| Регистрация | Вход
  Красота и здоровье  |  Мода и стиль  |  Дом и семья  |  Отношения  |  Материнство  |  Дети   |  Кулинария  |  Женский клуб



 В женском клубе:

 Опрос

Ваш возраст
Всего ответов: 270


 Новые статьи
Проблемы, которые могут возникнуть без шапки
Как управлять состоянием своего организма
Ищу суррогатную маму без посредников
Покупаем духи
Турмалин спасет Ваши суставы!
Кожаная мужская сумка должна быть удобной
Детская декоративная косметика
Гироборды и сегвеи для вашего ребенка
Чистка украшений
Как правильно завязывать шнурки на беговых кроссовках
Как встретить Новый год?
Когда дело доходит до свадьбы...
Работа, учёба и дом... Как всё успеть?
Победить осеннюю хандру...
Простые правила дружбы
Тренажёр – лучший друг здоровья
Понять мужа... Понять жену... Понять друг друга...
Детский садик или дом?
Работать или нет?
Забеременеть с помощью… пиявки

Режим дня детского сада


Режим дня в детском саду: распорядок, расписание занятий, питания и сна

Отличительной чертой каждого дошкольного заведения является распорядок. Режим дня в детском саду составлен согласно четкому расписанию, вплоть до минут. Любая задержка способна привести к тому, что ребенок выбьется из установленного графика. Многие родители могут сомневаться в целесообразности такого строго соблюдения порядка действий, считая это своего рода ограничением свободы для малыша, однако специалисты, среди которых педиатры, невропатологи и диетологи, настаивают на очевидной пользе подобной режимности, подкрепляя свою позицию разными фактами.

Занятия в детском саду проводятся строго по режиму

Почему следует соблюдать режим?

По мнению врачей, режим в детском саду, который заключается в ежедневном повторении действий в одно и то же время, способствует формированию у детей стабильного психического и физиологического здоровья. Например, одной из главных причин, с которыми врачи связывают появление рахита или скарлатины, является как раз нарушение режима. Сбитый график в свою очередь приводит к отклонениям в протекании обменных процессов в организме и к понижению его устойчивости к инфекциям.

Всем мамам знакома ситуация, когда ребенок не хочет ложиться спать днем. Однако подобный пропуск дневного отдыха может спровоцировать разного рода нервные расстройства. Пока малыш спит, происходит восстановление клеток его головного мозга, улучшается восприятие новой информации. Если кроха не выспался, а его нагрузили уроками или с ним случилось яркое эмоциональное происшествие, все это способно стать причиной развития гиперактивности и разных тиков.

Кроме этого диетологи и специалисты в сфере питания из университета в Чикаго сделали выводы о том, что несоблюдение последовательности действий и их временных рамок в детском саду и дома чревато ожирением. В результате из-за недостатка сна происходит неправильное распределение таких гормонов как грелин и лептин, что повышает аппетит у ребенка.

Ученые пришли к выводу, что недосып и отсутствие режима дня провоцирует ожирение у детейЧИТАЕМ ТАКЖЕ: режим дня при нахождении дома для ребенка 2 лет

Однако и с психологической точки зрения можно найти факты в пользу режима. Например, благодаря его соблюдению идет систематизация и приучение малыша к порядку, что помогает ему быстрее адаптироваться в детском садике. Когда ребенок оказывается в новых для себя условиях, то выполняя одни и те же действия по графику, он раскрепощается, так как знает, что после обеда будет сон, за ним занятия, после чего придет кто-то из родственников.

Особенности режима в детском садике

Естественно, у детей не получается сразу перестроиться на непривычный режим, которого придерживаются в детском саду, поэтому родителям рекомендуется еще до поступления в выбранное учреждение приучить кроху дома соблюдать соответствующий график. Ознакомиться с ним можно на сайте будущего ДОУ или в его воспитательной программе. Стандартный график всех ДОУ рассчитывается на 12 часов, которые ребенок проводит в дошкольном заведении. Иногда заведующей могут вноситься определенные небольшие корректировки расписания в соответствии с географическим положением и климатом. Однако основные положения, касающиеся временных границ сна, занятий и бодрствования остаются такими, какими они указаны в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.1.2660 – 10.

Ниже перечислены главные нюансы расписания в детских садиках:

  • Учет возрастных особенностей детей для их гармоничного развития. Активная деятельность малышей в возрасте от 3 до 7 лет не должна превышать по длительности 5,5-6 часов, до 3-х лет — согласно медицинским предписаниям.
ИНТЕРЕСНО: спортивные секции для детей с 3 лет Период активности в садике соответствует возрастным нормам детишек
  • Допустимая образовательная нагрузка в неделю для дошкольников, включающая также дополнительные занятия: для младших групп, которые посещают дети до 4 лет, — объем составляет максимум 11 занятий, в средних группах с малышами до 5 лет – 12, в старших группах с пятилетками – 15, а в подготовительных группах с детьми до 7 лет — 17 занятий.
  • Время года. Для теплого и холодного сезонов существуют два отдельных режима. Основное различие между ними заключается в том, что когда на улице тепло воспитатели встречают малышей на свежем воздухе, а не в помещении, и большая часть бодрствования и физической активности тоже проходит на улице.

Режим питания в саду

Перед работниками детского сада, которые отвечают за график питания, стоит следующая задача: приготовление еды, заблаговременная расстановка тарелок с горячими блюдами, чтобы они остывали, после чего подача без задержек второго и третьего.

В таблице представлено, как выглядит график питания в большинстве заведений дошкольного типа:

ВремяПрием пищиВозможные блюда в меню
8:30ЗавтракГорячее блюдо (каша/ запеканка или другое блюдо из творога/ блюдо из яиц), бутерброд и напиток
10:00Второй завтракНапиток (сок или компот) с фруктами или без них
12:00ОбедПервое блюдо (суп/ борщ), второе (гарнир плюс мясное или рыбное блюдо), закуска (салат/ овощи), напиток (кисель или компот)
15:00ПолдникНапиток (молоко/ кефир/ чай/ сок) и кондитерское изделие
18:00УжинБлюда из мяса, рыбы, овощей, творога, салаты и горячие напитки
Еда в садике восполняет нехватку витаминов и минералов, ее энергетическая ценность точно рассчитана

Приблизительный распорядок дня в обычном ДОУ

Дневной распорядок в детском саду состоит из:

  • режима питания, а именно — времени и количества приемов пищи;
  • дневного сна;
  • прогулок;
  • времени приема детей;
  • игр и занятий.

Воспитатели принимают детей в сад с момента начала его работы и до 8 часов утра. Период, пока длится прием, является временем самостоятельных игр в помещении группы или на площадке в теплое время года. Перед завтраком время с 8.00 и до 8.20/8.30 отводится для утренней гимнастики с воспитателем или физработником и для подготовки к завтраку.

Занятия в первой половине дня

Начиная с 9.00, для детей проводятся занятия, направленные на то, чтобы они познавали окружающий мир, развивали свои речевые навыки и знакомились с основами математики. За проведение занятий отвечают воспитатели. Они заблаговременно должны прописывать план деятельности, чтобы уложиться в отведенное для этого время. Помимо воспитателя с малышами также могут заниматься музработник и физкультурник.

В первой половине дня у детей могут быть занятия музыкой или физкультурная разминка

Кроме обычных занятий в группе ребята могут посещать 2 раза в неделю бассейн, если таковой имеется. В старших и подготовительных группах также организовывают дополнительные занятия с логопедическим уклоном, на которых дети тренируют свою речь. Проводить их обязан только учитель-логопед.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как приучить ребенка к садику без слез и истерик?

Длительность и количество занятий зависит от возрастных показателей. Для дошкольников младшего возраста проводится 2 занятия в день, одно перед сном, другое после. В средней группе педагог занимается с малышами два раза в день в совокупности 10 часов. У старших дошкольников количество занятий увеличивается до трех, также растет и их продолжительность.

Прогулки и дневной сон

После того, как занятия окончены и дети получили второй завтрак, приходит время прогулки. В яслях прогулка начинается раньше, чем в других группах, а следовательно, и заканчивается тоже раньше, обедают дети в них соответственно самыми первыми. Так как в ясельную группу детки ходят в 2-3 года, учитывая особенности маленького организма, время бодрствования сокращается, а дневной сон наоборот становится дольше.

ИНТЕРЕСНО: с какого возраста можно отдавать ребенка в ясли?

