту.

    Патронаж детей осуществляется на каждом педиатрическом участке врачом-педиатром и участковой сестрой либо фельдшером. Основными задачами патронажа детей на дому являются ранняя диагностика начальных отклонений в состоянии здоровья детей и своевременное назначение оздоровительных и корригирующих мероприятий, контроль за осуществлением ухода матерью за новорожденным и его вскармливанием.

    Первый раз врач-педиатр и медсестра посещают ребенка на 2—3-й день после выписки его из акушерского стационара, затем один раз в неделю. Т.о., участковый врач-педиатр осматривает ребенка на первом месяце жизни 3—4 раза. В некоторых регионах страны первый осмотр новорожденных участковым педиатром осуществляется в родильном доме. Медсестра посещает ребенка на первой неделе 2 раза, затем еженедельно, в среднем на первом месяце не менее 5—6 раз. В течение последней недели первого месяца жизни ребенок должен быть осмотрен в детской поликлинике в специально отведенный для приема день. Во время патронажа даются советы по правилам гигиенического ухода за новорожденным, режиму сна, бодрствования, вскармливания, профилактике гипогалактии, гнойничковых заболеваний кожи. Совместно с матерью вырабатывается тактика наблюдения за новорожденным с учетом течения беременности, родов, условий жизни семьи. Медсестра должна обращать внимание на тщательность сцеживания матерью молока, поведение ребенка после кормления. Качество указанной работы зависит от профессионального уровня медперсонала детской поликлиники. Наблюдение за ребенком первого месяца жизни, все виды медпомощи осуществляются только на дому. При организации наблюдения за новорожденными на участке особое внимание обращается на детей, рожденных матерями группы высокого риска перинатальной патологии. В дальнейшем патронаж детей врачом или медсестрой может быть организован по показаниям (например, после перенесенных заболеваний).

    На селе патронаж детей до 1 года осуществляет медсестра. Она контролирует рациональное вскармливание ребенка, организует мероприятия по профилактике рахита и гипотрофии, профилактические прививки, проводит работу по повышению санитарной культуры матери. При отсутствии в штате ФАП патронажной медсестры эти функции выполняет акушерка. Результаты патронажа заносятся в амбулаторную карту или патронажные тетради.

    Врачебный патронаж детей первого месяца жизни и дальнейшее наблюдение за их развитием осуществляет врач-педиатр сельского врачебного участка, в труднодоступных районах — врач-педиатр выездной врачебной бригады центральной районной больницы.

    Патронаж психически больных — одна из организационных форм внебольничной психиатрической помощи. Основная цель патронажа психически больных — проведение на дому, в семьях, производственных трудовых коллективах долечивания психически больных, выписанных из стационаров, медицинское наблюдение за лицами, не нуждающимися в оказании медпомощи в специализированных лечебно-профилактических учреждениях психиатрического профиля.

    Участковые психиатры и средние медработники психоневрологических диспансеров (диспансерных отделений, кабинетов) обязаны с определенной периодичностью посещать психически больных на дому и в других указанных местах их пребывания для проведения лечебных, оздоровительных, социально-реабилитационных и других мероприятий.

    Патронаж больных туберкулезом — одна из форм противотуберкулезной работы на участке. При обнаружении у больного микобактерий туберкулеза очаг инфекции в течение 3 дней должна посетить медсестра противотуберкулезного диспансера, а в течение 10 дней — врач вместе с медсестрой. План оздоровления очага и порядок наблюдения за ним определяются степенью его эпидемической опасности.

    К эпидемически наиболее опасным (I группа) относят все очаги, в которых проживают больные с обильным бактериовыделением, а также скудным бактериовыделением, но при наличии в очаге отягощающих факторов (проживание детей или подростков, плохие жилищные условия, несоблюдение санитарно-гигиенических правил, особенно злоупотребление алкоголем). Эпидемически менее опасными (II группа) являются очаги, в которых проживают больные со скудным бактериовыделением при отсутствии в очаге перечисленных выше отягощающих факторов. К этой группе причисляют также очаги, в которых больной признан формальным (условным) бактериовыделителем, но в них проживают дети или подростки либо имеет место хотя бы один из отягощающих факторов. К эпидемически потенциально опасным (III группа) относят очаги, в которых проживают больные с формальным (условным) бактериовыделением и при отсутствии в очаге отягощающих факторов.

    Очаги посещают эпидемиолог и участковый врач; участковая медсестра должна бывать не менее 1 раза в месяц в очагах I группы, не реже 1 раза в 2 месяца — II группы и не реже 1 раза в 6 месяцев — III группы. При посещении очагов медсестра проводит необходимые профилактические и лечебные мероприятия: наблюдает за санитарным состоянием жилища; инструктирует относительно способов текущей дезинфекции (обеззараживание плевательниц, посуды. белья, мокроты, предметов уборки помещений: ежедневная влажная уборка помещений с обязательным использованием дезинфицирующих средств при обработке мест общего пользования, а по показаниям — всей квартиры, например в очагах I группы: контролирует своевременность проведения сотрудниками дезинфекционных станций заключительной дезинфекции: следит за личной гигиеной больного, за режимом питания, отдыха и сна; организует и проводит работу по гигиеническому воспитанию и пропаганде здорового образа жизни (см. Служба формирования здорового образа жизни); принимает меры к своевременному и регулярному посещению больными и контактными лицами противотуберкулезного диспансера, в т.ч. с целью контроля за амбулаторной химиотерапией; следит за своевременностью и полнотой проведения специфической профилактики туберкулеза (прививок и химиопрофилактики), добивается госпитализации больного в туберкулезный стационар. В исключительных случаях, когда лечение больного проводится на дому, медсестра организует уход за ним и ведет дневник, в который вносятся сведения о врачебных назначениях и их выполнении.

Внимание!    Статья 'Патронаж' приведена исключительно в ознакомительных целях и не должна применяться для самолечения

znaiu.ru

Медицина. Сестринское дело.

 ПАТРОНАЖ.

Патронаж –это активное посещение пациента на дому.

1.Первый дородовый педиатрический патронаж  осуществляется  медсестрой или фельдшером ФАПа после взятия женщины на учет в женской консультации и передачи сведений в детскую поликлинику.

ЦЕЛЬ – сбор анамнеза и проведение инструктажа будущей матери. Обратить внимание на:

  • Факторы пренатального риска;
  • Наследственность;
  • Выявить желательна ли беременность;
  • Морально-психологический климат в семье.
  • Материально- бытовые условия.

Рекомендации:

    1. Посещение школы молодых родителей в детской поликлинике;
    2. Вопросы рационального питания и ЗОЖ.
  1. Второй дородовый педиатрический патронаж осуществляется на 31-38 неделе беременности (декретный отпуск).

Цель:

  • Проверка выполнения полученных ранее рекомендаций;
  • Повторная оценка  факторов пренатального риска;
  • Подготовка к послеродовому периоду (беседа о грудном вскармливании, о подготовке молочных желез к кормлению, профилактика гипогалактии, подготовка приданого и уголка ребенка, аптечки).

СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДИАТРИЧЕСКИХ ПАТРОНАЖЕЙ.

