Главная » Разное » При оценке состояния новорожденного по шкале апгар не учитывается
При оценке состояния новорожденного по шкале апгар не учитывается
Шкала Апгар: что означает тест, как оценивается состояние здоровья ребёнка
19.11.2018
В акушерской и педиатрической практике широко применяется шкала Апгар для оценки состояния новорожденного в первые минуты после появления на свет. Данные заносятся в медицинскую документацию малыша и учитываются в дальнейшем при сборе анамнеза. Однако мамы порой бывают в растерянности и не знают, как оцениваются показатели шкалы.
Суть метода
Автор методики оценки состояния новорожденных — американский врач-анестезиолог Вирджиния Апгар. Шкала названа ее именем и одновременно представляет собой аббревиатуру всех показателей.
Технология обследования включает в себя 5 критериев. Оценка проводится дважды — сразу же после рождения, а затем через 5 минут. За каждый показатель начисляется определенное количество баллов. Затем подсчитывается сумма за все критерии. Чем больше баллов набирает ребенок в результате, тем лучше его состояние. Если на пятой минуте показатель шкалы меньше 7, наблюдение за новорожденным продолжается. Оценка проводится через 10 минут, 15 и т. д.
Критерии исследования
При оценке состояния малыша по шкале учитываются физиологические показатели жизнедеятельности. Они могут существенно изменяться в течение первых минут после рождения. При осмотре малыша врач обращает внимание на следующие моменты:
Цвет кожных покровов. Тело новорожденного может иметь бледный или синюшный цвет, что свидетельствует о недостаточном кровообращении. Гемолитическая болезнь способна придавать покровам желтый оттенок. У большинства новорожденных кожа имеет красноватую окраску, но конечности при этом синюшные. Идеальной считается полностью розовая поверхность тела. Этот показатель часто занижает общую оценку из-за цианоза разной степени выраженности.
Частота сердечных сокращений (пульс). В норме этот показатель у ребенка составляет 120—140 ударов в минуту. Количество сердечных сокращений может быть выше или ниже нормы. Это влияет на оценку.
Наличие рефлексов и реакция на раздражители. Чтобы определить эти показатели, новорожденному отсасывают слизь из носовых ходов, оценивая при этом, как он отреагирует на стимуляцию. В норме ребенок в ответ начинает громко кричать, чихать, двигаться и гримасничать. Отсутствие такой активности может быть признаком патологии.
Тонус скелетных мышц. У здорового крохи слегка повышен тонус мышц. Его конечности все время хаотично движутся.
Дыхание и первый крик новорожденного. Только что появившийся малыш дышит с частотой 40—45 вдохов в минуту. Хорошим признаком является, когда карапуз начинает громко кричать сразу после рождения, поскольку это поможет ему сделать дыхание более интенсивным и глубоким.
Значение баллов
В большинстве случаев оценка, которую выставили малышу на пятой минуте жизни, бывает выше. За это время ребенок успевает немного адаптироваться к непривычной обстановке. Для первой минуты нижней границей нормы является показатель 7 баллов — его расценивают как состояние без видимых признаков патологии. Лучше, если малыш набирает 8—9 баллов по шкале Апгар. Максимальная оценка 10 в это время — большая редкость. При повторном осмотре через 5 минут минимальным порогом считается 8 баллов. Если показатели ребенка составляют 6—7, его продолжают наблюдать каждые 5 минут.
За каждый из критериев начисляется от 0 до 2 баллов. Шкала Апгар новорожденных в таблице позволяет определить состояние всех показателей и сложить полученные цифры.
Критерии
0 баллов
1 балл
2 балла
Пульс
Нет
Меньше 100 в минуту
От 100 и более в минуту
Дыхательная система (количество и частота вдохов)
Нет
Вдохи и выдохи нерегулярные и редкие
Регулярное дыхание, громкий крик
Тонус скелетных мышц и движения конечностей
Вялый, движений нет
Снижен, конечности слегка согнуты в суставах
Слегка повышен, активные движения
Рефлексы
Нет
Легкая гримаса при раздражении носовых ходов
Чихание, крик, активные движения
Цвет кожи
Бледный или синюшный
Розовое тело с цианозом конечностей
Равномерно розовый по всему телу
Оценив каждый из показателей дважды, врач или акушер выставляет 2 отметки и отмечает их в карте новорожденного. Расшифровка шкалы Апгар проводится следующим образом:
Показатели 7/8, 8/8, 8/9, 9/9, 9/10 или 10/10 означают, что состояние здоровья новорожденного хорошее, поводов для беспокойства нет.
Оценка 5/7, 6/7 и 7/7 может быть свидетельством некоторых проблем, но не говорит о выраженной патологии или признаках инвалидности. Такой ребенок нуждается в пристальном внимании и дополнительном обследовании.
Показатель 5/6 значит, что малыш нуждается в тщательном медицинском наблюдении и проведении специальных лечебных манипуляций. В дальнейшем ребенка должен наблюдать невропатолог.
Оценка 5/5 и менее — свидетельство тяжелого состояния крохи. Обычно такие цифры говорят о выраженном кислородном голодании мозга и требуют нахождения в реанимации. Детки госпитализируются и находятся на лечении до тех пор, пока показатели по Апгар не поднимутся хотя бы до 7/7.
Причины высоких и низких результатов
Специалисты уверяют, что дети, рожденные с помощью операции кесарева сечения, показывают лучшие результаты по сравнению с теми, кто появился на свет естественным путем. Это объясняется тем, что ребенок, проходящий через родовые пути, испытывает колоссальные нагрузки, от которых «кесарята» бывают избавлены. Причинами снижения оценки могут быть:
недоношенность;
многоплодная беременность;
родовая травма;
последствия внутриутробной инфекции.
Данные повторного осмотра
Поскольку детский организм обладает высокими компенсаторными возможностями, он быстро приспосабливается к новой среде. Уже спустя 5 минут после выхода из родовых путей оценки показателей жизнедеятельности могут повышаться. Если при повторном осмотре оценка снижается, ребенок нуждается в тщательном медицинском наблюдении.
Когда в случае повторного осмотра ребенка с оценкой 5—6 баллов его состояние улучшается, и показатели повышаются до 7—8, продолжать пристальное наблюдение нецелесообразно.
«Цифры шкалы являются скрининг-тестом, позволяющим определить, нуждается ли ребенок в медицинской помощи, а также какие ему требуются обследования. В дальнейшем всем детям проводят анализы крови, мочи, ультразвуковую диагностику и т. д.»
Прогноз на будущее
Говоря о значении результатов оценки по шкале Апгар, следует отметить, что она не всегда отражает реальное состояние новорожденного. Количество баллов определяет человек, а его мнение до определенной степени субъективно.