С возрастом период активности у ребенка растет, тем самым организм крохи постепенно готовится к школе и режиму в ней. В средней группе прогулки обычно длятся до 11.30-11.50, а в подготовительной — вплоть до 12.15-12.30. После возвращения с улицы ребят ждет обед и дневной сон. Помещение, где спят дети, должно быть заранее проветрено, а кроватки подготовлены ко сну. Самые маленькие отправляются спать в 12.30, самые же старшие в 13.00-13.15.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: сколько в норме спит ребёнок в 8 месяцев? Дневной сон помогает восстановить силы ребенка

Вторая половина дня

Время подъема в детском саду во всех группах одно и то же. Деток будят в 15.00, после чего следует их умывание, переодевание и полдник. В младших группах после этого проводится второе общеобразовательное занятие, в средних и старших для ребят наступает время самостоятельных игр, чтения, мультиков или посещения кружков, которые имеются в заведении.

Время вечернего питания может варьироваться в зависимости от установленного режима. Поужинав, малыши обычно отправляются снова гулять на улицу, куда за ними понемногу начинают приходить родители. В зимний период вторая прогулка длится недолго, поэтому ребят забирают домой в помещении группы.

vseprorebenka.ru

Режим дня дошкольника: составляем распорядок для малыша

Режим дня – это установленная последовательность сна, прогулок, игр, развивающих занятий, питания, гигиены. С началом посещения малышом детского сада встает вопрос подготовки его к занятиям в школе: ребенку необходимо вырабатывать навыки владения ручкой, карандашом, а также усидчивость, способность концентрироваться, выполнять задания педагога (воспитателя, а затем – учителя). Отлаженный  режим дня дошкольника помогает в этом – и не только.

Каким должен быть режим?

Значение режима дня для дошкольников сложно переоценить. Установлено, что дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны. У них постепенно вырабатываются определенные биоритмы, а также система условных рефлексов. Все это помогает маленькому организму физиологически переключаться между теми или иными видами деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке, занятиям, отдыху.

При отсутствии стабильного режима нервная система дошкольника испытывает большие нагрузки: малыш быстро переутомляется или перевозбуждается, а накопленная усталость мешает полноценному сну. Особенно остро это ощущают на себе дети с особенностями развития, поскольку резервы их организма зачастую снижены.

Как выглядит гармоничный режим дня дошкольника? Он включает в себя следующие периоды.

  • Ночной сон. Для младших дошкольников он должен длиться 13–14 часов в сутки, для старших – примерно на час меньше. Укладывать малышей на ночь нужно между 20 и 21 часами.
  • Дневной сон. До 4 лет его продолжительность составляет около 2 часов, после – примерно 1,5 часа.
  • Приемы пищи. Их должно быть минимум 4, через каждые 3,5–4 часа.
  • Бодрствование в течение 6–6,5 часов.

Что значит – бодрствование?

Это не просто период, когда ребенок не спит. Бодрствование дошкольника, посещающего детсад, наполнено разнообразными полезными занятиями:

  • прогулки (зимой – около 3 часов, летом – до 6);
  • изучение окружающего мира;
  • физическая активность;
  • занятия по развитию речи;
  • трудовая деятельность;
  • занятия или игры по умственному развитию (математические, обучение чтению, логике, развитие внимания, памяти), нравственному воспитанию;
  • творческая деятельность;
  • музыкальные занятия;
  • обучение навыкам письма.

Подобные занятия непосредственно способствуют развитию качеств, которые обязательно понадобятся ребенку в школе: инициативы, усидчивости, концентрации, активности, моторики, любознательности, умения выдерживать определенное время в работе.

У младших школьников в детских садах предусматривается до 10 различных занятий в неделю, у старших – до 14.

При этом деятельность, направленная на обучение детей, планируется между 9 и 12 часами утром, между 16 и 18 часами вечером. Это обусловлено уровнем работоспособности и активности дошкольников в течение дня. Самый неблагоприятный период для обучения – между 12 и 16 часами.

При составлении распорядка занятий учитывается также степень их сложности. К более сложным относят математику, развитие речи, изучение окружающего мира, к простым – рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Наиболее сложные планируются в первой половине недели, когда дети обладают большей работоспособностью, простые – во второй. Статические занятия сочетают с динамическими (прогулки, гимнастика, музыкальные занятия).

Обучающая деятельность строится с учетом возрастных возможностей. Длительность одного занятия для младших дошкольников составляет около 15 минут (их должно быть не более 2 в день), для старших – до получаса (ежедневно проводится 2–3 развивающих занятия).

Не переусердствуйте с секциями или кружками. Для детсадовского дошкольника достаточно 1–2 кружков. У него должно оставаться время на отдых, общение с родными. Чрезмерная развивающая загруженность приведет к перенапряжению нервной системы, нарушениям сна, снижению иммунной защиты организма.

Ориентировочный распорядок

Режим дня детей дошкольного возраста, которые ходят в детский сад, подчинен программе работы конкретного учреждения. Он может выглядеть примерно так:

  • 7:00 – 8:00 – подъем, зарядка, утренняя гигиена, дорога в детский сад;
  • 8:00 – 8:30 – завтрак;
  • 8:40 – 10:00 – игровая и обучающая деятельность;
  • 10:10 – 12:10 – прогулка, игры;
  • 12:30 – 13:10 – обед;
  • 13:10 – 13:30 – подготовка к дневному сну;
  • 13:30 – 15:30 – сон;
  • 15:30 – 16:00 – пробуждение, спокойные игры;
  • 16:00 – 16:30 – полдник;
  • 16:30 – 17:30 – развивающие занятия, игры;
  • 17:30 – 19:00 – прогулка, дорога домой, игры на улице;
  • 19:00 – 19:30 – ужин;
  • 19:30 – 20:30 – спокойные игры;
  • 20:30 – 21:00 – купание, подготовка к укладыванию;
  • 21:00 – 7:00 – ночной сон.

Вечернее время ребенок проводит дома. Поэтому родителям важно помнить, что перед сном деятельность ребенка не должна быть слишком шумной или активной. Можно почитать книжки, порисовать, поиграть с кубиками или конструктором, обсудить прошедший день.

Если ваш дошкольник посещает садик, постарайтесь придерживаться режима, установленного в дошкольном учреждении, и на выходных. Это позволит ребенку более продуктивно включиться в деятельность к началу следующей недели. Если же малыш пока не посещает дошкольное учреждение, но вы планируете отдать его туда в обозримом будущем, узнайте распорядок конкретного садика и приучайте ребенка к нему, пока он находится дома. Тогда ему будет намного легче адаптироваться к жизни в детском коллективе.

Режим «домашний»

А что делать, если малыш по какой-то причине детский сад не посещает и не будет? Придерживаться того же режима – однозначно. Правда, с некоторыми нюансами. Первый из них – малышу можно позволить просыпаться немного позже (поскольку время на дорогу к садику не понадобится). Второй — укладывать при этом ребенка также можно попозже.

Еще одна тонкость – родителям придется самим организовывать для своего чада развивающие занятия. Для этого целесообразно ознакомиться с требованиями по подготовке ребенка, предъявляемыми именно в той школе, которую ребенок будет посещать в будущем, и постараться подготовить малыша в соответствии с ними. Конечно, можно привлекать на помощь и специалистов (например, записать чадо в группу раннего развития или к педагогу, который возьмет на себя роль своеобразного репетитора). Но если есть уверенность в собственных силах, то лучше, если обучением дошкольника займутся его родители. Так у них будет возможность лишний раз (который совсем не лишний!) демонстрировать ему свою любовь, заинтересованность его развитием и гордость первыми достижениями.

Заниматься придется тем же, чем и в саду: учить писать, читать, рисовать, лепить, танцевать, давать элементарные математические представления, развивать речь, изучать природу, играть, развивать малыша физически (самостоятельно или в спортивной секции), обязательно приучать к труду. Кроме прочего, мамы целиком отвечают и за рацион своего чада.

Учим учиться

Здесь родителей поджидает самая большая сложность. Дети привыкли и любят играть. А вот обучение для них является чем-то непонятным в принципе, а потому – скучным и ненужным. В коллективе ровесников дети занимаются вместе, что является дополнительным стимулом. К тому же, опытные педагоги умеют находить подход к детям и заинтересовывать их предстоящей работой. А вот как объяснить ребенку дома, какой смысл в обучении?

Большинство из нас начнет пугать малыша тем, что «неучи, когда вырастают, работают дворниками или грузчиками». Ребенку такая перспектива кажется весьма далекой и туманной. И кроме того, что он обесценит для себя труд грузчика или дворника, толку от таких внушений не будет.