ВОЗРАСТ РЕБЕНКА ЧАСТОТА ПАТРОНАЖЕЙ
Новорожденный 1 патронаж в первые 3 дня после выписки из роддома или в 1-й день
Новорожденный (1 неделя) 2 раза в неделю
Новорожденный (до 1 месяца) 1 раз в неделю
Грудной ребенок (до 6 мес.) 2 раза в месяц
Грудной ребенок (после 6 мес.) 1 раз в месяц
Ребенок от 1-го года до 2-х лет 1 раз в 3 месяца
Ребенок от 2-х  до 3-х лет 1 раз в 6 месяцев
Старше 3-х лет 1 раз в год
Читайте так же про:  Кувез для новорожденных. ОБРАБОТКА КУВЕЗА.
  1. Первый патронаж к новорожденному.

Основные правила:

  • Осуществляется совместно   врачом-педиатром с участковой медсестрой;
  • Своевременность проведения;
  • Торжественность;
  • Информативность.

На этом патронаже проводится:

  • осмотр ребенка (в том числе осмотр пупочной ранки и место БЦЖ);
  • инструктаж матери по вопросам вскармливания, ухода за ребенком, его воспитания;
  • санитарно-гигиенические условия для ребенка в квартире (санитарное состояние и уборка помещений, температурный режим в комнате, правила стирки и хранения чистого и грязного белья и т.д.);
  • обучение матери манипуляциям по уходу за новорожденным: пеленание, подмывание, туалет кожи и слизистых и т. д.
  • организация прогулок;
  • роль отца в воспитании и уходе за ребенком;
  • информация о состояниях, требующих срочной медпомощи (гипертермия, аспирация, синдром внезапной смерти).
  1. Патронажи к детям первого года жизни.

Алгоритм проведения учебного патронажа:

  1. Выяснить проблемы у матери и у ребенка.
  2. Собрать анамнез (генеалогический, биологический, социальный).
  3. Провести анализ возрастного режима дня на основании беседы с мамой (число кормлений, количество часов ночного и дневного сна, как организовано бодрствование).
  4. Оценить характер питания (вид вскармливания, кратность кормлений, прикормы, аппетит, любимые блюда).
  5. Провести объективное обследование:
    • Ведущие линии НПР, параметры поведения (настроение и живость реакции на окружающее, сон, аппетит, характер бодрствования, отрицательные привычки, индивидуальные особенности);
    • Состояние кожи и подкожно-жировой клетчатки (цвет, чистота, влажность, эластичность кожи, тургор мягких тканей, толщина подкожно-жирового слоя; у новорожденных отметить состояние пупочной ранки);
    • Состояние костно-мышечной системы (размеры и состояние краёв большого родничка, количество зубов, порядок их прорезывания, мышечный тонус, двигательные умения);
    • Определить частоту пульса, дыхания, температуру тела;
    • Выяснить частоту и характер стула, частоту мочеиспускания;
    • Оценить реакцию на вакцинацию БЦЖ (пятно, инфильтрат, везикула, язвочка, рубчик).
  6. Дать рекомендации матери по:
  • Соблюдению возрастного режима дня;
  • Рациональному питанию;
  • Физическому воспитанию;
  • Воспитательным мероприятиям;
  • Подготовке к прививкам;
  • Профилактике пограничных состояний (рахит, гипотрофия, анемия и т.д.);
  • Устранению выявленных отклонений.
  1. Сделать запись в Ф № 112/у.
  2. О выявленных отклонениях в состоянии здоровья ребенка и матери информировать участкового педиатра.
Читайте так же про:  Патронаж здорового ребенка

sestrinskij-process24.ru

Алгоритм проведения патронажа.

1.Выяснить жалобы матери.

2. Изучить санитарное состояние квартиры и условия жиз­ни ребенка. Отметить наличие кроватки, коляски, манежа, пред­метов ухода, соблюдение правил стирки и хранения детского бе­лья, одежды, обработки посуды.

3. Дать анализ соблюдения возрастного режима дня (сколько раз ребенок спит днем и сколько часов ночью; организации бодр­

ствования; выносят ли ребенка на улицу, когда, на какое время), оценить характер питания (вид вскармливания; кратность корм­ления; перечислить дополнительные продукты, получаемые ре­бенком; отметить аппетит).Особое внимание уделить сохране­нию грудного вскармливания, проведению массажа и гимнасти­ки, закаливания, гигиене тела (частота купания, наличие отдель­ной ванночки), воспитательных мероприятий. Если накануне бы­ла сделана прививка, оценить общее состояние ребенка, выявить поствакцинальную реакцию (осложнения) и сообщить врачу. Уточнить проведение профилактики рахита. Проконтролировать выполнение предыдущих назначений врача.

4. Провести объективное обследование ребенка (перед об­следованием вымытьруки\). Особое внимание обратить на:

· ведущие линии нервно-психического развития, параметры поведения (настроение и живость реакции на окружающее, сон, аппетит, характер бодрствования, отрицательные привычки, ин­дивидуальные особенности);

· состояние кожи и подкожно-жирового слоя (цвет, чистота, влажность, эластичность кожи, тургор мягких тканей, толщина подкожно-жирового слоя; у новорожденного отметить состояние пупочной ранки);

· костно-мышечную систему (размеры и состояние краев большого родничка, количество зубов, порядок их прорезывания; мышечный тонус, двигательные умения);

· частоту дыхания, пульс, температуру тела;

· стул и диурез (частота и характер стула, частота мочеиспус­каний);

· реакцию на вакцинацию БЦЖ (указать проявления мест­ной реакции на БЦЖ: пятно, инфильтрат, везикула, язвочка, рубчик).

5. Провести инструктаж матери, дать ей рекомендации. Особое внимание обратить на соблюдение возрастного режима дня, вопросы рационального питания, физического воспитания, воспитательные мероприятия, подготовку к прививкам, профи­лактику пограничных состояний, а также устранение выявленных отклонений.

6. Сделать запись в патронажном листе. Подклеить патро­нажный лист в историю развития ребенка (ф. № 112/у).

Запись выполненного патронажа.

Ф.И.О. ребенка ___________________

Адрес _____________________________

Жалоб мать не предъявляет. Санитарное состояние квартиры удовлетворительное. Условия жизни ребенка хорошие. Имеет все необходимое. Гигиенические требования к содержанию предметов ухода, детского белья, одежды и посуды соблюдаются.

Ребенок большую часть суток спит. Засыпает быстро, сон неус­тойчив. Во сне и во время бодрствования отмечается периодическая хаотичность движений. Регулярно, 3-4 раза в день по 1,5-2 ч, малыш бывает на свежем воздухе. Купают ежедневно. Ребенок получает только материнское молоко. Кормят по требованию, обычно 6-7 раз в сутки днем и 1 раз ночью. Аппетит хороший.

Температура в помещении +22 °С. Мать регулярно проводит за­каливающие процедуры (сон на свежем воздухе, воздушные ванны 5-6 мин во время пеленания, умывание водой с температурой +28 °С, гигиенические ванны при температуре воды +37 °Св течение 5-6 мин). Уделяет ребенку много внимания, разговаривает с ним, стимули­рует сосредоточение и слежение за предметом, обнаружение источника звука. Использует игрушки простой формы, крупные, яркие, не много­цветные. Игрушка подвешена на расстоянии 70 см от груди, положение ее меняется. Перед кормлением ребенка выкладывает на живот.