«Оценивание по шкале Апгар является не диагнозом, а вспомогательным инструментом для обследования. Однако с его помощью врач и акушер могут быстро оценить состояние малыша и при необходимости оказать помощь.»
Далеко не всегда ребенок, который при рождении получил оценку 9/9, в дальнейшем бывает здоровее и крепче тех, чьи баллы были 7/8 или 8/8. Возможно, у него просто были сильнее выражены реакции на раздражение или кричал он громче. Легкая синюшность у ребенка могла появиться вследствие затянувшихся родов, однако впоследствии кожа быстро приобретает нормальный оттенок.
Мнения врачей и родителей
Для медиков оценка состояния ребенка по шкале Апгар имеет большое практическое значение. С ее помощью можно быстро определить, нуждается ли малыш в неотложных реанимационных мероприятиях. Особенно важно это для начинающих медицинских работников с небольшим опытом работы.
«Хорошие отзывы получила шкала и у педиатров, которые в дальнейшем наблюдают ребенка в поликлинике. При первичном патронаже на дому они всегда обращают внимание на выписку из роддома и на показатели малыша при рождении.»
Некоторые родители переживают, если их ребенок получил оценку 7—8 по шкале Апгар и не набрал в течение первых 5 минут 10 баллов. Другие сильно волнуются, если вторая оценка не повышается, считая это неблагоприятным признаком. Самое грубое заблуждение — это связывать показатели с умственными способностями новорожденного. Чтобы избежать ненужных тревог и правильно отнестись к ситуации, желательно выяснить все интересующие вопросы у акушера-гинеколога еще во время беременности.
vseposlerodov.ru
15. Оценка новорожденного по шкале Апгар и Сильвермана.
Для объективной характеристики состояния новорожденного пользуются шкалой Апгар. В течение первой минуты после рождения определяют 5 важнейших клинических признаков: частоту и ритм сердцебиения, характер дыхания и мышечного тонуса, состояние рефлексов и окраску кожных покровов. В зависимости от выраженности этих признаков ставят оценку в баллах по каждому из них:
- 0 баллов – отсутствует;
- 1 балл – частота менее 100/мин;
- 2 балла – частота более 100/мин.
- 0 баллов – отсутствует;
- 1 балл – слабый крик (гиповентиляция);
- 2 балла – громкий крик.
- 0 баллов – вялый;
- 1 балл – некоторая степень сгибания;
- 2 балла – активные движения.
Рефлекторная возбудимость (оценивается по реакции на носовой катетер или силе рефлекса на раздражение подошв):
- 0 баллов – отсутствует;
- 1 балл – слабо выражена (гримаса);
- 2 балла – хорошо выражена (крик).
- 0 баллов – синюшная или бледная;
- 1 балл – розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей;
- 2 балла – розовая.
Полученные баллы суммируют и оценивают следующим образом:
- 10 - 8 баллов – удовлетворительное состояние ребенка;
- 7 - 6 баллов – легкая степень асфиксии;
- 5 - 4 баллов – асфиксия средней тяжести;
- 3 - 1 балла – тяжелая асфиксия;
- 0 баллов – клиническая смерть.
Для определения прогноза повторно оценивают состояние ребенка по шкале Апгар через 5 мин после рождения. Если оценка возросла (при первичной сниженной), то прогноз более благоприятный.
С целью ранней диагностики дыхательных расстройств у недоношенных детей производят оценку по шкале Сильвермана (при рождении через 2, 6, 12 и 24 часа жизни); при этом в баллах оценивают следующие признаки:
- 0 баллов – грудь и живот равномерно участвуют в акте дыхания;
- 1 балл – аритмичное, неравномерное дыхание;
- 2 балла – парадоксальное дыхание.
- 0 баллов – отсутствует;
- 1 балл – нерезко выражено;
- 2 балла – резко выражено.
- 0 баллов – отсутствует;
- 1 балл – нерезко выражено;
- 2 балла – резко выражено, держится постоянно.
Положение нижней челюсти:
- 0 баллов - рот закрыт, нижняя челюсть не западает;
- 1 балл – рот закрыт, нижняя челюсть западает;
- 2 балла – рот открыт, нижняя челюсть западает.
- 0 баллов – спокойное, ровное;
- 1 балл – при аускулътации слышен затрудненный вдох;
- 2 балла – стонущее дыхание, слышное на расстоянии.
16. Гипоксия плода, методы диагностики, лечения.
Гипоксия плода – комплекс изменений в его организме под влиянием недостаточного снабжения кислородом тканей и органов плода или неадекватной утилизации ими кислорода.
Кислородное голодание в различные периоды беременности имеет неодинаковые последствия для эмбриона и плода:
- в предимплантационный период гипоксия редко приводит к нарушениям развития оплодотворенной яйцеклетки;
- в период органогенеза выраженная гипоксия может сопровождаться замедлением развития эмбриона и появлением аномалий развития;
- кислородное голодание в период фитогенеза обычно приводит к гипотрофии и гипоксии.
По этиопатогенезу выделяют следующие формы гипоксии плода:
1. Артериально-гипоксическая форма:
А) гипоксическая – следствие нарушения доставки кислорода в маточно-плацентарный кровоток:
- дыхательная и ССС недостаточность матери;
- нарушение кислородтранспортной функции материнского гемоглобина (анемия, инактивация повышения сродства к кислороду);
Б) трансплацентарная форма – следствие нарушения газообменной функции плаценты вследствие перфузионной или диффузионной ее недостаточности:
- поздний токсикоз;
- переношенная беременность;
- преждевременная отслойка плаценты;
- экстрагенильные заболевания матери (СД, ГБ, СН и т.п.).
2. Гемическая форма:
а) анемическая форма – следствие сниженного содержания фетального гемоглобина (гемолитическая болезнь плода, фетоматеринская или фетоплацентарная кровопотеря, внутренние кровоизлияния различной локализации);
б) форма нарушенного сродства к кислороду (врожденные, лекарственные, интоксикационные гемоглобинопатии).
З. Гемодинамическая гипоксия:
а) кардиогенная форма – следствие пороков сердца и крупных сосудов, эндокардиального
б) гиповолемическая форма – следствие снижения ОЦК;
в) форма повышенного сосудистого сопротивления – следствие нарушения проходимости сосудов (в т.ч. и пуповины) и реологических свойств крови (повышение вязкости).
4. Смешанная гипоксия - при сочетании 2 и более патогенетических форм кислородной недостаточности плода.
По течению различают:
1) Острую гипоксию плода:
- во время беременности (реже) – при разрыве матки, преждевременной отслойке плаценты;
- во время родов (чаще) – при аномалиях родовой деятельности, выпадении или прижатии пуповины, сдавлении головки плода в полости малого таза.