Вариант второй, и тоже не лучший, – подкуп: прочитаешь – получишь игрушку, сладости или поиграешь за компьютером. Такой подход лишь породит между дошкольником и взрослыми товарно-денежные отношения. Малыш не будет заинтересован в результате своего труда. Ему будет важно побыстрее закончить то, что мешает ему развлекаться, и получить желаемое вознаграждение.

Как же помочь ребенку принять необходимость занятий?

  • Цените все достижения своего чада: и уже имеющиеся, и предстоящие. Учите его, чтобы научить, а не чтобы удовлетворить свои нереализованные амбиции.
  • Не впихивайте в него максимум знаний – всего не знает никто. Учитывайте прежде всего то, что интересно самому малышу, сопоставляя с требованиями по готовности к школе.
  • Не сравнивайте собственного ребенка с чужими, более успешными – это занизит самооценку малыша и отобьет желание учиться. Сравнивайте с тем, как прогрессирует он сам.
  • Нельзя покупать старания дошкольника какими-то благами, как и заставлять учиться в качестве наказания за провинность.
  • Нельзя наказывать за допущенные ошибки или неумение. Родители – помощники, наставники и советчики.
  • Всегда хвалите свое чадо за любые успехи, поддерживайте, выказывайте свою гордость его успехами и веру в его силы.
  • Сложные задания исключать нельзя. Они максимально полезны для развития малыша. Просто показывайте ему, что вы всегда готовы помочь.
  • Придерживайтесь установленного времени занятий, соблюдайте возрастные нормы по их количеству в день и продолжительности.
  • Разнообразьте уроки веселыми физкульт-перерывами, чтобы малыш не засиживался и не утомлялся.

Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению. Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта привычка будет помогать всю жизнь. Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным.

Текст

razvivashka.online

Режим дня в детском саду

Содержание

Какое значение имеет режим в детском саду для ребенка

Один день в детском саду, примерный план

Распорядок дня в детском саду для младших и старших детей

Чтобы ребенок рос здоровым и активным, нужно правильно организовать его деятельность на протяжении суток. В решении этой задачи очень важное значение имеет режим дня. Он представляет собой определенную систему, которая помогает распределить время сна и бодрствования, приема пищи, гигиенических процедур, занятий, игр и прочей деятельности детей.

Состояние ребенка, как физическое, так и психическое, полностью зависят от соблюдения или несоблюдения установленного режима. Даже небольшие запаздывания на сон или прием пищи способны отрицательно повлиять на общее самочувствие малыша.

Режим дня в детском саду организован в соответствии с нормами СанПиНа. Его планируют таким образом, чтобы малыши смогли чередовать активную деятельность со спокойной и имели достаточно времени и на прогулку, и на принятие пищи, и на здоровый сон. Педагоги советуют родителям и дома придерживаться хотя бы приблизительно режима дня, который установлен в детском саду.

Какое значение имеет режим в детском саду для ребенка

Если режим дня в садике соответствует возрастным характеристикам ребенка, то он поможет укрепить здоровье малыша, а также гарантирует его хорошую работоспособность. Вместе с этим он обеспечивает смену деятельности детей и защищает их от переутомления. Ребенок, который привыкает к режиму, заранее настраивается на новую деятельность, в результате чего она проходит более плодотворно и эффективно. Дети, которые соблюдают режим дня, имеют более устойчивую психику и меньше склонны к вирусным заболеваниям.

Когда педагоги планируют расписание дня в детском саду, то они в первую очередь учитывают тот факт, что активность и работоспособность ребенка на протяжении дня разная. Наиболее активны дети с восьми часов утра до двенадцати часов дня и с четырех часов дня до шести часов вечера. Самая минимальная работоспособность у детей – это приблизительно с двух часов до четырех часов дня. Поэтому развивающим занятиям отводится первая половина дня, учитывая тот факт, что дети в это время могут активно включаться в развивающую деятельность.

с 8:00 до 12:00

с 16:00 до 18:00

с 14:00 до 16:00

после 20:00

Дошкольные образовательные учреждения практикуют полное соблюдение режима дня детьми. Однако родители могут дать некоторые послабления своему ребенку в выходные дни, что не может не отразиться на его состоянии позже. В понедельник таким детям достаточно тяжело, так как они быстро утомляются.

На протяжении всего дошкольного детства режим в детском саду претерпевает лишь небольшие изменения. Незначительно меняется продолжительность дневного сна и время прогулки.

Один день в детском саду, примерный план

Большинство дошкольных учреждений работает по двенадцать часов (с 7.00 до 19.00). Распорядок дня в садике составлен соответственно: начиная с семи утра - прием детей, заканчивая их уходом домой в семь часов вечера.

  1. Утро. В утренние часы воспитатель принимает детей, проводит с ними зарядку и организованную образовательную деятельность (занятия). Также дети утром завтракают, а в свободное время они могут поиграть или пообщаться с другими ребятами.
  • Прием детей. День начинается с того, что воспитатель принимает детей у родителей. Здесь важно создать положительный эмоциональный настрой у ребят всей группы. Когда педагог принимает ребенка, он интересуется состоянием его здоровья, а также может ответить на некоторые вопросы родителей.
  • Утренняя зарядка. Для того, чтобы дать заряд бодрости детям на весь день, с утра в расписание детского сада включена зарядка, которая предполагает ряд определенных физических упражнений. Ежедневные упражнения помогают укрепить опорно-двигательный аппарат малышей, делают их более выносливыми и здоровыми. Зарядку может проводить как сам воспитатель, так и работник по физической культуре. Обычно утреннюю зарядку выполняют под музыкальное сопровождение в зале для занятий по физкультуре (кроме ясельных и младших групп).

  • Завтрак. Режим дня в ДОУ строго регламентирует время приема пищи детьми, в частности, завтрака.
  • Занятия (образовательная деятельность). Занятия воспитатель проводит в игровой форме для того, чтобы дети лучше усвоили материал. По продолжительности занятия варьируются в разных группах с учетом возраста детей. В среднем они длятся от 10 до 25 минут.

В режим дня детского сада включены следующие виды занятий:

- познавательное развитие,

- математическое развитие,

- речевое развитие,

- ознакомление с художественной литературой,

- продуктивная деятельность (лепка, конструирование, аппликация),

- изодеятельность,

- музыка,

- физическая культура.

  1. День. Дневное расписание детского сада включает в себя прогулку, обед и дневной сон.
  • Непременно в режим детского сада входит дневная прогулка для детей. Она способствует оздоровлению детей, закаливанию, развитию движений и их общему познавательному развитию. Обычно в детском саду прогулки проводят в любую погоду. Поводом для ее отмены являются – сильные порывы ветра, проливной дождь, обильный снегопад и метель, сильный мороз и т.д. При моросящем дожде и не сильном снегопаде дети гуляют на верандах, которые специально для этого предусмотрены. В разных возрастных группах прогулка длится свое определенное время.
  • После прогулки дети обедают. Для того, чтобы восстановить энергию после познавательной и активной деятельности, ребенку предлагают съесть полноценный обед, который состоит из салата, первого, второго и третьего блюд.
  • Детям дошкольного возраста просто необходим дневной сон, поэтому его обязательно включают в режим дня в детском саду. Продолжительность сна зависит от возраста детей. Обычно дневной сон длится от полутора до трех часов.

  1. Вечер. Вечерним считается время после сна и до ухода детей домой. В эти часы у ребят появляется больше времени для самостоятельной игрой деятельности, а педагог может выкроить несколько минут для индивидуальной работы с тем или иным ребенком.
  • После того, как дети проснулись, они идут полдничать. Это легкий перекус, который поможет ребенку не испытать чувство голода до ужина.
  • Для ребят старшего возраста (старшая и подготовительная группы) после полдника в расписание в детском саду включена дополнительная прогулка.
  • Предусмотрена в вечернее время и образовательная деятельность. Занятия проходят в группах младшего и среднего возраста. Это может быть лепка или рисование, музыка или физкультура. В вечернее время детям отводится больше времени для самостоятельной деятельности, сюжетно-ролевых или настольно-печатных игр.
  • Около пяти часов вечера дети садятся ужинать, а после их начинают забирать домой.

Распорядок дня в детском саду для младших и старших детей

Режим дня в садике имеет свои отличия для младших и старших детей. Педагоги младших групп больше уделяют внимание развитию культурно-гигиенических навыков, чем непосредственно образовательной деятельности. Сами занятия здесь короче, длятся они по 10-15 минут. Воспитатель проводит занятие по подгруппам. Прогулка у малышей короче по продолжительности, потому что много времени уходит на процесс одевания-раздевания. Из-за этого в вечернее время прогулку для маленьких ребяток не проводят.