При осмотре состояние ребенка удовлетворительное. Малыш удерживает взгляд на лице взрослого. Движения глазных яблок не всегда координированы. При сильном звуке он вздрагивает, мигает. Ручки слегка раскрыты. Голову удерживает несколько секунд. Кож­ные покровы чистые, бледно-розового цвета. На левом плече выяв­ляются следы от вакцинации против туберкулеза – инфильтрат7 мм. Регионарные лимфатические узлы неувеличенные. Подкож­ный жировой слой на животе +2 см. Эластичность кожи хорошая. Мышечный тонус сгибателей повышен. Большой родничок имеет размеры 2 х 2,5 см, края умеренной плотности. Частота дыхания 40 в 1 мин, частота сердечных сокращений 130 в 1 мин. Температура тела 36,8 °С. Слизистая полости рта без изменений. Живот мягкий. Моче­испускание свободное. Стул несколько раз в сутки, кашицеобразный, желтый, с кисловатым запахом.

Даны рекомендации:

1) о максимальном пребывании ребенка на свежем воздухе;

2) мать инструктирована, как поддержать лактацию;

3) о продолжении ребенку закаливающих процедур и воспитатель­ном воздействии;

4) о частом и более длительном выкладывании его на живот.

Мать с ребенком приглашена на профилактический прием в поликлинику в возрасте ребенка 1 месяц.

Дата выполнения патронажа 07.07.2002 г.

Патронаж выполнила медсестра Л. И. Мышкина.

ТЕМАТИКА И ПЛАН БЕСЕД С МАТЕРЯМИ

(ИНСТРУКТАЖ)

План беседы с матерями (инструктаж) должен включать в себя введение, в котором обосновывается актуальность темы, ос­новную часть, выводы и практические рекомендации. Работая над текстом беседы, следует использовать широкий спектр лите­ратуры, провести анализ сведений, дав собственную оценку и обосновав выводы.

Содержание беседы должно соответствовать современным научным данным, социальным требованиям обще­ства. Изложение должно быть кратким, доступным для родите­лей и детей, язык и стиль изложения грамотным, предложенные рекомендации убедительными и аргументированными.

Ожидание ребенка. Подготовка комнаты ребенка. Уголок ребенка, стол для пеленания, кроватка, коляска, постельные принадлежности, приданое, предметы ухода. Аптечка. Уборка комнаты, проветривание, температурный режим, идеальная система отопления.

В родильном доме. Первые дни жизни. Масса и длина тела новорожден­ного. Физиологические (пограничные) состояния. Иммунизация против ви­русного гепатита и туберкулеза. Школа молодой матери. Уход за новорож­денным ребенком. Выписка из родильного дома.

Основы рационального питания. Значение и преимущества грудного вскармливания. Понятия: исключительное и преимущественное вскармли­вание грудью. Значение грудного вскармливания, его преимущества.

Механизм образования молока. Строение молочной железы. Образова­ние грудного молока. Признаки активного рефлекса выделения молока (ок-ситоцина). Факторы, сдерживающие выработку грудного молока. Рефлексы ребенка. Процесс сосания груди.

Изменения в составе грудного молока. Краткая характеристика молози­ва, переходного и зрелого молока. Раннее и позднее молоко. Раннее прикла­дывание к груди. Польза раннего прикладывания к груди для матери и ре­бенка, методика. Лактационные кризы.

Совместное размещение матери и ребенка.Способы организации со­вместного содержания, преимущества его для ребенка и матери.

Правила кормления грудью. Частота и продолжительность кормлений. Попеременное кормление одной и другой грудью. Продолжительность ис­ключительно грудного вскармливания. Последствия предоставления ребенку воды, трав, молочных смесей. Вред применения сосок и пустышек. Гигиена кормящей матери. Микроклиматические условия содержания ребенка и лак­тация. Группы социальной поддержки матерей.

Техника кормления грудью.Психологическая подготовка матери к кормлению грудью. Поза матери. Положение ребенка у груди. Поддержка груди. Стимуляция рефлекса захватывания. Прикладывание ребенка к груди. Контроль правильности прикладывания и оценка кормления грудью. Завер­шение кормления.

Неправильное прикладывание к груди. Причины, признаки, тактика по­мощи матери.

Стимуляция выделения молока. Психологическая поддержка матери. Максимальный контакт матери и ребенка. Прием теплого питья перед кормле­нием грудью. Согревание груди. Стимуляция сосков. Массаж груди и спины.

Сцеживание грудного молока. Показания. Способы (руками, молокоот­сосом ручным и электрическим, с помощью шприца-молокоотсоса, теплой бутылки), сравнительная характеристика, техника.

Методика вскармливания при затруднениях со стороны матери.Гипогалактия, затруднение выделения молока из грудных желез, большое ко­личество молока, поступающего быстро, галакторея, неправильная форма сосков (плоский, втянутый, длинный, крупный), трещины, раздражение, кро­вотечение из соска, воспаление сосков, наполнение и нагрубание груди, за­купорка млечного протока. Причины, признаки, тактика помощи матери.

Кесарево сечение, болезнь матери.Тактика помощи матери.

Кормление грудью и прием лекарственных препаратов. Влияние ле­карственных средств на мать и ребенка. Тактика при приеме матерью лекар­ственных средств.

Методика вскармливания при затруднениях со стороны ребенка.От­каз от груди, плач, слабое сосание, расщелина губы и твердого нёба, корот­кая уздечка языка. Причины, тактика помощи матери. Вскармливание доно­шенных близнецов.

Питание и режим кормящей матери.Потребность в питании. Качествен­ный состав рациона. Недостаточность питательных веществ (железа, йода, каль­ция, витамина А и др.). Режим питания. Влияние алкоголя, табака, чрезмерных количеств кофеина, наркотических веществ на лактацию и ребенка.

Правила введения прикормов и корригирующих добавок.Цели и прави­ла введения, виды, сроки введения.

Опасность перевода ребенка на вскармливание молочными смесями.Причины перевода. Последствия вскармливания ребенка молочными смеся­ми. Приемы сохранения и увеличения лактации.

Питание детей с 1 года до 7 лет. Требования к качеству и количеству продуктов, их кулинарной обработке. Распределение продуктов в течение суток. Калорийность пищи, ее распределение в зависимости от возраста.

Питание детей в условиях загрязнения окружающей среды радионук­лидами. Технология приготовления пищи для уменьшения содержания ра­дионуклидов. Использование радиопротекторных свойств пищи. Обогаще­ние рациона минеральными веществами. Усиление выведения поступивших радионуклидов. Особенности питания кормящих матерей и детей раннего возраста.

Первый месяц жизни.Период новорожденности и его особенности. Встреча новорожденного дома. Трудности первых дней. Утренний туалет и осмотр. Обработка пупка. Текущий туалет. Купание. Пеленание. Укладыва­ние в постель. Организация сна. Плач. Одежда. Уход за бельем (смена, стир­ка, полоскание, сушка, глажка, складывание и сортировка белья, хранение). Измерение температуры. Моча и стул. Гигиена матери. Обязанности отца. Взаимоотношения в семье.