2) Подострую гипоксию плода – обычно появляется за 1 – 2 дня до родов и характеризуется истощением адаптационных возможностей плода.
3) Хроническую гипоксию плода – при осложненном течении беременности (гестозы, перенашивание, экстрагенитальные заболевания, иммунологическая несовместимость, инфицирование плода и др.). Вызывается длительным недостаточным снабжением плода питательными веществами и нередко сопровождается задержкой развития и роста плода.
Диагностика гипоксии плода:
1. Наблюдение за сердечной деятельностью плода:
1) Аускультация – позволяет выявить грубые изменения ЧСС (тахикардия, брадикардия, аритмия).
2) ЭКГ – изменение и удлинение зубца Р, удлинение интервала РQ, желудочкового комплекса, плоский или отрицательный сегмент ST, расщепление зубца R, и др.
З) ФКГ – изменение амплитуды и нарастание длительности тонов сердца, расщепление их, возникновение шумов.
4) Фазовый анализ сердечной деятельности – изменение фаз сокращения миокарда.
5) КТГ:
а) начальные признаки внутриутробной гипоксии:
- тахикардия или умеренная брадикардия;
- повышение или понижение вариабельности ритма, низкомодулирующий тип кривой, кратковременная (до 50%) монотонность ритма;
- ослабление реакции на функциональные пробы;
- возникновение поздних децелераций в ответ на сокращение матки;
б) выраженные признаки гипоксии плода:
- тяжелая брадикардия;
- монотонность ритма (свыше 50% записи);
- отсутствие или парадоксальная реакция на функциональные пробы;
- поздние децелерации в ответ на сокращение матки.
Для характеристики КТТ во время родов используют балльную оценку по всем параметрам ЧСС плода.
2. Исследование КЩС крови плода, полученной из предлежащей части плода – показателем гипоксии является снижение рН:
а) в первом периоде родов нижняя граница нормы рН – 7,2;
б) во втором периоде родов – 7,14.
3. Наблюдение за двигательной активностью плода:
а) 5 и более движений в течение 30 мин – состояние плода хорошее;
б) беспокойное шевеление плода, проявляющееся в учащении и усилении его активности – начальная стадия внутриутробной гипоксии
в) ослабление и прекращение движений при прогрессирующей гипоксии.
4. Изучение дыхательных движений плода с помощью УЗИ.
5. Исследование околоплодных вод:
- визуальное – при гипоксии обнаруживают наличие мекония, мекониальное окрашивание вод, уменьшение амниотической жидкости;
- биохимическое – рН.
Для успешной борьбы с гипоксией плода необходимо лечение основного заболевания беременной, обеспечить достаточное снабжение плода кислородом, повысить устойчивость и выносливость его мозговых центров к кислородной недостаточности, создать условия, благоприятствующие течению обменных процессов. Для решения этих задач в первую очередь следует воздействовать на кислородтранспортную функцию плаценты. Это достигается несколькими путями:
- расширением маточно-плацентарных и фетоплацентарных сосудов;
- расслабление мускулатуры матки;
- нормализация реокоагуляционных свойств крови;
- активацией метаболизма миометрия и плаценты.
При лечении гипоксии плода используют следующие группы лекарственных веществ:
1. Эстрогены:
- являются мощными регуляторами маточно-плацентарного кровообращения;
- расширяют прекапиллярные сосуды матки и материнской части плаценты;
3. Реокорректоры и антиагреганты (реополиглюкин, трентал, курантил).
4. Антикоагулянты (гепарин).
5. Вещества, непосредственно влияющие на метаболизм и энергетику плаценты – малые дозы инсулина, витамины (фолиевая кислота, пиридоксин, цианокобаламин, аскорбиновая кислота, токоферол), глюкоза, аминокислоты (глютаминовая кислота, метионин), анаболические средства (сукцинат натрия, оротат калия, инозин) и др.
Возможно применение кислородотерапии в виде ингаляций смесей с содержанием кислорода 50 – 60%, ГБО.
При гипоксии плода необходимо обеспечить покой беременной. При постельном режиме улучшается кровоснабжение матки.
studfiles.net
Шкала Апгар – что это такое, что определяет, как проходит оценка новорожденного
Многие молодые родители и люди, только планирующие ими стать в ближайшем будущем, слышали, что используется некая шкала при рождении ребенка. Это так называемая шкала Апгар – что это такое, что определяет, и как проходит оценка новорожденного?
Содержание
Что такое шкала Апгар для новорожденных
Как проводится оценка по Апгар
Что значит шкала Апгар в тех или иных баллах
Подробнее о критериях шкалы Апгар
Шкала Апгара новорожденных в таблице
Низкие баллы по Апгар - ждать ли последствий
Что такое шкала Апгар для новорожденных
Шкала Апгар (некоторые родители ее еще по ошибке называют шкала Ангар), повсеместно применяемая в настоящее время для оценки состояния детей, появившихся на свет, была придумана Вирджинией Апгар, врачом-анестезиологом.
Согласно данной системе, состояние ребенка оценивается поочередно по пяти показателям. Суммарная оценка содержит информацию о новорожденном, необходимую для быстрого реагирования врачей и оперативной помощи малышу при необходимости.
Как проводится оценка по Апгар
При проведении оценки состояния новорожденного по этому методу учитываются следующие показатели:
внешний вид новорожденного, цвет кожи;
сердцебиение новорожденного, ЧСС;
рефлекторная возбудимость;
мышечный тонус;
дыхательные движения новорожденного.
Данная система является десятибалльной (это максимально возможное значение), так как по каждому пункту новорожденному присваивается от нуля до 2 баллов.
Нулевой балл соответствует характеристике «отсутствие признака»,
1 балл – «признак слабо выражен»,
2 балла – «признак ярко выражен» (это максимум по каждому из 5 пунктов).
Далее подсчитывается суммарное количество баллов, которое составит от 0 до 10.
Что значит шкала Апгар в тех или иных баллах
Оценка по Апгар производится два раза: в первые 60 секунд после рождения ребенка и повторно на пятой минуте. В документах будет указано: «оценка по шкале Апгар 7-8», или же «шкала Апгар 8-9 баллов». На 5 минуте дети обычно добирают 1-2 балла.
Нужно заметить, что максимум - 10 баллов - крайне редко встречается. Малыши, для которых нет необходимости в срочной помощи, набирают по данной шкале 7 или свыше баллов. Суммарный балл от 4 до 7 означает, что ребенку нужны реанимационные мероприятия, тогда как сумма баллов ниже 4 говорит о необходимости экстренной реанимации. При крайне низких баллах оценка новорожденного по шкале Апгар дополнительно проводится также через 10 минут.