С возрастом детей увеличивается не только сложность занятия, но и его продолжительность. Поэтому на дневной сон остается меньше времени, а прогулка, наоборот, увеличивается.

Организация распорядка дня имеет важное значение для детей. Родители должны знать, как спланирован день в детском саду у ребенка, и стараться придерживаться этого режима и дома.

Распорядок дня в детском саду

www.rastut-goda.ru

Режим дня в детском саду. Каким он должен быть?

В садике абсолютно вся деятельность детей и педагогов подчинена определенному распорядку. И это оказывает положительное воздействие на развитие каждого ребенка.

Подобная периодичность позволяет обеспечить оптимальную двигательную активность, полноценный отдых, необходимый баланс сна и бодрствования, что способствует нормальному росту крохи. Из чего состоит режим дня в обычном государственном детском саду?Исходя из установленных норм СанПиНа и возраста воспитанников, каждое дошкольное учреждение устанавливает собственный дневной распорядок.

Он представляет собой тщательно разработанное чередование различных режимных моментов – приема пищи, игровой деятельности, покоя, развивающих занятий. Такая системность помогает малышам не только получить новые умения и знания, но и правильно отдохнуть.

В большинстве садиков утвержден 12-часовой рабочий режим – с семи утра до семи вечера.

Подобная продолжительность дня позволяет мамам и папам освободить время на работу, а дошкольникам – получить полноценное развитие и подготовку к школе.

Утро

  1. Прием детей. Учебный день в садике начинается с приема воспитанников. Этот период чрезвычайно важен для создания эмоционального настроя всей группы. Воспитатель встречает родителей и детей, узнает, в какой настроении пришел каждый ребенок, что позволяет выстроить правильное общение с дошкольниками.
  2. Зарядка. Разминка под музыкальное сопровождение – хороший задел для дальнейшей двигательной активности дошколят. Она повышает выносливость и сопротивляемость организма к инфекциям. А регулярная физическая нагрузка способствует оптимальному развитию опорно-двигательной системы. Дети растут крепкими и выносливыми.
  3. Завтрак. Время завтрака также строго регламентировано. Обычно он включает в себя запеканки, молочные каши, чай или какао и бутерброд с маслом. Если малыши просто дожидаются, когда за ними поухаживают воспитатель и нянечка, то дети постарше помогают накрывать на стол.
  4. Образовательная деятельность. Занятия педагоги проводят в игровой форме, чтобы дошколята лучше усваивали материал и в игре приобретали необходимые навыки, умения и знания. Проходят уроки для дошкольников утром и во второй половине дня, длятся они от 10 до 25 минут. Их длительность зависит от возраста малышей.

В режиме дня сада встречаются следующие направления занятий:

  • речевое развитие;
  • физкультура;
  • музыка и хореография (зависит от учреждения);
  • изодеятельность (рисование, лепка и аппликация);
  • математика и т.д.

День

  1. Прогулка. Обязательным элементом распорядка дня является прогулка. Нахождение на свежем воздухе закаливает организм, укрепляет здоровье и стимулирует познавательную и двигательную активность. Прогулки необходимо проводить в любую погоду. Исключение – неблагоприятные метеоусловия (сильный мороз, ливень и т.д.). При слабом дожде дети гуляют на верандах, защищенных от ветра и осадков, играя в спокойные игры.
  2. Обед. После продолжительной прогулки, длящейся до полутора часов, детки обедают. Обед – это основной прием пищи в дошкольном учреждении. Чтобы восстановить потраченную за день энергию, ребенок должен съесть первое, второе, третье блюда и салат. На первое дают различные супы – борщ, щи, рассольник. На второе повара готовят гарнир (гречневая каша, макароны) и мясные блюда (гуляш, котлетки и т.д.). Третье блюдо – кисель, компоты или свежий сок. Кстати, детсадовские рецепты можно использовать и в домашнем меню. Это поможет ребенку быстрее приспособиться к условиям детского сада.
  3. Сончас. Чтобы полноценно отдохнуть и подготовиться к вечерним занятиям, детям необходим перерыв. В режиме дня детского садика для этого выделено определенное время – сончас. Он может длиться от 1,5 до трех часов в зависимости от детского возраста. Опытные педагоги перед отдыхом организуют тихие игры, читают книги. Все это успокаивает малышей и настраивает на крепкий, продолжительный сон.

Вечер

  1. Полдник. Ребенок проснулся, потянулся и готов к новым свершениям. А чтобы он не ощущал чувство голода до прихода родителей, в садике запланирован полдник. Чаще всего перекус включает в себя булочки, пирожки, йогурт или ряженку.
  2. Образовательная деятельность. Вечером педагоги занимаются с детсадовцами по облегченной программе – проводятся сюжетно-ролевые игры, конструирование, чтение книжек и т.д. Также выделено время на самостоятельную игровую деятельность. Детки с удовольствием собирают пазлы, играют с машинками и куклами.
  3. Ужин и прогулка. Обычно последний прием пищи в дошкольных учреждениях проводится в 17.00. Затем, если позволяет погода и время года, дошколята выходят на прогулку, где их забирают родители.

Режим дня в садике для младших детей

Дневной распорядок для младших дошкольников имеет свои особенности и включает следующие компоненты:

  • основные навыки самообслуживания (одевание, раздевание, умывание);
  • режимные моменты (еда, сон, прогулка, развивающие занятия);
  • свободные игры.

В столь юном возрасте больше времени отводится именно на обучение малышей культурно-гигиеническим умениям, чем другим видам деятельности.

Педагоги учат детсадовцев самостоятельно кушать, одеваться и раздеваться, умываться, убирать игрушки.

Кстати, чрезмерно опекаемые дети овладевают этими навыками гораздо позже своих более самостоятельных сверстников.

С возрастом увеличивается продолжительность и уровень сложности занятий. Чем старше дошкольники, тем больший упор делается на умственное и творческое развитие.

Происходит это за счет сокращения времени на дневной сон и прогулки. Чем еще отличается образовательная деятельность старших дошколят?

  1. Развивающие занятия, требующие умственного напряжения, воспитатели планируют в первой половине учебного дня, чаще всего в середине недели. Остальные упражнения проводят в вечернее время суток. Чтобы не возникло переутомления, познавательная работа сменяется музыкальными и физкультурными занятиями.
  2. И все же основная деятельность дошкольников любого возраста – это, конечно, игра. Дети играют в сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные игры, которые способствуют развитию коммуникативных способностей.
  3. Начинается целенаправленная подготовка к школе. Однако главная цель детского сада – не научить чтению и письму, а создать базу для овладения этими умениями. Этому способствует расширение словарного запаса, совершенствование мелкой моторики, развитие речи.

При разработке режима дня в дошкольном учреждении педагоги учитывают время года. Например, в летний период уменьшается количество занятий, соответственно увеличивается продолжительность игр и пребывания деток на свежем воздухе.

Итак, дневной распорядок имеет большое значение для сбалансированного развития дошкольников.

Чередование режимных моментов, их постоянство, а также согласованность действий детского садика и родителей обязательно поможет мамам и папам воспитать своего малыша здоровым, дисциплинированным и самостоятельным.

www.mapapama.ru

РЕЖИМ ДНЯ В ДЕТСКОМ САДУ

ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ ДЛЯ ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Детский сад открывается в 7.00

Наш день начинается со свободного времени, проводимого ребенком по собственному выбору, игры и общение с детьми и взрослыми, работа в различных центрах.

  • Утренняя зарядка позволяет организовать детей, взбодрить и настроить на предстоящий день.
  • Завтрак.
  • В 9.00 во всех возрастных группах начинается организованная образовательная деятельность с детьми, а также индивидуальные занятия с логопедом, психологом.
  • Прогулка на свежем воздухе.
  • Обед.
  • Дневной сон. Дети могут поспать, отдохнуть, слушая музыку или сказку.
  • Просыпательная гимнастика. Закаливающие процедуры, профилактика плоскостопия.
  • Полдник.
  • Игры, совместная деятельность детей и воспитателей, индивидуальные и групповые занятия с психологом, прогулка.
  • Ужин.

Детский сад закрывается в 19.00, в это время оплачиваемый рабочий день воспитателей заканчивается. Более подробную информацию об организации жизни вашего малыша в данной возрастной группе вы сможете узнать, изучив режим дня.