Закаливание.Особенности дыхания детей. Проветривание. Прогулка на воздухе. Сон на балконе. Подготовка к прогулке. Дыхание через нос. «Ули­ца» в комнате. Плавать раньше, чем ходить. Мощное средство закаливания и физического воспитания. Врожденный плавательный рефлекс. Бассейн дет­ской поликлиники. Подготовка родителей к роли домашних инструкторов плавания. Необходимые приспособления. Обработка ванны и используемых для плавания предметов. Проводки по поверхности воды на спине и на гру­ди. Первые азы ныряния.

Иммунизацияпротив вирусного гепатита.

Второй месяц жизни. Посещение детской поликлиники. Развитие на втором месяце. Закаливающие процедуры. Массаж и гимнастика. Выклады­вание на живот. Общение с младенцем. Режим дня. Гигиена тела. Рахит и его профилактика. Роднички. Сосание пальца.

Третий месяц жизни. «Комплекс оживления». Первые условные реф­лексы. «Жаворонки» и «совы». Физическое и нервно-психическое развитие. Второй период обучения плаванию. Плавательные движения «на суше» и в воде. Новые виды поддержек на воде и приспособления к ним. Манеж. При­знаки экссудативного диатеза. Особенности вскармливания при экссудатив­ном диатезе. Пищевой дневник. Плач ребенка. Иммунизация против полио­миелита, коклюша, дифтерии и столбняка.

Четвертый месяц жизни. Прибавка в длине и массе тела. Первые сле­зы. Слюнотечение. Стрижка ногтей и волос. Влажные обтирания. Гимнасти­ческие упражнения. Первая ложка. Иммунизация против полиомиелита, кок­люша, дифтерии и столбняка.

Пятый месяц жизни. Двигательные умения. Развитие. Игрушки. Вос­питание с первых месяцев. Новое в режиме дня. Понос. Запор. Метеоризм. Профилактика заболеваний половых органов. Третий этап обучения плава­нию. Иммунизация против полиомиелита, вирусного гепатита, коклюша, дифтерии и столбняка.

Шестой месяц жизни. Ползать раньше, чем сидеть. На руках и в кро­ватке. Гимнастические упражнения.

Седьмой месяц жизни. Первый жизненный опыт. Потребность в движе­нии. Ребенок и взрослый. Воспитание «нельзя». Несчастные случаи. Гимна­стические упражнения. Свободное плавание, ныряние, ходьба в воде. Первые зубы. Стоматит. Возрастные особенности экссудативного диатеза и особен­ности питания при нем.

Восьмой месяц жизни. Потребность в обществе. Новые двигательные уме­ния. Дурные навыки. Воспитание полезных навыков. Строгий распорядок дня. Рахит во втором полугодии жизни. Особенности питания при рахите.

Девятый месяц жизни. Активные действия. Слова-обозначения. Усвое­ние значения слов. Изменения в одежде и обуви. Удлинение периода бодрст­вования. Насильственное кормление. Эстетика кормления. Гигиена сна. За­вершающий период обучения плаванию.

Десятый месяц жизни. Темпы физического развития. Понимание про­стой речи. Игры со взрослыми. Купание сидя. Правильное сидение. Детская мебель. Гимнастические упражнения с предметами. Активная еда.

Одиннадцатый месяц жизни. Сложные действия. Новые игры. Попыт­ки самостоятельно есть. Первые обобщения. Первые слова. Согласованность воспитательных приемов. Познание окружающего мира. Гимнастические упражнения по словесной команде. Прогулки на воздухе. Прогулочная коля­ска. Новые виды пищи. Суточное меню. Кормление полных я худых детей. Крапивница.

Двенадцатый месяц жизни. Итоги физического развития за год. Про­порции тела. Объем двигательных способностей и умений. Любознатель­ность и отсутствие жизненного опыта. Общение со взрослыми. Восприятие музыки. Педагогические и непедагогические мероприятия. Онанизм. Закали­вающие процедуры. Иммунизация против кори, эпидемического паротита и краснухи.

Недоношенный ребенок. Преждевременные роды. Признаки недоно­шенности. Недоразвитие внутренних органов и систем. Незрелость и осо­бенности функции органов дыхания, пищеварения, несовершенство терморе­гуляции. Отделение выхаживания недоношенных детей. Особенности ухода за недоношенным ребенком. Пеленание. Купание. Свежий воздух. Суточный объем пищи. Методика кормления. Питье. Коррекция питания. Профилакти­ка рахита и малокровия.

Врожденная гипотрофия. Внешние признаки. Причины возникновения. Основные особенности развития. Трудности вскармливания. Показатели вы­здоровления. Малорослость (гипостатура).

Травмированные в родах дети. Родовая травма. Причины возникнове­ния черепно-мозговой травмы. Специализированные отделения для детей, травмированных в родах. Долечивание и особенности ухода в домашних ус­ловиях. Наблюдение. Бережное отношение к психике. Предупреждение оста­точных явлений черепно-мозговой родовой травмы. Паралич руки. Криво­шея. «Конская стопа». Переломы костей.

Некоторые аномалии развития. Врожденные пороки развития. Врож­денный вывих бедра. Незаращение верхней губы. Дефекты твердого нёба.

Третье полугодие жизни. Показатели физического развития. Новые возможности познания. Достижения в двигательном развитии. Уголок для тихих игр. Коренные зубы. Воспитание положительных качеств. Комплекс

утренней гимнастики. Режим и организация дня. Гигиенические мероприя­тия. Требования к детской одежде и обуви. Основные компоненты пищи. Примерное недельное меню. Прививка против кори.

Четвертое полугодие жизни. Сложная координация движений. Ис­пользование подражательных действий. Игры и игрушки. Ласка и наказание. Левая рука. Однократный дневной сон. Игровой характер гимнастических занятий. Кулинарная обработка пищи. Суточный набор продуктов. Экссуда­тивный диатез на втором году. Диета при экссудативном диатезе. Иммуни­зации против полиомиелита и коклюша, дифтерии и столбняка.

Третий год жизни. Пропорции тела. Последние молочные зубы и уход за ними. Рост работоспособности. Сюжетные игры. Фразовая речь. Самооб­служивание. Трудовое воспитание. «Сто тысяч почему». Физическая нагруз­ка. Методика закаливания. Возрастная диететика. Организация приема пищи. Меню домашнего питания. Нелюбимая пища. Иммунизация против полио­миелита.

Четвертый год жизни. Дошкольный возраст. Костно-мышечная сис­тема. Нарушение осанки. Правильность посадки. Подбор возрастной мебели. Просмотр телепередач. Вечерний туалет. Гимнастика. Детские инфекции. Признаки болезней. Прогулки зимой. Обучение плаванию. Лето - лучшая пора дня закаливания. Посильный труд. Игра со взрослыми. Первая дружба. Питание. Объем блюд. Кулинарная обработка пищи. Ягоды и фрукты. Не­дельное меню.

Пятый год жизни. Становление основных черт характера. Обучение чистоплотности. Психические перегрузки. Чтение и книги. Радио и телеви­дение. Осознание своего «я». Воспитание воли и здоровья. Первые занятия спортом. Совместные походы. Суточный набор продуктов. Замена про­дуктов.