Подробнее о критериях шкалы Апгар
Как правило, профессионалу-неонатологу для оценки состояния малыша по этой системе требуется около 50 секунд. Подобной скорости требует и сама система, ведь первая оценка состояния новорожденного по шкале Апгар должна быть присвоена в первые 60 секунд. Для непрофессионала или будущей мамы разобраться в данной системе может быть намного сложнее. Разберем критерии оценки более подробно.
1. Внешний вид, цвет кожи ребенка
Считается, что в норме цвет кожи новорожденного – розовый, как бледный, так и ярко-розовый. Высший балл обычно набирают детки – «кесарята», так как при родах они не проходят родовые пути.
У рожденных естественно младенцев, особенно при длительном потужном периоде, часто наблюдается некоторая синюшность кожи конечностей при общем розовом цвете, шкала оценки новорожденных в таком случае присваивает им 1 балл. Нулевой балл – это общая бледность, или же синюшность всего тела.
2. Сердцебиение новорожденного
Оценка частоты сердцебиения ребенка проводится при помощи фонендоскопа. У новорожденных детей ЧСС составляет, в среднем, 140 ударов каждую минуту. Если ЧСС не превышает 100 ударов каждую минуту, что обычно наблюдается при гипоксии в родах, малышу присваивается 2 балла по этому пункту, если же ЧСС ниже 100 ударов- 1 балл. Нулевой балл по данному критерию ставят в ситуации, когда сердечная деятельность вообще не прослеживается.
3. Рефлекторная возбудимость
У новорожденных проверяются следующие рефлексы:
Первым наблюдаемым проявлением безусловных рефлексов является, конечно же, вдох и первый крик.
Сосательный рефлекс дает возможность получать питание сразу же после родов.
Удивительными для неспециалиста покажутся рефлексы ползанья и ходьбы. Новорожденный ребенок способен отталкиваться от опоры, лежа на животе, и при поддержке подмышками совершает нечто наподобие «шагов», переступая по поверхности.
Если все вышеперечисленные рефлексы проявляются полностью и сразу, ребенок заслужил 2 балла по этому критерию. Если проявляются только по прошествии времени и после стимуляции, то присваивается 1 балл. В случае, если рефлексы не выражены вообще – 0 баллов.
Часто при проверке рефлексов на первых минутах после родов ограничиваются проверкой реакции на введение катетера для отсасывания слизи из носа и ротовой полости. Здоровый новорожденный активно гримасничает, отталкивает катетер, 1 балл присваивается тому, кто ограничивается слабо выраженными гримасами. Нулевой балл – это абсолютное отсутствие реакций на раздражитель.
4. Активность и тонус мышц
У здоровых новорожденных высокий тонус мышц, из-за чего ноги и руки у них согнуты в коленном и локтевом суставе, а пальчики сжаты в кулачок. Движения ребенка беспорядочны, активны, он хаотично двигает конечностями. При укладывании на бок здоровый новорожденный стремится принять позу, характерную для эмбриона; если пытаться «развернуть» его, потянув за конечности, он будет оказывать сопротивление. Активный новорожденный с высоким тонусом мышц заслуживают по данному критерию 2 балла, когда же тонус мышц малыша более низкий, движения менее активны – 1 балл.
0 баллов ставят, если ребенок вообще не совершает активных движений, вялый, имеет низкий тонус мышц. Такое состояние часто присутствует у глубоко недоношенных детей.
5. Дыхание
Новорожденный ребенок делает около 40 вдохов и выдохов каждую минуту и издает громкий крик. Здоровый, активно дышащий, «громкий» малыш получит по данному пункту 2 балла. В случае, если дыхательные движения реже, а крик едва слышен, выставляется 1 балл. Если как крик, так и дыхание полностью отсутствуют, ставится ноль баллов.
Шкала Апгара новорожденных в таблице
В общем виде показатели для оценки по данной шкале можно представить в упрощенном виде. Приведенная ниже шкала Апгара новорожденных в таблице дает врачам возможность оценить состояние ребенка максимально объективно и быстро.
Отсутствует
100 и менее
Более 100
Синюшный
Розовый, руки и ноги синюшные
Розовый
Снижен, двигательная активность отсутствует
Снижен, двигательная активность низкая
Высокий, активность повышена
Отсутствует
Гримаса
Гримасничает, активно отталкивает
Отсутствует
Снижена, крик слабый
Дыхание активное, громкий крик
Низкие баллы по Апгар - ждать ли последствий
Многие мамочки воспринимают баллы по Апгар шкале как первый экзамен ребенка, хвастаются высокими баллами, низкие же приводят их в ужас. Не стоит воспринимать эту информацию слишком буквально; не забывайте, что любая оценка, даже очень опытным врачом, в той или иной степени субъективна. Есть врачи, как и учителя, щедро выставляющие высокие баллы по тесту Апгар, тогда как другие предпочитают перестраховаться и понаблюдать ребенка, чей крик показался не слишком громким, а движения не очень активными.
Если ребенок по шкале Апгар получил свыше 7 баллов, значит, он здоров и нуждается лишь в обычном уходе, особенно высокие баллы при рождении ребенка не обещают будущее здоровье или умственное развитие ребенка. Как правило, высокая оценка новорожденных по шкале Апгар бывает связана с нетяжелыми родами без лишних вмешательств и гипоксии.
Низкие баллы по данной шкале – это информация для специалистов, и при должном уходе и наблюдении такие дети способны быстро восстановиться и, как доказывают исследования, в дальнейшем развиваются абсолютно нормально, при этом ничем не отличаясь от остальных малышей.
Шкала Апгар: оценка новорожденного
www.rastut-goda.ru
Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар
Шкала Апгар определяет оценку состояния новорожденного на первых минутах жизни, но его дальнейшее развитие не связано с этими цифрами. Высокий показатель не гарантирует идеального здоровья, а низкий — не прогноз проблем со здоровьем.
Шкала Апгар — расшифровка
Шкала используется для определения «самочувствия» новорожденных вскоре после рождения и последующих минут его жизни — на первой и пятой минуте. Метод измерения введен в 1952 году американским врачом Вирджинией Апгар. Название шкалы Апгар состоит из букв ее фамилии, которые также выступают в качестве расшифровки:
Другой вариант распространенный в английском языке трактуется как «How Ready Is This Child», что в переводе означает «насколько готов этот ребенок»:
Heart rate — частота сердечных сокращений.
Respiratory effort — дыхание.
Irritability — рефлексы и раздражительность.
Tone — мышечный тонус.
Color — цвет кожи.