Режим дня на холодный период года

РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА МЛАДШАЯ ГРУППА СРЕДНЯЯ ГРУППА СТАРШАЯ ГРУППА ПОДГОТ. ГРУППА
 Прием детей, самостоятельные игры  7.00 - 8.00  7.00 - 8.05  7.00 - 8.10  7.00 - 8.15  7.00 - 8.20
 Утренняя гимнастика  8.00 - 8.10 8.05 - 8.15  8.10 - 8.20  8.15 - 8.25  8.20 - 8.30 
 Подготовка к завтраку, завтрак  8.10 - 8.40  8.15 - 8.45  8.20 - 8.50  8.25 - 8.50  8.30 - 8.50
 Самостоятельная деятельность  8.40 - 9.00  8.50 - 9.00  8.50 - 9.00 8.50 - 9.00  8.50 - 9.00 
 Организованная образовательная деятельность  9.00 - 9.30 9.00 - 9.40  9.00 - 9.50  9.00 - 9.45  9.00 - 10.10 
 Самостоятельные игры  9.30 - 9.50 9.40 - 10.00  9.50 - 10.00  9.45 - 10.10  10.10 - 10.15 
 2-й завтрак  9.50 - 10.00 10.00 - 10.10  10.00 - 10.10  10.10 - 10.20  10.15 - 10.25 
 Подготовка к прогулке, прогулка  10.00 - 11.50  10.10 - 12.00 10.10 - 12.10  10.20 - 12.25  10.20 - 12.25 
 Возвращение с прогулки  11.50 - 12.00  12.00 - 12.10 12.10 - 12.20  12.25 - 12.30  12.25 - 12.30 
Подготовка к обеду , обед 12.00 - 12.40 12.10 - 12.50 12.30 - 12.50 12.30 - 13.00 12.30 - 13.00
Подготовка ко сну, сон 12.40 - 15.00 12.50 - 15.00 12.50 - 15.00 13.00 - 15.00 13.00 - 15.00
Постепенный подъем, самостоятельная и организованная деятельность, игры 15.00 - 15.50 15.00 - 15.50 15.00 - 15.55 15.00 - 15.55 15.00 - 15.55
Полдник 15.50 - 16.10 15.50 - 16.10 15.55 - 16.15 16.00 - 16.15 16.00 - 16.15
Игры, досуги, самостоятельная деятельность 16.10 - 16.40 16.10 - 16.50 16.10 - 16.50 16.15 - 16.55 16.15 - 16.55
Подготовка к прогулке, прогулка 16.40 - 18.00 16.50 - 18.20 16.55 - 18.25 16.55 - 18.25 16.55 - 18.25
Игры, уход домой До 19.00 До 19.00 До 19.00 До 19.00 До 19.00

Режим дня на летний период года

РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА МЛАДШАЯ ГРУППА СРЕДНЯЯ ГРУППА СТАРШАЯ ГРУППА ПОДГОТ. ГРУППА
 Прием детей, самостоятельные игры  7.00 - 8.00  7.00 - 8.05  7.00 - 8.10  7.00 - 8.15  7.00 - 8.15
 Утренняя гимнастика  8.00 - 8.10 8.05 - 8.15  8.10 - 8.20  8.15 - 8.25  8.15 - 8.25 
 Подготовка к завтраку, завтрак  8.10 - 8.40  8.15 - 8.45  8.20 - 8.50  8.25 - 8.50  8.25 - 8.50
 Подготовка к прогулке, выход на прогулку  8.40 - 9.00  8.45 - 9.00  8.50 - 9.00 8.50 - 9.00  8.50 - 9.00 
 Художественно-эстетическая, физкультурно-оздоровительная, познавательная деятельность на прогулке  9.30 - 9.40 9.30 - 9.45  9.25 - 9.40  9.20 - 9.45  9.20 - 9.50
 2-й завтрак на улице  9.50 - 10.00 9.50 - 10.00  9.50 - 10.00  9.55  - 10.05  9.55 - 10.05 
 Возвращение с прогулки  12.00 - 12.10  12.00 - 12.10 12.00 - 12.10  12.10 - 12.20  12.20 - 12.30 
Подготовка к обеду , обед 12.10 - 12.40 12.10 - 12.40 12.10 - 12.40 12.20 - 12.50 12.30 - 12.55
Подготовка ко сну, оздоровительные мероприятия 12.40 - 13.00 12.40 - 13.00 12.40 - 13.00 12.50 - 13.00 12.55 - 13.00
Дневной сон 13.00 - 15.00 13.00 - 15.00 13.00 - 15.00 13.00 - 15.00 13.00 - 15.00
Постепенный подъем, гимнастика пробуждения 15.00 - 15.10 15.00 - 15.10 15.00 - 15.15 15.00 - 15.10 15.00 - 15.10
Игры, индивидуальная и самостоятельная деятельность 15.10 - 15.30 15.10 - 15.30 15.15 - 15.30 15.10 - 15.30 15.10 - 15.30
Подготовка к полднику, полдник 15.30 - 16.00 15.30 - 16.00 15.30 - 16.10 15.30 - 16.00 15.30 - 16.00
Подготовка к прогулке, прогулка 16.20 - 19.00 16.20 - 19.00 16.00 - 19.00 16.00 - 19.00 16.00 - 19.00
Уход домой До 19.00 До 19.00 До 19.00 До 19.00 До 19.00

ppds32.edumsko.ru

Режим дня в детском саду

Любовь Пучкова Режим дня в детском саду

Организация режима в детском саду.

Решение программных образовательных задач решается не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Основные режимные моменты:

Предлагаемое проектирование организации режимных моментов базируется на идее организации бытовой, повседневной деятельности детей как условия формирования их общей культуры и развития личностных качеств. Исходя из этого, в режиме дня выделим следующие режимные моменты:

Утренний прием.

Утренняя гимнастика.

Организация питания (завтрак, обед, полдник, ужин).

Организация прогулки.

Организация сна.

Уход домой.

УТРЕННИЙ ПРИЁМ

Свободные игры, самостоятельная деятельность,

развивающие игры,

индивидуальная работа с детьми.

ФОРМИРОВАНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Мытье рук, умывание прохладной водой перед приемом пищи

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЗАНЯТИЯ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ

Взаимодействие с педагогами и специалистами, игры и двигательные разминки между занятиями.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

Речевое развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

ВТОРОЙ ЗАВТРАК

Сервировка стола, прием пищи, развитие этикета за столом

ПОДГОТОВКА К ПРОГУЛКЕ, ПРОГУЛКА

Подвижные игры (с бегом, прыжками, игры на развитие коммуникативных навыков и познавательной сферы.

ВОЗВРАЩЕНИЕ С ПРОГУЛКИ

Мытье рук, умывание после прогулки. Сервировка стола, прием пищи,

развитие культуры поведения во время приёма пищи.

ТРУДОВЫЕ ПОРУЧЕНИЯ

«Дежурство по столовой». Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок. Воспитывать желание трудиться для блага других.

ПОДГОТОВКА КО СНУ

релаксация, использование элементов музыкальной терапии и сказкотерапии

СОНИ

ПОСТЕПЕННЫЙ ПОДЬЁМ

Гимнастика после сна, ходьба по тактильным дорожкам, закаливание

ПОЛДНИК

Сервировка стола, прием пищи, развитие культуры поведения за столом

Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность

ПОДГОТОВКА К ВЕЧЕРНЕЙ ПРОГУЛКЕ, ПРОГУЛКА

Подвижные игры (с бегом, прыжками, игры на развитие коммуникативных навыков и познавательной сферы.

ВОЗВРАЩЕНИЕ С ПРОГУЛКИ

Мытье рук, умывание после прогулки. Самостоятельная деятельность детей.

ПОДГОТОВКА У УЖИНУ. УЖИН.

На улице - игры, самостоятельная и организованная детская деятельность. Уход домой.

www.maam.ru

Распорядок дня в детском саду: главные режимные моменты и принципы их организации

Правильный распорядок дня в детском саду — соответствующий санитарно-гигиеническим нормам и возрастным особенностям детей график реализации режимных моментов, который:

  • способствует повышению работоспособности, оптимальной реализации воспитательно-образовательного процесса, укреплению здоровья малышей;
  • предотвращает переутомление;
  • упрощает процесс адаптации детей в новом коллективе или условиях;
  • стимулирует развитие такие качеств, как дисциплинированность и самостоятельность, чувства уверенности в себе, спокойствия. 
  • избавляет детей от эгоцентризма, учит помогать друг другу, делиться в ходе коллективного выполнения режимных моментов;
  • обеспечивает хороший аппетит и здоровый сон. 
Рациональный режим позволяет поддерживать требуемый уровень психического и физического развития. Считается, что дети, день которых проходит по графику, меньше болеют вирусными заболеваниями и имеют более устойчивую психику. Именно поэтому в контексте полного соблюдения режима дня в детском саду, в выходные дни дома родителям важно придерживаться определенного графика, чтобы не сводить на нет работу воспитателей. Практика показывает, что негативно отразиться на общем самочувствии детей может незначительное отхождение от устоявшегося режима сна и бодрствования. Родителям, впервые столкнувшимся с режимными моментами ДОУ, не стоит опасаться, что распорядок дня в младшей группе детского сада принесет вред малышу, поскольку график составляется для удовлетворения физиологических потребностей организма, улучшения психики и состояния здоровья ребенка. 