Шестой год жизни. Причины и профилактика нарушений осанки. Кор­ригирующая гимнастика. Конституция. Типы высшей нервной деятельности. Воспитательные мероприятия. Заикание. Ночное недержание мочи. Кон­троль за поведением. Психологические половые различия. Глистная инвазия. Расширение дневного меню. Полные дети, причины полноты, питание и ре­жим движения полных детей. Недельное меню для домашнего вскармлива­ния детей 6-7 лет. Иммунизация против дифтерии и столбняка, кори, эпиде­мического паротита, краснухи.

Седьмой год жизни. Новые задачи. Усложнение двигательных способ­ностей и умений. Подготовка к школе. Осмотр ребенка врачами- специалистами. Исправление выявленных дефектов здоровья. Рабочее место будущего первоклассника, его оборудование, освещение. Новый режим дня. Требования к будущему школьнику. Домашние задания. Внешкольные заня­тия. Иммунизация против полиомиелита и туберкулеза, дальнейшая плано­вая иммунизация детей.

Бабушка и дедушка. Обновление знаний по уходу за детьми и их воспи­танию. Единство воспитательных приемов. Общая ответственность за итоги воспитания. Взаимное понимание старшего и младшего поколений.

Охрана прав матери и ребенка. Охрана здоровья матери и ребенка. Ме­ры по поощрению материнства. Предоставление льгот беременным женщи­нам и матерям, имеющим детей раннего возраста.

Наиболее частые заболевания у детей грудного и старшего возрастов. Профилактика заболеваний. Основные проявления. Роль родителей помощников врача. Элементы оценки болезненного состояния ребенка. Данные, которые надо сообщать медицинскому работнику. Что нужно предпринять до прихода врача. Измерение температуры. Уход за больным ребенком в семье. Как давать лекарство больному ребенку. Компрессы, ингаляции, введение капель в нос, уши, глаза, клизмы. Режим питания больного ребенка.

Неотложная (домедицинская) помощь.Причины возникновения неот­ложных состояний, основные проявления, меры неотложной помощи, роль родителей, профилактика.

Разное. Организация приема детей в дошкольные учреждения. Гигиени­ческие требования к организации сна. Патологический сон у детей. Энурез, причины возникновения, формы, особенности индивидуального подхода к детям. Скрытые депрессии у детей. Меры профилактики заболеваний уха, горла и носа. Использование традиционных и нетрадиционных методов за­каливания. Влияние неблагоприятных метеоусловий на состояние детей. Ох­рана зрения у детей раннего, дошкольного и школьного возрастов. Гигиена половых органов. Неврозы, их предупреждение. Гигиенические требования к использованию компьютеров и других средств технического обучения. Осо­бенности детского травматизма. Гигиенические требования к проведению физкультурных занятий. Медико-педагогический контроль за проведением физкультурных занятий. Прикус. Формирование его у детей. Меры профи­лактики аномалии прикуса. Формирование правильной осанки. Рациональ­ное цветовое оформление помещений, где находится ребенок. Подготовка детей к школьному обучению. Учет индивидуальных особенностей при ор­ганизации занятий.

Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Патронаж грудных детей

8(495) 780-0346

8(915) 723-7925

пн-вс с 09-00 до 21-00

Под патронажем грудных детей подразумевается своего рода контроль и наблюдение за тем, в каких условиях живет ребенок и должное ли внимание родители уделяют его развитию и уходу за ним. Еще в начале двадцатых годов патронаж грудных детей начал практиковаться в Англии. Выглядел он таким образом, что женщины – просветительницы, являющиеся санитарными инспекторами, посещали молодые семьи, которые в недавнее время обзавелись детьми. Такие визиты носили цель – помощь родителям разобраться в некоторых вопросах, предоставить своему ребенку должных уход и развитие. Позже и в России стал популярен патронаж и первым его проявлением можно, считать посещение грудного ребенка на дому медсестрой. Вместе с развитием патронажа активно начали набирать популярность различные учреждения занимающиеся охраной и развитием детей, а также проводящие патронаж для матерей. Консультации, на учете в которых должна значиться новоиспеченная мама так же за основу своей работы берут консультации и патронажи.

Основные задачи патронажа грудных детей

  • Первой и основной целью патронажа грудных детей является возможность установить связь между ребенком и членами семьи, в окружение которых и происходит его развитие. Медсестра, проводящая патронаж грудного ребенка должна вовлечь в процесс воспитания, ухода за ребенком и его развития всех членов семьи. Патронаж предусмотрен еще и для того, что бы изучить условия, в которых живет грудной ребенок, дать маме советы или рекомендации по его уходу, кормлению в домашних условиях.
  • Патронаж преследует цель учета всех родившихся детей в стране. Так, когда женщина после рождения ребенка выписывается с родильного отделения, врач обязан дать молодой маме выписку, с которой она в течение десяти дней должна явиться в консультацию и оповестить доктора о рождении ребенка. Если же спустя указанное время женщина, родившая ребенка, не отметилась в консультации, то предполагается визит патронажной сестры. Цель визита заключается в посещение на дому мамы и ее ребенка, выяснение причин по которым она не соблюдает указания доктора и напутствие ее на дальнейшее выполнение указаний и рекомендаций.
  • Медсестра проводит патронаж больных детей на дому. На сегодняшний день работа патронажной сестры заключается в том, что она имеет определенный участок, на котором ведет патронаж. В такой способ появляется возможность лучше познакомиться с родителями грудного ребенка, условиями в которых они проживают, контролировать правильность ухода за ребенком. Так же то, что медсестра закреплена за определенным участком, благотворным образом влияет на проведение прима доктора, так как она может предоставить ему необходимую информацию о ребенке и его семье, что значительным образом облегчит работу.

Проводя патронаж больных детей на дому медсестра поможет маме в вопросе проведения необходимых гигиенических процедур необходимых для грудного ребенка, уместности того или иного питания во время болезни, принцип работы с клизмой и много других рекомендаций, которые необходима знать мама во время болезни ребенка. Так же медсестра при острой необходимости может вовлечь в патронаж и доктора.

  • Патронаж грудного ребенка на дому предназначен и для того, что бы в момент пика различных инфекционных заболеваний обеспечить надежную защиту не только ребенку, но и членам семьи, в окружении которых он находиться. Ведь организм грудного ребенка и его иммунитет еще полностью не окрепли, и поразить их очень легко. Поэтому медсестра даст советы касательно защиты семьи в этот период и ребенка, а в случае заболевания хоть одного с членов семьи - мер, которых необходимо придерживаться, дабы не заразить ребенка.
  • Во время проведения патронажа медсестра может дать указания родителям по организации прогулки грудного ребенка, дать ответы на вопросы касательно время пребывания ребенка на свежем воздухе, допустимой температуры, актуальности той или иной одежды. Так же медсестра должна научить родителей, каких мер предосторожности необходимо придерживаться в местах большого скопления детей, дабы избежать контакта ребенка с инфекцией.