В нашей стране название шкалы Апгар соответствует фамилии ее создателя. Вычисление производится на основе полученных рефлексов, баллы ставятся от 0 до 10. Как правило, в истории ребенка это две цифры, например 7/8 или 8/8. Первая цифра это оценка состояния на первой минуте после рождения, вторая цифра — на пятой минуте. Оценка состояния по шкале Апгар с цифрами 7/8 указывает, что новорожденный набрал 7 баллов сразу после рождения, а через пять минут его самочувствие улучшилось, и он получил 8 баллов.
Цифры 8/8 говорят, что через пять минут ничего не изменилось, что является вариантом нормы и не требует медицинского вмешательства. Другой вариант 8/7 показывает, что самочувствие на пятой минуте ухудшилось, такой новорожденный, по мнению врачей, нуждается в особом внимании. В этой ситуации проверку выполняют повторно через несколько минут, чтобы убедиться, что показатель не продолжает уменьшаться.
Оценка по шкале Апгар означает:
10-9 — новорожденный в норме
8-7 — устал после родов
6-4 — асфиксия средней тяжести
3-0 — тяжелая асфиксия
Ребенок, который получил 7 и более считается здоровым.
Влияние результата на здоровье в будущем
Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар не всегда субъективна. Представьте, что в палате №1 новорожденный получил восемь, а в палате №2 шесть баллов. Первый результат считается хорошим, а показатель второго ребенка может взволновать любого родителя. Тем не менее, это не означает, что он будет отставать в развитии, просто специалисты окажут более тщательное наблюдение, а затем, выпишут витамины или препараты на основе оценки состояния в день выписки. Очень важно понимание ситуации — не редко низкие результаты дают недоношенные детки, также они понижены, если новорожденный кричит недостаточно громко или плохо реагирует на раздражители. Возможно, малыш просто устал, и у него нет сил для желаемых от него действий, кроха даже не знает, что он что-то должен этим людям.
Другая ситуация — ниже 6 баллов. Низкая оценка состояния может быть следствием различных осложнений беременности и родов. Когда цифры не меняются на пятой и на десятой минуте, врачи проводят дополнительные исследования на наличие инфекций и врожденных патологий. Получив результат, специалисты определяют дальнейшие действия.
Важно понимать, что оценка состояния не является прогнозом дальнейшего развития в эмоциональном, интеллектуальном или физическом плане. Однако, чтобы избежать опасений родителям стоит поинтересоваться результатом обследований в роддоме, соответствуют ли они норме или есть небольшие отклонения. Что касается высшего результата, то 10 баллов ставят в редких исключениях, так как даже самые здоровые дети адаптируются к новым условиям находясь в сильном стрессе.
«Не смотрите назад, и вы добьетесь успеха» В. Апгар
Шкала Апгар – это универсальная система быстрой оценки состояния новорожденного. Это самая первая проверка состояния здоровья ребенка, которую проводят в первые минуты его жизни: первая оценка по шкале Апгар определяется через 1 минуту после рождения, вторая – через 5 минут. Таким образом, оценка состоит из двух чисел (баллов), которые выставляет врач-неонатолог при осмотре новорожденного.
Система оценки по шкале Апгар позволяет врачу определить, нужна ли новорожденному специализированная медицинская помощь, реанимация, повышенное внимание или здоровью и жизни ребенка ничего не угрожает. Мамочке, по сути, эта оценка ничего не дает, ведь шкала Апгар предназначена для врачей. Но ведь каждая мама хочет знать все о состоянии здоровья своего ребенка и самостоятельно разобраться в том, что означают эти непонятные цифры. В данной статье поговорим о расшифровке шкалы Апгар – что это такое и что означает каждый конкретный результат, рассмотрим все примеры.
Данная шкала была введена в педиатрическую практику в далеком 1952 году. Разработчиком новой системы определения состояния новорожденных стала американский врач-анестезиолог Вирджиния Апгар, предложившая несколько критериев и систему баллов, которые выставляются врачом-неонатологом при осмотре ребенка. Система состоит из 5 критериев, каждый из которых оценивается от 0 до 2 баллов. Сумма баллов от всех 5 критериев определяет состояние новорожденного в текущий момент и находится в диапазоне от 0 до 10 баллов.
Показатели шкалы Апгар
Система включает в себя 5 критериев, каждый из которых оценивается от 0 до 2 баллов на первой и пятой минуте жизни ребенка. Чем больше баллов в сумме – тем лучше. Наилучший суммарный показатель – 9 и 10 баллов.
Для оценки состояния новорожденного по шкале Апгар используются следующие показатели:
Оценка работы сердца (пульс) – подсчитывают частоту сердечных сокращений в течение 6 секунд, затем умножают на 10 и получают пульс за минуту. У новорожденных сердце работает интенсивнее, чем у взрослых, поэтому в идеале полученный результат должен быть 120-140 ударов в минуту. Оценка 2 балла ставится за результат более 100 ударов в минуту. Оценка 1 балл – менее 100 ударов в минуту (также оценивается необходимость проведения искусственной вентиляции легких). При отсутствии сердцебиения или единичных сердечных сокращениях – оценка 0.
Оценка дыхания – определяется наличие дыхания и его интенсивность. В норме новорожденный делает 40-45 вдохов-выдохов в минуту. Громкий, пронзительный крик ребенка сразу после появления на свет – это 2 балла, замедленное дыхание и негромкий крик или стон после рождения – 1, отсутствие крика и дыхания – 0 баллов и экстренная медицинская помощь. При нерегулярном дыхании об оценке 9/9 или 9/10 говорить не приходится.
Оценка мышечного тонуса – обычно дети после рождения активно размахивает ручками и ножками, получив свободу после тесной позы в мамином животике. Ребенок активно двигается – это 2 балла, слабые движения ручками и ножками – 1 балл, отсутствие движений – 0. В большинстве случаев за показатель мышечного тонуса новорожденные получают 2 балла.
Оценка рефлексов – уже при рождении у ребенка возникают безусловные рефлексы (сосательный, глотательный, хватательный и др.), но самые главные – это крик и вдох. Если малыш громко кричит, вырывается, чихает или даже кашляет – это 2 балла, плохо двигается и слабо реагирует на внешние раздражители – 1 балл, при отсутствии рефлексов – 0.
Цвет кожного покрова – оценивается цвет кожи ребенка, особое внимание ладошкам, ступням, губам и слизистой оболочке рта. При розовом цвете кожных покровов (от светлого до красноватого) оценивается в 2 балла, если замечена синюшность кожи – 1, бледность кожи с синюшным оттенком – оценка 0.