В справочной системе «Образование» собрана информация об организации физкультминуток в детском саду и ведению оздоровительной работы с воспитанниками

  • Физкультминутки в режиме дня в ДОО

Разрабатывая режим дня в детском саду, ориентируются в первую очередь на возрастные особенности малышей, доминирующий вид деятельности, состояние здоровья, медицинские предписания, требования ФГОС и нормы СанПина в последней редакции (СанПиН 2.4.1.3049-13). Воспитатели придерживаются следующих принципов организации дня дошколят:

  1. Соответствие возрастным особенностям. Ввиду того, что на каждом этапе взросления дети по-разному воспринимают новую информацию и по-разному устают, длительность и количество занятий, прогулок и сна меняется. Так, в младшей группе занятия длятся не более 7-10 минут дважды в день, в средней — уже 20 минут, а в подготовительной — трижды по полчаса. На подготовку ко сну и прогулке, приемы пищи малышей отводится больше времени, чем для деток старшего возраста. 
  2. Ритмичность деятельности. Чтобы удовлетворить физиологические потребности в движении, отдыхе и еде, достаточно чередовать различные виды деятельности в режимных моментах. Составляя распорядок дня в ДОУ, независимо от длительности нахождения детей в саду, педагоги учитывают тот факт, что дошкольники наиболее активны с 8 до 12 часов дня, а после обеда — с 16 и до 18. Именно поэтому развивающие занятия преимущественно на первую половину дня, в период после обеда отводят для сна и отдыха. Принимая во внимание потребность в смене рода занятий, воспитатели учитывают также необходимость восстановления сил после физической или умственной нагрузки. Так, за занятиями неизменно следует игровая деятельность, сон или прием пищи, что снимает нервное напряжение и усталость. 
  3. Цикличность режимных моментов. Чтобы у дошколят выработались необходимые рефлексы, нужно, чтобы занятия, приемы пищи, сон, игры и гигиенические процедуры повторялись в одно и то же время изо дня в день. Так, аппетит или желание отдохнуть днем будет приходить в установленное распорядком время. Избежать рутинности режимных моментов помогут игровые педагогические приемы, использование иллюстративного материала или художественного слова.  
  4. Чередование видов деятельности. Суточный режим ребенка предполагает смену времени ночного сна и дневного бодрствования, но в детском саду распорядок дня содержит больше режимных моментов, которые сменяют друг друга в установленной последовательности. Чередоваться должны не только период сна и бодрствования, но также активная и спокойная деятельность, прогулки на свежем воздухе с играми в помещении, самостоятельная деятельность с коллективной.
  5. Индивидуальный или адаптированный подход. Проявляя гибкость в составлении распорядка дня в ясельной группе в детском саду или графике для будущих первоклассников, педагог учитывает потребности и интересы детей, которые могут нуждаться в уединении, большем числе игр на свежем воздухе или времени на прием пищи. Детей со слабым здоровьем часто укладывают спать раньше всех, а будят — позже остальных, другим помогают во время обеда или подготовки к прогулке. 
  6. Последовательность. Все режимные моменты должны быть взаимосвязаны между собой, дополняя друг друга. Например, после игры нужно собрать игрушки и помыть руки чтобы можно было перейти к обеду.  Постепенно дети не только привыкают к установленному в саду распорядку, но и осознают причинно-следственную связь моментов.

В «Справочнике старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы методические рекомендации касательно организации режимных моментов и своевременного контроля над их проведением

ГОТОВАЯ КАРТА КОНТРОЛЯ

Разновидности режимов дня и правила их реализации

Чтобы приучить детей к режиму важно максимально доступно пояснить им значение режимных моментов, в чем поможет красочный плакат на стене группы или презентация. Не зря в распорядок дня младшего воспитателя в детском саду входит помощь своему старшему коллеге, информирование детей о планах на день и предстоящих мероприятиях. Смену видов деятельности можно сопровождать музыкой, стихотворениями или поговорками, заблаговременно информируя детей об этом. 

Режимные моменты в детском саду следуют некоторым правилам:

  1. Формируют культурно-гигиенические навыки (обеспечивают чистоту постели, одежды и тела).
  2. В полной мере удовлетворяют физиологическим и органическим потребностям детей, учитывают индивидуальные особенности малышей. 
  3. Поощряют активность, инициативность и самостоятельность воспитанников ДОУ.
  4. Сопровождаются эмоциональным общением, развитием коммуникативности и эмпатии.
  5. Базируются на бережном и внимательном отношении к детям. 

Распорядок дня в детском саду во многом зависит не только от возрастных особенностей детей, но и других факторов — погоды, сезонности, особых периодов жизнедеятельности учреждения. 

В плохую погоду распорядок дня воспитателя в детском саду имеет следующие особенности:

  • прогулки проводят в помещении музыкального или физкультурного зала, который предварительно хорошо проветривают, чтобы тепло и удобно одетые воспитанники могли играть в них (в это время проветривают и групповую комнату);
  • чтобы сменить обстановку дети могут поменяться помещениями групп на время или пойти в гости в соседнюю;
  • малыши могут выбрать, куда им направиться в рамках здания ДОУ, а воспитатели должны обеспечивать максимальную безопасность таких перемещений во время прогулки. 

В периоды повышенной заболеваемости и карантина штатный медицинский работник ежедневно осматривает детей, проводит профилактические мероприятия. В это время интеллектуальную и физическую нагрузку детей снижают, время прогулок на свежем воздухе увеличивают. 

В каникулярное время важно предотвратить потенциальные психоэмоциональные срывы, снять накопившееся утомление, настроить на рабочий лад, а потому в это время принято отказываться от установленного образца распорядка дня в детском саду, чтобы разнообразить его приятным для детей сюрпризами и занятиями. 

В режиме свободного посещения детского сада, установленного на основании договора с родителями, предполагает, что малыша будят и укладывают спать в одно и то же время, стремясь поддерживать установленный в детском саду распорядок дня. Поскольку дошкольники привыкают к новому режиму около полугода, чтобы успешно адаптировать его к распорядку, педагогам и родителям следует использовать такую модель поведения, которая бы не подавляла индивидуальность и свободу малыша, а способствовала его психологическому комфорту. 

Узнать больше о правовых и этических основах взаимодействия воспитателя с родителями, психологических основах взаимодействия воспитателя с семьей, современных формах и методах взаимодействия воспитателя с семьей поможет программа «Взаимодействие с родителями воспитанников в ДОО»

Примерное распределение времени на режимные моменты в разных возрастных группах

Режимные моменты 3–4 года 4–5 лет 5–6 лет 6–7 лет
Самостоятельная деятельность детей, осуществляемая в рамках непосредственно образовательной деятельности (игры, подготовка к занятиям) и при проведении режимных моментов. 4 часа

3 часа

30 мин

3 часа

30 мин

3 часа 25 мин
Прогулка(с учетом времени утренней и вечерней прогулки с родителями). 4 часа 4 часа 4 часа 4 часа
Дневной сон 3 часа

2 часа

30 мин

2 часа 2 часа

Распорядок дня в детском саду — система распределения времени сна и бодрствования, гигиенических процедур, приемов пищи, игр, занятий и других видов деятельности детей в ДОУ. На каждом этапе взросления дошкольников незначительно меняется режим дня, в особенности длительность прогулок, занятий и дневного сна. Всех всех видов деятельности в ДОУ наиболее значимыми являются:

  • двигательная — гимнастика, зарядка, спортивные и подвижные игр, туризм;
  • игровая — творческие (сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-импровизации, фантазирование и строительные) и игры с правилами (дидактические и подвижные);
  • музыкальная — игра на музинструментах, танцы или ритмические движения под музыку, пение;
  • познавательно-исследовательская — проектная деятельность, моделирование, экспериментирование;
  • коммуникативная — общение со сверстниками и взрослыми, которое осуществляется в ходе реализации режимных моментов;
  • изобразительная — лепка, рисование, конструирование, аппликация;
  • трудовая — самообслуживание, общественно полезный труд, уборка в группе и на групповом участке. 