Патронажный лист грудного ребенка

В первый свой визит медсестра проводящая патронаж грудного ребенка обязательно заводит на него патронажный лист, в котором должны значиться полные данные о ребенке, возраст, результаты проведенных осмотров, а так же пометки касательно ухода и кормления ребенка, условия в которых проживает семья и ведет свой быт. С каждым следующим посещением грудного ребенка медсестрой патронажный лист пополняется записями, которые являются рекомендациями, советами молодой семье и  результатами их выполнением.

Патронажные листы, заполненные в результате планового посещения грудного ребенка, помещаются в план развития ребенка, который ведется доктором в консультации. Во время патронажа медсестра делает пометки, касающиеся грудного ребенка и его окружения в тетради, и только потом переносит всю информацию в патронажный лист. Делается это для того, что бы листы были заполненные аккуратно, и не возникало путаницы с информацией.

Консультация предполагает наблюдение всех детей возрастом до четырех лет. На практике становится ясно, что частые патронажи детей уместны до года и таких посещений может быть в среднем до шести. В последнее время патронаж грудных детей проводится в большей мере в семьях, где ребенок является первым и у родителей практически отсутствует опыт необходимый им для ухода за грудным ребенком. Рассчитан патронаж для неблагополучных семей и его целью является установление норм поведения в семье и необходимых навыков по воспитанию и развитию ребенка.

Не стоит отказываться от предоставленного консультацией патронажа, ведь так появляется возможность получить профессиональные советы педиатрии по уходу, развитию, поддержания здоровья ребенка, а так же задать интересующие вопросы и получить на них ответы. В первое время молодой маме просто необходима помощь медперсонала, которая предоставляется исключительно с положительных намерений, дабы молодые семьи почувствовали поддержку и получили необходимую помощь.

www.uhodmed.ru

Глава 2. Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия

Патронаж

Патрона́ж (франц. patronage покровительство)

форма работы лечебно-профилактических учреждений, основными целями которой являются проведение на дому оздоровительных и профилактических мероприятий, внедрение правил личной гигиены и улучшение санитарно-гигиенических условий в быту. Особенно широко П. используется в учреждениях охраны материнства и детства, некоторых диспансерах. Осуществляется врачами, участковыми (патронажными) сестрами детских поликлиник, диспансеров и сельских врачебных участков, фельдшерами и акушерками женских консультаций и фельдшерско-акушерских пунктов. Особой формой П. является уход за одинокими и престарелыми больными, осуществляемый патронажными медсестрами обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Патронаж беременных — составная часть системы диспансерного наблюдения за беременной женщиной, целью которого является осуществление комплекса мероприятий, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья матери, предупреждение развития у нее заболеваний и осложнений беременности, раннее их выявление, лечение и обеспечение условий для нормального развития плода.

Эффективность проводимых в женской консультации (Женская консультация) мероприятий по охране здоровья беременной и антенатальной охране плода наиболее высокая, когда они осуществляются с ранних сроков и проводятся систематически в течение всей беременности. Кроме того, это позволяет врачу правильно определить сроки беременности и декретного отпуска. Установлена четкая зависимость между уровнем перинатальной смертности и числом, а также регулярностью посещений беременной консультации.

Во время беременности при ее физиологическом течении женщина должна посетить акушера-гинеколога в среднем 14 раз. После первого осмотра явка назначается через 7—10 дней (с результатами анализов, заключением терапевта и других специалистов); в дальнейшем в первую половину беременности — 1 раз в месяц; после 20 недель — 2 раза; после 32 недель — 3—4 раза.

При посещении беременной женской консультации врач и акушерка имеют возможность оценить ее состояние по динамике прироста массы тела, уровню АД, анализам мочи и др. О состоянии плода судят по данным ультразвукового и других специальных исследований. При выявлении у беременной соматических заболеваний, осложнений беременности частота наблюдении и объем обследований возрастают.

Если женщина является в женскую консультацию нерегулярно или не посещает врача в назначенный срок, особенно при наличии патологии беременности, акушерка осуществляет патронаж, т.е. навещает ее дома, выясняет причину неявки, измеряет АД и приглашает на прием к врачу. П. проводят также при отказе женщины от госпитализации. В этом случае врач или акушерка разъясняют женщине или ее близким родственникам опасность, к которой могут привести нарушения в состоянии здоровья женщины и плода, а также напоминает об ответственности за отказ от госпитализации. При этом врач назначает соответствующую терапию и продолжает наблюдать беременную на дому. При посещении беременной на дому врач и акушерка дают рекомендации по питанию, личной гигиене, участию женщины в домашней работе, исходя из условий жизни семьи и здоровья женщины.

Результаты патронажа, дата его осуществления заносятся в Индивидуальную карту беременной, родильницы (форма № 111/у). Патронаж беременной может осуществлять и врач, если женщина по состоянию здоровья не может посетить консультацию или необходимость ее осмотра врачом на дому выявлена акушеркой при патронаже.

В регионах с высокой рождаемостью, при значительном числе многорожавших женщин на участке для осуществления патронажа беременных выделяется специальная патронажная акушерка.

Дородовой П. беременных осуществляют также медсестры детской поликлиники (Детская поликлиника). Сведения о беременных в детскую поликлинику поступают из женской консультации. Медсестра посещает беременную дважды: первый раз в течение 10 дней после получения сведений о ней из женской консультации, второй раз — на 31—32-й неделе беременности. Цели дородового патронажа: установить контакт детской поликлиники с будущей матерью, познакомиться с условиями жизни будущего ребенка, оценить социальное положение семьи, гигиеническое состояние квартиры, выяснить состояние здоровья матери, дать ей необходимые рекомендации по режиму труда, отдыха, питанию, по подготовке уголка для новорожденного, обучить правилам вскармливания и ухода за новорожденным, проконтролировать регулярность посещения женщиной школы молодых матерей. При обнаружении социально-бытовых трудностей в семье медсестра может направить женщину на консультацию к юрисконсульту.

Патронаж детей осуществляется на каждом педиатрическом участке врачом-педиатром и участковой сестрой либо фельдшером. Основными задачами П. детей на дому являются ранняя диагностика начальных отклонений в состоянии здоровья детей и своевременное назначение оздоровительных и корригирующих мероприятий, контроль за осуществлением ухода матерью за новорожденным и его вскармливанием.

Первый раз врач-педиатр и медсестра посещают ребенка на 2—3-й день после выписки его из акушерского стационара, затем один раз в неделю. Т.о., участковый врач-педиатр осматривает ребенка на первом месяце жизни 3—4 раза. В некоторых регионах страны первый осмотр новорожденных участковым педиатром осуществляется в родильном доме. Медсестра посещает ребенка на первой неделе 2 раза, затем еженедельно, в среднем на первом месяце не менее 5—6 раз. В течение последней недели первого месяца жизни ребенок должен быть осмотрен в детской поликлинике в специально отведенный для приема день. Во время П. даются советы по правилам гигиенического ухода за новорожденным, режиму сна, бодрствования, вскармливания, профилактике гипогалактии, гнойничковых заболеваний кожи. Совместно с матерью вырабатывается тактика наблюдения за новорожденным с учетом течения беременности, родов, условий жизни семьи. Медсестра должна обращать внимание на тщательность сцеживания матерью молока, поведение ребенка после кормления. Качество указанной работы зависит от профессионального уровня медперсонала детской поликлиники. Наблюдение за ребенком первого месяца жизни, все виды медпомощи осуществляются только на дому. При организации наблюдения за новорожденными на участке особое внимание обращается на детей, рожденных матерями группы высокого риска перинатальной патологии. В дальнейшем П. детей врачом или медсестрой может быть организован по показаниям (например, после перенесенных заболеваний).