Таблица шкалы Апгар
Результат оценки всех критериев суммируется и получается итоговый результат. Для упрощения результат оценки состояния новорожденного можно представить в виде таблицы.
Параметр
Баллы
Оценка
ЧСС (пульс)
0
отсутствует
1
менее 100 ударов в минуту
2
более 100 ударов в минуту
Дыхание
0
отсутствует
1
замедленное, нерегулярное
2
нормальное, громкий крик
Мышечный тонус
0
слабый
1
сгибает ручки и ножки
2
активно двигает ручками и ножками
Рефлексы
0
отсутствуют
1
слабые
2
ребенок кричит, вырывается, чихает
Цвет кожи
0
синюшный, бледный
1
розовый, но синюшные ручки и ножки
2
розовый по всему телу
Что значат эти баллы?
Обычно вторая оценка (выставленная на 5-ой минуте жизни ребенка) на 1-2 балла выше оценки на 1-ой минуте – ребенок немного освоился, адаптировался к новым для себя условиям. На первой минуте показатель 7 по шкале Апгар характеризуется как «без видимых патологий», но лучше 8, 9 или 10. Показатель 10 на 1-ой минуте – встречается крайне редко. На 5-ой минуте уже 8 баллов по шкале Апгар считается предельной нормой и ребенка передают матери. При показателях 6/7 и 7/7 врачи проводят дополнительный контрольный осмотр каждые 5 минут в течение 20 минут и смотрят динамику изменений и готовы в любой момент оказать ребенку помощь (т.е. осмотры проводятся на 5-ой, 10-ой, 15-ой, 20-ой минуте жизни ребенка).
Таблица оценки новорожденных
Результат
Значение
0/2, 1/2, 2/2
состояние ребенка крайне тяжелое, угрожает жизни новорожденного
2/3, 3/3
критическое состояние через 5 минут после рождения, требуется реанимация или другие меры срочной медицинской помощи
3/4, 4/4
состояние ребенка тяжелое, необходим постоянный контроль со стороны врачей
4/5, 5/6, 6/6
показатель ниже среднего, требуется наблюдение врача не менее 5-7 дней, медицинская помощь по ситуации
5/7, 6/7, 7/8
состояние удовлетворительное, видимых патологий нет, требуется повышенное внимание
8/8
состояние нормы, ребенка передают под мамину опеку
8/9, 9/9, 9/10
очень хороший показатель, самочувствие ребенка отличное
10/10
здоровье идеальное (на практике не встречается)
Исходя из данных таблицы, делаем простой вывод: нормальная суммарная оценка состояния новорожденного по шкале Апгар на 1-ой минуте – 7, 8, 9, 10, на 5-ой минуте – 8, 9, 10. Если у вашего ребенка показатели 7/8, 8/8, 8/9, 9/9, 9/10 или 10/10, то волноваться не стоит, состояние здоровья в полном порядке.
Результаты 5/7, 6/7 и 7/7 не являются показателем ярко выраженной патологии и не говорят о серьезных нарушениях или об инвалидности. Если имеются определенные проблемы, то врач в роддоме обязательно об этом вам расскажет. Однако такие показатели требуют повышенного внимания к ребенку, возможно, потребуется дополнительное обследование.
При оценке 5-6 баллов ребенок нуждается в тщательном наблюдении со стороны врачей, зачастую требуются специальные лечебные мероприятия. После выписки ребенка направляют на осмотр к невропатологу.
При оценке менее 5 баллов состояние оценивается как тяжелое, возникает гипоксия, часто требуется реанимация. Таких детей переводят в стационар и не выписывают до стойкого улучшения состояния до оценки 7 по шкале Апгар.
У недоношенных детей обычно оценка критериев ниже, чем у доношенных, поэтому суммарный бал 6 или 7 является для них неплохим результатом.
Низкий итоговый результат (до 5 баллов) является поводом для беспокойства, но средняя оценка по шкале Апгар (5/7, 6/6, 6/7, 7/7) не должна приводить к панике – просто такие дети нуждаются в дополнительном осмотре у невролога и других специалистов. Этот показатель важен лишь в роддоме и для участкового педиатра, в будущем он на оценку состояния здоровья ребенка не повлияет. Ведь это абсурд думать, что если ребенок часто кашляет и чихает, то это все потому, что на 1-ой минуте жизни он получил всего лишь 6 по шкале Апгар в роддоме.
Понятно, что каждая мамочка хочет услышать об оценке 9 или 10 баллов по данной шкале, некоторые даже начинают завидовать своей соседке по палате в роддоме, у которой ребенку выставили больше. Однако не нужно создавать проблему там, где ее в действительности нет, лучше поберегите силы и нервы для воспитания своего ребенка – они вам ой как понадобятся.
Другие статьи по теме:
Первичный осмотр новорожденного
Плановый осмотр ребенка в 4-6 месяцев
doktorland.ru
Апгар шкала: норма оценки новорожденных по таблице / Mama66.ru
Методика, которая предназначена для определения основных признаков, характеризующих состояние новорожденного, была предложена Вирджинией Апгар. К педиатрии она имела косвенное отношение, так как по специальности была врачом-анестезиологом. Несмотря на это, ей удалось разработать универсальный способ оценки самых важных признаков младенца, который получил ее имя — шкала Апгар.
На тот момент стоял вопрос о необходимости поиска стандартизированного подхода в решении задачи, касающейся необходимости реанимационных мероприятий. Особенно это касается возможности восстановления дыхательной функции.
Идея доктора Апгар заключается в применении той же оценки, но в динамике, что позволяет дать адекватную оценку оказанной малышу помощи.
Описание методики
Шкала, предложенная Апгар, включает в себя 5 признаков, каждый из которых определяется два раза — после первой и пятой минуты с момента рождения. Даже интуитивно понятно, что нормой по шкале Апгар является большее число баллов.
Если новорожденный выдержал свой первый экзамен по критериям этой методики, то оценивание завершается. При показателях ниже семи, ведется дальнейшее наблюдение. Врач отслеживает состояние крохи каждые пять минут, то есть на 10, 15 и даже 20 минуте.
Каждый критерий оценивается баллами, а шкала Апгар для новорожденных представлена в виде таблицы. При их суммировании получается цифра, по которой судят о здоровье ребенка.
Как правило, достаточно провести оценивание по завершении 1-й и 5-й минуты жизни. При наличии проблем у малыша, требуется проведение дополнительного оценивания.
Показатели состояния новорожденного
Основными критериями, которые характеризуют состояние новорожденного, приняты следующие.
Дыхание
Максимальной оценки заслуживает дыхательная деятельность, если число движений при дыхании составляет 40-45 в минуту, а также если с появлением на свет слышен громкий крик малыша.