Главные режимные моменты в детском саду

Режимный момент Характеристика и задачи
Прием детей в сад, осмотр, игровая деятельности  Утренний прием детей способствует созданию доброжелательной атмосферы в группе, развитию коммуникабельности, получению навыка свободного общения со сверстниками и взрослыми, настраивает дошколят на благоприятный эмоциональный лад. Чтобы этот режимный момент распорядка дня в детском саду прошел хорошо, воспитателю следует проявлять доброжелательность, внимание и неподдельный интерес к физиологическому и психологическому состоянию ребенка. Чтобы малыш чувствовал себя спокойнее, можно предложить ему взять с собой любимую игрушку или рассказать, что в детском саду его ждут друзья. Воспитатели могут прятать яркие игрушки или предметы в группе, предлагая детям отыскать их. Заинтересовать детей можно необычными делами, важными трудовыми поручениями или новыми знаниями, которые малыши получат в этот день. Иногда помогают наклейки, смайлики или иные приятные мелочи, которые воспитатель дает детям после приема в сад, демонстрируя тем самым свое небезразличие к малышам. Старшим дошкольникам помогают такие психосоматические упражнения, как «минутки доброты» или «круга дружбы», когда все дети в группе встают в круг вместе с воспитателем, говорят друг другу теплые слова и дарят улыбку, что воспитывает в них чувство доброжелательности и товарищества. Наделенный фантазией воспитатель сможет увлечь даже самых застенчивых детей, заставив их забыть свои страхи и сомнения, чтобы погрузиться в жизнь группы. 
Утренняя гимнастика

Обязательный компонент двигательной активности и физкультурно-оздоровительной деятельности ребенка, который снимает непроизвольное торможение после ночного сна, позволяет «разбудить» организм ребенка, подготовить его мышцы и организм к предстоящему дню и последующим нагрузкам. Гимнастика способствует:

  • укреплению мышечного каркаса, формированию хорошей осанки;
  • активизации всех систем организма. 
Гигиенические процедуры 

Способствует формированию культурно-гигиенических навыков, умения самостоятельно умываться и мыть руки перед едой, после прогулок, пользования туалетом или по мере загрязнения. 

В младших группах гигиенические процедуры способствуют формированию навыков самообслуживания, а в старших — служат для закрепления этих навыков и автоматического выполнения их без дополнительных напоминаний и рекомендаций (для этого можно использовать фрагменты мультфильма «Мойдодыр», использовать презентации, слайды, сказки и стихотворения). Чтобы дошкольники освоили культурно-гигиенические навыки, воспитатели:

  • показывают им необходимые действия на своем примере, объясняют их;
  • помогают детям (накатывает рукава, намыливает руки);
  • сопровождают умывание стихотворениями, пословицами или поговорками, использует игровые приемы. 

Нужно хвалить детей, которые хорошо справляются с умыванием, но запрещено сравнивать одних воспитанников с другими (допустимо сравнение прошлых и нынешних достижений ребенка с акцентированием внимания на очевидном прогрессе). 

Дети должны помнить, что они могут пользоваться только своим полотенцем, а в умывальной комнате нужно поддерживать чистоту, к воде относиться бережливо, а к своим сверстникам — с вниманием и уважением. 

Образовательная деятельность  Подчиняясь установленному режиму, организм ребенка настраивается на предстоящую деятельность, а потому занятия проходят эффективно и результативно. Образовательная деятельность объединяет музыкальные и хореографические занятия, продуктивную деятельность (аппликация, лепка, конструирование), ИЗО, развитие речи (знакомство с художественной литературой), формирование основ математических навыков. Как правило, занятия проходят в игровой форме, что упрощает усвоение материала, обеспечивая всестороннее развитие детей, получение новых навыков и знаний. 
Подготовка к прогулке  Дети осваивают правила поведения в раздевалке, у них формируются умения одеваться, аккуратно обращаться со своими вещами
Прогулка

Прогулки проводятся дважды в день: перед обедом и после сна. Причиной отменить время на свежем воздухе может быть плохая погода (скорость ветра выше 12 м/сек и температура воздуха ниже -15 градусов мороза, в небольшой дождь малыши могут играть в павильонах и под навесами на участке), проведение важного мероприятия, утренника, занятия. Прогулки на свежем воздухе:

  • позволяют реализовать до 50 % суточной потребности детей в движении (дети выполняют те физические упражнения, которые недопустимы в помещении группы — играют с мячом, шумят, бегают и прыгают);
  • служат в качестве профилактики переутомления, инструмента восстановления функциональных ресурсов организм, несут эмоциональную разгрузку;
  • повышают аппетит, усиливают усвояемость питательных веществ;
  • обеспечивают физическое развитие детей, закаливание, укрепление организма и насыщение его кислородом;
  • имеют немаловажное познавательное значение — малыши наблюдают за природой, птицами, машинами, прохожими, домами. 

На прогулке детям младшего возраста предлагают простую экспериментальную деятельность: рисовать узоры на песке или снегу, наблюдение за окружающим миром, яркими предметами, растениями и деревьями, а старшим дошкольникам куда интереснее следить за изменением длины тени, поведением насекомых и птиц, устанавливая взаимосвязи между явлениями, подмечая необычное и интересное, выделяя то, что изменилось.

Важный элемент прогулки — подвижные игры (в старших группах проводят по 3-4 игры, в младших — по 2-3), которые способствуют развитию выносливости, ловкости, силы, скорости, крупной моторики. Для малышей актуальны игры-забавы, а в старших группах дети могут самостоятельно организовывать игровую деятельность, используя эстафеты, соревнования, уже известные им игры или придумывая новые под незначительным контролем старших.

Трудовая деятельность во время прогулки может быть реализована в форме помощи дворнику в уборке территории, уходе за цветником, рыхлении земли, поливе клумб, расчистке дорожек от снега. Воспитателю нужно следить за нормированием нагрузки и тем, чтобы дети не поднимали тяжести, не находились долго в неудобных статичных позах, не использовали опасные инструменты. В остальном труд позволяет дошкольникам почувствовать свою важность, делать общественно полезные дела. По итогам работы с младшими детьми воспитатель подводит итоги, а старшим предлагает самостоятельно сделать выводы о результатах их труда.

Групповые или индивидуальные дидактические игры в сочетании с наблюдением позволят развивать фантазию, воображение, нестандартное мышление детей. 

Индивидуальная работа. Отработка двигательных навыков, речевое развитие, развитие памяти, мышления, внимания, воображения, воспитание культуры поведения, дружбы, бережного отношения к природе — всему этому педагог может уделить внимание в работе с одним-двумя дошкольниками, пока остальные заняты самостоятельной игровой деятельностью.

Прием пищи

Важно строго соблюдать время приема пищи, поскольку долгое ожидание может негативно сказаться на аппетите воспитанников. Воспитателям следует придерживаться следующих рекомендаций:

Чтобы дети кушали с аппетитом, за полчаса до еды подвижные и активные игры сменяют более спокойными. 

Совместный прием пищи стимулирует аппетит у детей, которые охотнее кушают в компании друзей по группе, чем со взрослыми или в одиночестве. 

Запрещено устраивать соревнование из еды, подгоняя тех, кто есть медленно, поскольку спешка в таком вопросе может отразиться на пищеварении малыша. 

Чтобы заинтересовать детей едой, можно познакомить их с меню на день, что не только расширит их кругозор, но и словарный запас. 

Если ребенок отказывается от еды, это свидетельствует о плохом настроении, неважном самочувствии, а потому педагогу нужно с вниманием отнестись к нему, проследив за его поведением и состоянием до вечера. 

Нельзя допускать того, чтобы дети в перерывах между приемами пищи лакомились сладостями, принесенными из дома, что однозначно портит аппетит, а также провоцирует возникновение инфекций. 

В процессе приема пищи дошколята учатся аккуратно пользоваться салфетками и столовыми приборами, самостоятельно есть, не крошить хлеб, соблюдать культуру поведения за столом (не вертеться, не разговаривать с полным ртом, тщательно пережевывать пищу), а в старшей группе детей —  пользоваться ножом.

Дежурство по столовой — важный элемент получения культурно-гигиенических навыков, развития ответственности и трудолюбия. Уже во второй младшей группе дети расставляют тарелочки для хлеба и чашки, а в старшей они полностью расставляют и убирают посуду после еды. Дежурство по столовой воспитывает ответственность, аккуратность, умение рационально и быстро выполнять порученное дело.