На селе патронаж детей до 1 года осуществляет медсестра. Она контролирует рациональное вскармливание ребенка, организует мероприятия по профилактике рахита и гипотрофии, профилактические прививки, проводит работу по повышению санитарной культуры матери. При отсутствии в штате ФАП патронажной медсестры эти функции выполняет акушерка. Результаты П. заносятся в амбулаторную карту или патронажные тетради.

Врачебный П. детей первого месяца жизни и дальнейшее наблюдение за их развитием осуществляет врач-педиатр сельского врачебного участка, в труднодоступных районах — врач-педиатр выездной врачебной бригады центральной районной больницы.

Патронаж психически больных — одна из организационных форм внебольничной психиатрической помощи (Психиатрическая помощь). Основная цель П. психически больных — проведение на дому, в семьях, производственных трудовых коллективах долечивания психически больных, выписанных из стационаров, медицинское наблюдение за лицами, не нуждающимися в оказании медпомощи в специализированных лечебно-профилактических учреждениях психиатрического профиля.

Участковые психиатры и средние медработники психоневрологических диспансеров (диспансерных отделений, кабинетов) обязаны с определенной периодичностью посещать психически больных на дому и в других указанных местах их пребывания для проведения лечебных, оздоровительных, социально-реабилитационных и других мероприятий.

Патронаж больных туберкулезом — одна из форм противотуберкулезной работы на участке. При обнаружении у больного микобактерий туберкулеза очаг инфекции в течение 3 дней должна посетить медсестра противотуберкулезного диспансера, а в течение 10 дней — врач вместе с медсестрой. План оздоровления очага и порядок наблюдения за ним определяются степенью его эпидемической опасности.

К эпидемически наиболее опасным (I группа) относят все очаги, в которых проживают больные с обильным бактериовыделением, а также скудным бактериовыделением, но при наличии в очаге отягощающих факторов (проживание детей или подростков, плохие жилищные условия, несоблюдение санитарно-гигиенических правил, особенно злоупотребление алкоголем). Эпидемически менее опасными (II группа) являются очаги, в которых проживают больные со скудным бактериовыделением при отсутствии в очаге перечисленных выше отягощающих факторов. К этой группе причисляют также очаги, в которых больной признан формальным (условным) бактериовыделителем, но в них проживают дети или подростки либо имеет место хотя бы один из отягощающих факторов. К эпидемически потенциально опасным (III группа) относят очаги, в которых проживают больные с формальным (условным) бактериовыделением и при отсутствии в очаге отягощающих факторов.

Очаги посещают эпидемиолог и участковый врач; участковая медсестра должна бывать не менее 1 раза в месяц в очагах I группы, не реже 1 раза в 2 месяца — II группы и не реже 1 раза в 6 месяцев — III группы. При посещении очагов медсестра проводит необходимые профилактические и лечебные мероприятия: наблюдает за санитарным состоянием жилища; инструктирует относительно способов текущей дезинфекции (обеззараживание плевательниц, посуды. белья, мокроты, предметов уборки помещений: ежедневная влажная уборка помещений с обязательным использованием дезинфицирующих средств при обработке мест общего пользования, а по показаниям — всей квартиры, например в очагах I группы: контролирует своевременность проведения сотрудниками дезинфекционных станций заключительной дезинфекции: следит за личной гигиеной больного, за режимом питания, отдыха и сна; организует и проводит работу по гигиеническому воспитанию и пропаганде здорового образа жизни (см. Служба формирования здорового образа жизни); принимает меры к своевременному и регулярному посещению больными и контактными лицами противотуберкулезного диспансера, в т.ч. с целью контроля за амбулаторной химиотерапией; следит за своевременностью и полнотой проведения специфической профилактики туберкулеза (прививок и химиопрофилактики), добивается госпитализации больного в туберкулезный стационар. В исключительных случаях, когда лечение больного проводится на дому, медсестра организует уход за ним и ведет дневник, в который вносятся сведения о врачебных назначениях и их выполнении.

II Патрона́ж (франц. patronage, от лат. patronus покровитель)

форма профилактической работы, заключающаяся в обследовании условий труда и быта лиц, находящихся на учете, проведении на дому оздоровительных (иногда и лечебных) мероприятий, внедрении правил личной гигиены.

Патрона́ж антената́льный (син. П. дородовой) — П., проводимый медицинской сестрой детской поликлиники с целью изучения условий жизни семьи, где есть беременная женщина, и обучения родителей правилам ухода за будущим ребенком.

Патрона́ж бере́менной — П., проводимый акушером-гинекологом и патронажной сестрой женской консультации или акушеркой, направленный па достижение благоприятного исхода беременности, родов и послеродового периода.

Патрона́ж дете́й — П., проводимый врачом и медицинской сестрой детской поликлиники путем систематического активного наблюдения за развитием детей в возрасте до 3 лет и за ослабленными детьми, независимо от возраста.

Патрона́ж дородово́й — см. Патронаж антенатальный.

Патрона́ж новорождённого — П., проводимый врачом или медицинской сестрой детской поликлиники после выписки ребенка из родильного дома.

Патрона́ж психи́чески больно́го — П., проводимый врачом-психиатром и медицинской сестрой психоневрологического диспансера при содержании в семье психически больного.

III Патрона́ж

оказание медико-социальной помощи одиноким и престарелым больным, инвалидам войны и труда, осуществляемое обществами Красного Креста и Красного Полумесяца.

Статья 6. Органы опеки и попечительства

1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейн

Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства

1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

11) оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.

2. Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства наряду с указанными в части 1 настоящей статьи полномочиями.

3. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

Статья 9. Обязанности органа опеки и попечительства при перемене места жительства подопечного

1. Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган опеки и попечительства, который установил опеку или попечительство в соответствии со статьей 35 Гражданского кодекса Российской Федерации.

2. При перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного.

3. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

studfiles.net

вопрос 1

Дородовые патронажи

(патронаж означает покровительство)

Цель - рождение здорового ребенка. После взятия бер-ной на учет в ж/к, сведения передаются в детскую поликлинику, где фиксируются в специальном журнале. Участковая м\с осуществляет 2 дородовых патронажа. Полученные данные записывает в историю развития ребенка (ф.112)

1 дородовый патронаж проводится в течение 10 дней с момента поступления сведений из ж/к.

Цель патронажа – собрать анамнез и провести инструктаж будущей матери.

М/с важно с первого общения установить контакт с семьей. Родители должны быть уверены, что она искренне заинтересована в судьбе ребенка, заботится о его здоровье. Анамнез включает в себя:

- паспортные данные (Ф И О, возраст женщины, адрес)

- кол-во беременностей и чем они закончились

- срок настоящей беременности, желанна ли она

- самочувствие, чем болела во время бер-ти, в какой срок, чем лечилась

- неблагоприятные факторы (проф. вредности, вред. привычки)

- наследственность

- состав семьи, психологический климат в семье

Дает советы по питанию, режиму дня, приглашает в «Школу молодой матери»

2 дородовый патронаж осуществляется на 32-34 неделе беременности.