Если при рождении он способен плакать, но при этом не кричит, а слышно дрожание голоса и наблюдаются медленные дыхательные движения, то ставится оценка в 1 балл. При критической ситуации, когда дыхание отсутствует и кроха не издает никаких звуков, количество балов равно нулю.
Частота биения сердца
При появлении из чрева матери сердечко малыша должно биться часто, так как наравне с мамой ему пришлось потрудиться. Оценка в два балла ставится при частоте сердцебиения равной 130-140 ударов в минуту. Принято считать, что частота сердцебиения более 100 ударов в минуту заслуживает максимального числа баллов.
Если при внутриутробном развитии поступление кислорода было недостаточное, то наблюдается замедленное дыхание, а сердце бьется несколько реже, чем при норме. Оценка составляет в этом случае 1 балл. Подробнее о внутриутробной гипоксии→
При отсутствии пульса, если сердечная деятельность находится на неудовлетворительном уровне, баллы не насчитываются.
Мышечный тонус
Чаще всего новорожденные имеют повышенный тонус. Это объясняется пребыванием в чреве матери в единственно возможной позе. В результате этого при появлении на свет у малыша появляется свобода, и он производит хаотичные резкие движения, что свидетельствует об удовлетворительном тонусе мускулатуры.
Если ребенок держит конечности в согнутом состоянии и осуществляет движения только изредка, то ставится оценка в 1 балл. При отсутствии движений вовсе оценка — 0 баллов.
Рефлексы
У новорожденного сразу же срабатывают безусловные рефлексы, поэтому он кричит или делает свой первый вдох. При их проявлении сразу же, оценка — 2 балла. Если пришлось оказывать помощь и рефлексы появились не сразу, то ставят 1 балл. В худшем случае рефлексы отсутствуют — оценка 0 баллов.
Цвет кожи
В идеальном случае, когда ставится оценка 2 балла, цвет кожных покровов крохи бывает разных оттенков розового. Этот факт свидетельствует о нормальном состоянии кровообращения.
Кроме этого, осматривается слизистая рта, губы, ладошки и ступни. Если наблюдается небольшая синюшность, то ставят 1 балл. Если ребенок имеет бледный или синюшный цвет тела, то оценка неудовлетворительная.
Оценивание новорожденного с использованием шкалы Апгар должно производиться врачом очень быстро, так как промедление может стоить очень дорого.
При сумме баллов, равной 7 и более, здоровье малыша оценивается как хорошее, и он не требует особого ухода. При 4-6 баллах не исключается необходимость в проведении реанимационных мероприятий. Суммарная оценка ниже 4-х требует неотложных действий по спасению жизни младенца.
Шкала Апгар для новорожденных представлена в таблице
Оцениваемый параметр
Шкала оценки
0 баллов
1 балл
2 балла
Окраска кожи
Практически весь кожный покров имеет бледный или синюшный цвет
Поверхность тела имеет преимущественно розовую окраску, конечности — синюшную
Вся поверхность тела имеет розовую окраску
Пульс
Отсутствует
Меньше 100
Больше 100
Рефлекторная возбудимость
Отсутствие реакции на введение носового катетера
Слабовыраженная реакция на введение носового катетера
Четкая реакция на введение носового катетера: движение, кашель, чихание
Тонус мышц
Отсутствует, конечности свисают
Тонус понижен, однако наблюдается слабовыраженное сгибание конечностей
Выражены активные движения
Дыхание
Отсутствует
Прерывистое дыхание, слабый крик
Нормальное дыхание, громкий крик
Как интерпретировать сумму баллов
Рассмотрим вначале наилучший вариант, когда ставят максимальную оценку в 2 по всем признакам шкалы Апгар. Для получения такой оценки новорожденный должен самостоятельно дышать, при этом не важно, как он это делает, хорошо или плохо. Важно, чтобы он дышал.
Сердце при такой оценке должно иметь частоту биений более 100 ударов в минуту, а ручки и ножки согнуты. При этом малыш активно кричит, чихает, откликается движениями на различные манипуляции, а кожа его здорового розового цвета.
При самостоятельном, но нерегулярном дыхании, дается средняя оценка по шкале Апгар. При этом сердцебиение прослушивается, но оно бьется с частотой менее 100 ударов в минуту, а кисти и стопы синюшного оттенка, но лицо и тело имеют розовый цвет.
В этом случае реакции при различных манипуляциях выражается неактивными гримасами, а конечности — немного согнуты.
В худшем варианте баллы не прибавляются, что говорит о том, что кроха не дышит, а биение сердечка не выслушивается, и поза не характерна для нормального состояния здоровья (поза лягушки). Кроме этого, наблюдается полное отсутствие реакций на действия, и кожа приобрела синюшность (тотальный цианоз).
При сложении числа всех поставленных баллов по каждому критерию получается оценка по шкале Апгар.
Для наглядности рассмотрим пример. Предположим, что новорожденный появился в трудных родах. При завершении первой минуты жизни дыхание оказалось слабым и нерегулярным. При прослушивании сердцебиения выяснили, что его звук приглушен, а частота составляет 120 ударов в минуту.
Крошка находится в позе полуфлексии, а когда при чистке носика и рта он начал гримасничать, получил по этому показателю 1 балл. При этом имеет место синюшный цвет тела ребенка. При сложении цифр поставленных балов получаем сумму равную 5 баллам по шкале Апгар.
Врачами были предприняты действия по реанимации, и при завершении пятой минуты жизни ребенок стал регулярно дышать, начал кричать, а сердце стало биться с частотой в 150 ударов в минуту.
Реакции на действия стали активными, ребенок чихает, но прежняя поза не изменилась. Цвет тельца и личика новорожденного стал розовым, однако синюшность кистей и стоп прошла не полностью. При последовательном оценивании всех признаков получается 8 баллов по шкале Апгар.
Эта информация представляет ценность для врачей в плане возможности оценки состояния здоровья новорожденного с течением времени, то есть в динамике. Если величина цифры становится выше, то процесс адаптации ребенка идет нормальным образом, а те действия, которые осуществляют медицинские работники, дают положительный эффект.
Если быть точными, то непосредственной связи проводимых действий по реанимации и шкалой Апгар нет. Перед неонатологом стоят две основные задачи: восстановить адекватное дыхание и стабилизировать сердцебиение.
При этом, используя шкалу Апгар, можно прогнозировать вероятные патологии. Например, исследования показали, что имеется связь между невысокими оценками, согласно этой методике, и частотой возникающих нарушений невротического характера в дальнейшей жизни ребенка.
Принято считать, что по шкале Апгар для новорожденных норма составляет 7 баллов и больше. Как это ни странно звучит для дилетантов в области педиатрии, но высший балл, равный 10, получить на первой минуте жизни невозможно.