Подготовка ко сну

Этот режимный момент может включать профилактику плоскостопия и нарушения осанки, закаливание. Он способствует воспитанию культурно-гигиенических навыков и самостоятельности. Дневной сон позволяет разгрузить сознание от обилия информации, полученной за время бодрствования. 

Чтобы дети легче и быстрее засыпали днем, не нужно перекармливать их во время обеда, следует наполнить утреннюю прогулку подвижными играми и увлекательными занятиями. Отправляя малыша спать, нельзя торопить его в процессе умывания или сбора игрушек, поскольку фаза торможения может быстро смениться возбуждением и тогда ребенок попросту откажется спать или не сможет уснуть. Малышей ко сну готовят воспитатели, а старшие дети раздеваются и складывают одежду самостоятельно. Важно проследить, чтобы все воспитанники посетили туалет перед сном. 

Перед сном спальню стоит проветрить, а во время отдыха детей оставить открытой форточку, поскольку неправильный температурный режим в помещении провоцирует тяжелое пробуждение, а слишком высокая температура — ухудшает сон. Убедить ребенка отправиться спать, если тот отказывается, стоит хитростью и пояснением значения дневного отдыха («мальчики становятся сильнее», «девочки после сна еще красивее»). Малыши могут взять с собой в кровать любимую игрушку, но уже в средней группе от этой привычки детей постепенно отучают. Воспитатель может прочитать стихотворение, сказку или колыбельную, допустима расслабляющая музыка. 

Дневной сон

Дневной сон способствует восстановлению состояния нервной системы и физиологического равновесия организма, снятию усталости. Продолжительность сна зависит от возраста дошкольников:

  • для детей 2-4 лет составляет 2 часа;
  • в старшей и подготовительной группе дети 5-7 лет спят днем не более 1 часа 45 минут. 

Если дети не хотят спать днем, они должны спокойно лежать в кровати. Во время сна детей нельзя оставлять одних, потому воспитатель всегда находится в помещении спальни. Он следи за тем, чтобы дети не играли и не шумели. После сна воспитатель первым делом поднимает тех, кто проснулся самостоятельно, а после будит остальных. 

Гимнастика и закаливание после сна 

Чтобы плавно перейти от состояния сонливости к бодрствованию и получить заряд положительных эмоций, достаточно выполнить с детьми несколько простых физических упражнений, активизирующих их деятельность. 

  1. Заниматься гимнастикой начинают еще в кровати (дети потягиваются, выполняют движениями руками и ногами, поворачивают голову);
  2. Затем малыши встают и переходят к более активным упражнениям (легкие наклоны, ходьба на месте).

Бегать и прыгать непосредственно после сна нежелательно, поскольку это может негативно отразиться на вестибулярном аппарате дошколят. 

Целесообразно дополнить гимнастику закаливанием, сухим массажем тела, ходьбой по солевым дорожкам или рельефным коврикам, а для воспитанников старших групп — самомассажем кистей рук, лица, ушных раковин. 

Игровая и другая деятельность  Воспитатели стимулируют интерес детей к игровой деятельности, самостоятельности в выборе занятий, проявлению лидерских качеств и творчества. Сюжетно-ролевые, дидактические, игры со строительным материалов способствуют формированию сложных процессов умственной деятельности (памяти, речи, воображения, мышления), развитию органов чувств. Подвижные игры обеспечивают двигательную разрядку, способствуют повышению выносливости, укреплению организма, воспитанию нравственных качеств, они снимают утомление после интеллектуальной деятельности и удовлетворяют потребность детей в движении.
Представленный выше распорядок дня ребенка в детском саду универсален и используется для всех групп. Изменения расписания касаются в основном продолжительности прогулки, сна и занятия — образовательной деятельности, которой отводится время в первой половине дня перед прогулкой. 

Примерный режим дня в теплое время года

Режимные моменты 3–4 года 4–5 лет 5–6 лет 6–7 лет
Прием детей, игра, ежедневная утренняя гимнастика 7.30 - 8.10 7.30 - 8.10 7.30 - 8.20 7.30 - 8.30
Подготовка к завтраку, завтрак 8.10 – 8.50 8.10 – 8.50 8.20 – 8.50 8.30 – 8.50
Игры, развлечения, праздники, экскурсии и целевые прогулки 8.50 – 10.15 8.50 – 10.20 8.50– 10.50 8.50– 11.00
Прогулка. Возвращение с прогулки 9.00 – 12.00 9.00 – 12.10 9.00  – 12.35 9.00 – 12.35
Подготовка к обеду, обед 12.00 – 12.30 12.10 – 12.50 12.35 – 13.00 12.35 – 13.00
Подготовка ко сну, дневной сон 12.30 – 15.00 12.50 – 15.00

13.00–15.00

13.00 – 15.00
Подъем детей, закаливающие процедуры 15.00 – 15.30 15.00 – 15.30 15.00 – 15.30 15.00 – 15.30
Подготовка к полднику, полдник

15.30 – 16.00

15.30 – 16.00 15.30 – 15.45 15.30 – 15.45
Игры, развлечения, подготовка к прогулке 16.00 – 16.15 16.00 – 16.20 15.45 – 16.20 15.45 – 16.20
Уход детей домой. 16.15 – 18.00 16.20 – 18.00 16.20 – 18.00 16.20 – 18.00

Примерный режим дня в холодное время года

Режимные моменты 3–4 года 4–5 лет 5–6 лет 6–7 лет
Утренний прием детей, свободная деятельность в группе 7.00–8.20 7.00–8.20

7.00–8.25

7.00–8.30
Утренняя гимнастика 8.20–8.30 8.20–8.30 8.25–8.35 8.30–8.40
Подготовка к завтраку, завтрак 8.30–9.00 8.30–9.00 8.35–9.00 8.40–9.00
Игры, подготовка к НОД 9.00–9.20 9.00–9.15 9.00–9.15 9.00–9.10
Непосредственно образовательная деятельность (включая перерывы) 9.20–10.00 9.15–10.05 9.15–10.35 9.10–11.00

Подготовка к прогулке, прогулка

10.00–12.00 10.05–12.05 10.35–12.20 11.00–12.30
Возвращение с прогулки 12.00–12.20 12.05–12.25

12.20–12.35

12.30–12.45
Подготовка к обеду, обед 12.20–12.50 12.25–12.55 12.35–13.00 12.45–13.05
Подготовка ко сну, дневной сон 12.50–15.10 12.55–15.10

13.00–15.00

13.05–15.00
Подъем детей, закаливающие процедуры 15.10–15.40 15.10–15.40 15.00–15.30 15.00–15.30
Подготовка к полднику, полдник

15.40–16.10

15.40–16.10 15.30–15.50 15.30–15.50
Свободная деятельность в группе 16.10–17.00 16.10–17.00 15.50–17.00 15.50–17.00
Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой 17.00–19.00 17.00–19.00 17.00–19.00 17.00–19.00

Более того, в младших группах акцент делается на формирование у детей культурно-гигиенических навыков, приучение малышей к самостоятельности, а на занятия счетом, музыкой или хореографией отводится не более 10-15 минут. Самых маленьких не выводят на вечернюю прогулку, а время на свежем воздуха в первой половине дня сокращается за счет длительного процесса одевания-раздевания. Именно поэтому дети должны уметь умываться и чистить зубы, одеваться и раздеваться без посторонней помощи, кушать, складывать игрушки по местам. Чтобы это достичь, педагоги стремятся к реализации следующих моментов:

  • приучение малышей к режиму дня в ДОУ;
  • обучение культурно-гигиеническим навыкам;
  • наличие в распорядке свободных игр, которые повышают коммуникабельность и помогают взаимодействовать со сверстниками. 

Освоив режимный минимум в младших группах, распорядок дня в детском саду для старшей группы не станет для ребенка неожиданностью, а нагрузки будут восприниматься легче и спокойнее. Потому что, чем старше становятся дошкольники, тем больше времени уделяется занятиям и прогулкам, а дневной сон, напротив, сокращается. В старших группах воспитатели больше заботятся о развитии умственных и творческих способностей детей. Постепенно дошколят готовят к школе, а потому занятия направлены на основы чтения и письма, работу над мелкой моторикой, расширением словарного запаса и развитием речи. До обеда проводятся наиболее интенсивные занятия, направленные на умственное напряжение, а вечером — музыкальные или хореографические занятия. 

Организация распорядка дня в ДОУ зависит не только от возрастных особенностей детей, но и сезонности: летом больше времени отводится на прогулки и игры на свежем воздухе, а в зимний период — развивающим занятиям. 

www.resobr.ru


Смотрите также

 Поиск



Любое использование материалов с сайта разрешено только при наличии гиперссылки на источник материала.