Цель патронажа – проверка выполнения ранее данных рекомендаций, подготовка к послеродовому периоду. М/с

- собирает информацию об изменениях в состоянии здоровья женщины за прошедший период

- контролирует соблюдение режима дня, питания, получает ли она vit «Д» для проф-ки рахита

- уточняет предполагаемый срок родов и адрес, по которому будет жить ребенок

- оценивает социально-бытовые условия семьи

- дает рекомендации по подготовке сосков, одежде для бер-ной, по организации детского уголка и приобретению предметов ухода за ребенком.

Подготовка молочных желез к кормлению во время беременности

  1. Для закаливания кожи сосков с первых месяцев бер-ти рек-ся ежедневное обмывание молочных желез водой комнатной t0, затем легкое растирание их сухим полотенцем.

  2. Воздушные ванны

  3. Для огрубения кожи сосков, с внутренней стороны бюстгальтера подшиваются кусочки холщевой ткани.

4. При необходимости вытягивание сосков (если сосок плоский или втянутый)

Патронаж к новорожденному

Патронаж к новорожденному – это когда м/с идет в семью с определенной программой, соответственно подготовившись, зная, на что нужно обратить внимание, на какие вопросы необходимо получить ответы.

Цель патронажа – оценить состояние ребенка, выявить риски для его здоровья, составить программу ухода за данным ребенком, оказать практическую помощь матери.

Первый патронаж к новорожденному м/с осуществляет в первые 2-3 дня после выписки реб. из р/д совместно с врачом. Первый ребенок в семье, дети с патологией в родах, из неблагополучной семьи, недоношенные осматриваются в день выписки из родильного дома.

Основные задачи:

  • Оценить состояние здоровья матери, ее отношение к ребенку

  • Выяснить уровень знаний матери о вскармливании ребенка, пропаганда грудного вскармливания

  • Осмотреть молочные железы матери (наличие трещин соска, уплотнений)

  • Посмотреть, как мать кормит ребенка, дать рекомендации

  • Проконтролировать социально-бытовые условия, соблюдение гигиенического режима, организацию уголка ребенка, дать рекомендации

  • Рассказать матери о причинах и проявлениях физиологических состояний

  • Ознакомить родителей с режимом работы поликлиники

  • Осмотреть ребенка, след от БЦЖ- вакцинации

  • Обработать пупочную ранку

  • Научить мать уходу за ребенком

  • Выполнить назначения врача

Дает рекомендации: о характере питания кормящей матери, t0 режиму в комнате, о правилах хранения и стирки детской одежды, организации прогулок, роли отца в уходе и воспитании ребенка.

Рекомендации участковой м/с

Уголок ребенка

1. Детская комната должна быть светлой, без лишней мебели, освещение умеренное, t 20-220С. В помещении поддерживается спокойная обстановка и тишина. Ежедневно необходимо проводить влажную уборку, комнату проветривать не менее 6 раз в сутки по 15-20 мин.

2. Детская кроватка не должна стоять под прямыми солнечными лучами, на сквозняке, возле отопительных приборов. Рядом с ней ставят стол для пеленания, тумбочку для предметов ухода. Кроватка должна быть с сетчатыми или решетчатыми стенками, дно жестким, на него кладут жесткий матрац. Под голову кладут пелёнку, свернутую в несколько слоёв (высотой 2-3см). Ребенка в кроватке кладут только на бок, со 2-го полугодия жизни можно на живот.

Обратить внимание матери, что:

Мягкий матрац и подушка способствуют искривлению позвоночника у ребенка.

Длительное пребывание ребенка в коляске способствует перегревания ребёнка и раздражению вестибулярного аппарата.

Предметы ухода

  • Марлевые салфетки, вата, бинты хранят в стерильной упаковке или прокипячённых стеклянных банках с крышками.

  • В отдельных стеклянных баночках хранят пипетки для глаз, носа

  • 3 термометра: комнатный, медицинский, водный

  • Ванночка, рукавичка из байки для мытья ребёнка, детское мыло, кувшин

  • Детский крем, прокипяченное растительное масло, присыпка, порошок калия перманганата, 1% спиртовой р-р бриллиантового зеленого, 3% р-р перекиси водорода

  • Газоотводная трубка, резиновый баллон для клизмы

  • Индивидуальные ножницы для стрижки ногтей

Одежда новорожденного

Комплект белья должен включать:

- 5 простынок для кроватки

- 2 клеенки: 100х100; 30х30 см

- 10 фланелевых и 20 ситцевых пеленок

- 20 подгузников

- 6 фланелевых и 6 ситцевых распашонок

- 5 байковых кофточек

- 1 легкое и 1 теплое одеяло

- 2-3 пододеяльника

- 1-2 хлопчатобумажных и 1 фланелевый чепчика

- 1 шерстяную шапочку

1. Одежда должна быть из легко стирающихся тканей, хорошо впитывать влагу, воздухопроницаема, без грубых швов, не стеснять движения ребенка.

2. Детское белье стирают и хранят отдельно от вещей взрослых. При стирке используют детское мыло или специальные моющие средства.

3. До заживления пупочной ранки белье обязательно кипятят и проглаживают с двух сторон.

4. Запрещается использовать подсушенные после мочеиспускания пеленки.

Гигиенический режим

- В квартире, где находится ребенок недопустимо курение

- Перед тем как подойти к ребенку обязательно мытье рук

- Частая стирка халата (платья), в котором осуществляется уход

- Строгая изоляция заболевших членов семьи

Прогулки

Начинают сразу после выписки из роддома. Вначале длительность прогулки составляет 15-20 мин, постепенно увеличивают, затем – не менее 1-1,5 час 2-3 раза в день. При t до -50 прогулки разрешаются с 2-3 недельного возраста, при t до -100 с 3 месяцев жизни. Летом дети могут находиться на воздухе весь день, рекомендуется сон на свежем воздухе.

Во время патронажей м/с

  • Постоянно изучает семью и ребенка, задает вопросы, выясняет жалобы матери, анализирует полученную информацию, выявляет факторы риска, обучает родителей, как уменьшить их влияние.

  • Изучает санитарное состояние квартиры, условия жизни ребенка

  • Тщательно осматривает ребенка, оценивает его кожные покровы, слизистые оболочки, пупочную ранку, грудные железы, характер стула и мочеиспускание.

  • Постоянно контролирует физическое и психическое состояние ребенка. Для этого м/с должна знать основные параметры его развития.

  • Контролирует кормление ребенка. Пропагандирует грудное вскармливание.

  • Обучает родителей элементам ухода за ребенком.

  • Дает советы по режиму дня, закаливанию, профилактике рахита, приобретению игрушек, воспитанию определенных навыков, характерных для возраста ребенка, профилактике травматизма.

studfiles.net


Смотрите также

 Поиск



Любое использование материалов с сайта разрешено только при наличии гиперссылки на источник материала.