Если даже ребенок здоров, то на первых минутах жизни кисти и стопы новорожденного имеют синюшный цвет. Таким образом, этот ребенок может получить не более 9 баллов по шкале Апгар. Однако утверждать, что он не здоров, будет неверно.
Подобную ситуацию можно наблюдать при сумме в 7 баллов по шкале Апгар при оценке трех признаков на средний балл. Например, пусть это будет касаться цвета кожи, тонуса мышц и рефлекторных реакций. В этом случае врач-неонатолог судит по такой оценке о состоянии ребенка, как о совершенно нормальном.
Примеры
Для более глубокого понимания приводим несколько примеров оценки состояния здоровья новорожденного, которое определяется в зависимости от суммы баллов по шкале Апгар:
3-3 — малыш находится в критическом состоянии;
5-6 — необходимо пристальное наблюдение;
6-7, 7-8 — состояние здоровья находится на среднем уровне, тщательное наблюдение не требуется;
8-8 — показатели здоровья крохи находятся на уровне выше среднего;
8-9, 9-9, 9-10 — считается хорошим состоянием;
10-10 — в медицинской практике не встречается.
Не следует принимать близко к сердцу наличие какого-либо показателя, отличающегося от нормы и оценки ниже 7-7 по шкале Апгар. Эти цифры не могут говорить о присутствии патологии или, еще хуже, инвалидности.
При появлении на свет крохи, баллы играют определенную роль, но на дальнейшее будущее ребенка не оказывают никакого влияния. Для иллюстрации положения дел можно представить себе, что врач на приеме интересуется оценкой по шкале Апгар, так как ребенок часто подхватывает простуду.
Данный показатель важен только в момент рождения и необходим в некоторых ситуациях на протяжении первого года жизни. Спустя некоторое время эти цифры останутся историей, как рост и вес новорожденного.
Автор: Сергей Шорох, специально для Mama66.ru
Полезное видео о процедурах с новорожденным после родов
Советуем почитать: Как проходят роды
mama66.ru
Определение состояния новорожденного по шкале Апгар.
Признак
Баллы
0
1
2
Сердцебиение
Отсутствует
Менее 100 ударов в минуту
100-140 ударов в минуту
Дыхание
Отсутствует
Редкие, единичные дыхательные движения
Хорошее, крик
Рефлекторная возбудимость
Нет реакции на раздражение подошв
Появляются гримаса или движения
Движения, громкий крик
Мышечный тонус
Отсутствует
Снижен
Активные движения
Окраска кожи
Белая или резко цианотичная
Розовая, конечности синие
Розовая
Сумма баллов 10-7 свидетельствует о хорошем состоянии новорожденного, 6-4 – о состоянии средней тяжести, 3-1 – о тяжелом состоянии. Оценка 0 означает клиническую смерть.
Анатомо-физиологические особенности доношенного и недоношенного новорожденного. Основные правила ухода.
Доношенный новорожденный - ребенок, родившийся в сроке беременности от 37 до 42 недель (260-294 дни гестации).
Недоношенный новорожденный - ребенок, родившийся в сроке беременности от 22 до 37 недель (до 260-го дня гестации).
Переношенный новорожденный - ребенок, родившийся в сроке беременности более 42 недель (с 295-го дня гестации).
1. Афо доношенных детей.
Внешний вид. Для здорового новорожденного характерно повышение мышечного тонуса в сгибателях, поэтому его ручки и ножки полусогнуты, кисти сжаты в кулачки. Движения не координированы, хаотичны. На болевые раздражители, чувство голода новорожденный реагирует громким криком. Кожа у новорожденного бархатистая, нежная, со слегка просвечивающимися сосудами, сразу после рождения покрыта творожистой первородной смазкой. Голова отличается преобладанием мозгового черепа над лицевым. Кости черепа у подавляющего большинства не сращены, открыт большой родничок (его размеры 1-2 см), швы могут быть сомкнуты, слегка расходиться или находить друг на друга. В зависимости от особенностей протекания родов форма головы может быть: долихоцефалической (вытянутой спереди назад), брахицефалической (вытянутой вверх) или неправильной (асимметричной). Глазки в первые дни почти все время закрыты. Ребенок открывает их при перемене положения тела. На склерах могут быть послеродовые кровоизлияния, веки отечны. Зрачки должны быть симметричны, реагировать на свет с рождения. Глазные яблоки «плавающие», в первые дни жизни в норме может отмечаться горизонтальный нистагм (мелкоамплитудные непроизвольные подергивания глазных яблок). Грудная клетка бочкообразной формы, ребра расположены горизонтально, дыхание поверхностное, с частотой 40-50 дыханий в минуту, при крике, кормлении, беспокойстве ребенка легко возникает одышка из-за узких носовых ходов, возможного отека слизистой оболочки носа. Частота сердечных сокращений 130-150 ударов в минуту, тоны сердца громкие, чистые. Живот обычно активно участвует в акте дыхания, имеет округлую форму. При перекорме и заболеваниях легко возникает вздутие живота. Печень выступает из-под края реберной дуги не более, чем на 2 см. У доношенных девочек большие половые губы прикрывают малые, у мальчиков яички должны быть опущены в мошонку.
Важная особенность новорожденных - наличие физиологических рефлексов:
1. Сосательный - на раздражение губ путем прикосновения ребенок отвечает сосательными движениями.
2. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина - при надавливании на ладони ребенка большими пальцами он открывает рот и слегка сгибает голову.
3. Ладонный хватательный рефлекс Робинсона - при вкладывании в ручку ребенка пальца происходит сжатие кисти и ребенок плотно охватывает палец.
4. Рефлекс Моро - при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок или дуновении в лицо ручки ребенка разгибаются в локтях и отводятся в стороны (1 фаза) с последующим «обниманием» туловища (2 фаза).
5. Рефлекс опоры и автоматической ходьбы - ребенка берут под мышки и ставят вертикально, поддерживая пальцами заднюю часть головы. При этом его ножки поначалу сгибаются, а затем происходит выпрямление ножек и туловища. При небольшом наклоне вперед ребенок делает шаговые движения (автоматическая ходьба).
6. Рефлекс ползания Бауэра - в положении ребенка на животе к его согнутым ножкам приставляют ладонь и ребенок начинает ползти, выпрямляя ноги и отталкиваясь.
7. Защитный рефлекс новорожденного - в положении на животе ребенок поворачивает голову в сторону (защита).
8. Рефлекс Галанта - штриховыми движениями пальца раздражается кожа вдоль позвоночника сверху вниз. В ответ ребенок изгибает туловище в сторону раздражения.