Этот вопрос беспокоит многих православных верующих женщин, и они обращаются за ответом к священнослужителям, богословам и представителям церкви.
Мнения богословов и священнослужителей на этот счет расходятся. Одни считают, что нельзя ходить в церковь, когда идут месячные; другие считают, что посещать храм в этот период можно и даже нужно; третьи, что входить в «дом Господа» можно, но нельзя целовать иконы и крест.
Также, по мнению последних, нельзя ставить свечи, пить святую воду, есть просфоры, причащаться, исповедоваться и принимать участие в Крещении и прочих Таинствах Церкви.
Ветхозаветные истоки запрета
Наиболее ранние доказательства запрета заходить в церковь во время месячных, можно найти в Ветхом Завете, в одном из версий которого утверждалось, что женщина во время менструации считается «нечистой», а человек, коснувшийся ее в это время, приобретает «нечистоту через прикосновение». Удивительно, что точно таких же взглядов придерживались и древние славяне-язычники.
Однако, отвечая на вопрос: «Почему нельзя ходить в церковь, когда месячные?», большинство служителей церкви, поддерживающих этот запрет, ссылаются на канонический ответ святителей Тимофея и Дионисия Александрийских, которые единогласно утверждают, что храм менструирующей женщине посещать нельзя, пока она не «очистится», исключение делается только для тяжелобольных и умирающих менструирующих женщин.
Интересно то, что уже в то время существовало разногласие насчет правильности и необходимости этого запрета. Примерно 365 годом датируется послание Святого Афанасия Великого монаху Аммуну, в котором святитель явно выступает против запрета на посещение храма женщинам, находящимся во время менструации, и утверждает, что все творения Божии чистые и добрые, потому что Божие Слово не могло створить ничего недоброго или нечистого. По его мнению, женщина в любое время цикла чиста и может посещать церковь, так как она принадлежит «роду Божиему», а значит, не имеет в себе ничего «нечистого».
Языческие истоки запрета и «ритуальная нечистота»
Некоторые исследователи считают, что мнение о том, что нельзя ходить в церковь во время месячных уходит корнями в язычество. Древние славяне-язычники боялись кровотечений, потому что считали, что кровь привлекает демонов. Кроме того, менструация считалась проявлением сексуальности, что считалось скверным и недопустимым. По этим причинам менструирующая женщина у язычников считалась «ритуально нечистой», а лица, которые прикасались к ней, считались «оскверненными через прикосновение».
Понятие «ритуальной нечистоты» женщины у славян сохранилось и после принятия христианства. Киевский «Требник» 1606 года гласил, что если менструация у женщины началась, когда она стояла в церкви, то она должна была немедленно ее покинуть, если же она этого не сделает, то ей полагается наказание в виде соблюдения шестимесячного поста и ежедневных 50 земных поклонов.
Изменение понятия «ритуальной чистоты» в Новом Завете
В Новом Завете Иисус Христос переносит понятие «ритуальной чистоты» на духовный, нравственный уровень, полностью отделяя это понятие от не контролируемых телесных и физиологических проявлений, к которым можно отнести и женскую менструацию. Христос дает верующим понять, что осквернить человека могут только злые намерения, идущие от сердца, а само понятие «чистоты» подразумевает только «духовную чистоту».
В Евангелии упоминаются факты, как, не боясь осуждения со стороны евреев, Спаситель беседует с самарянской женщиной и исцеляет менструирующую женщину, которая позволила себе прикоснуться к краю его одежды, и хвалит ее за веру. Оба эти поступка в Иудее ранее считались бы оскверняющими. Иоанн Златоуст, один из трех вселенских учителей и святителей, трактует эти поступки так, что Господь подобным образом открывает веру этой женщины всем, чтобы и другие не боялись ей подражать.
Опираясь на исцеление Христом кровоточивой женщины, и поддерживая новое понятие «ритуальной чистоты» святитель Григорий Великий в 604 году на вопрос о том можно или нельзя ходить в церковь с месячными, и можно ли причащаться в это время, пишет, что менструация не является грехом.
Поэтому, по его мнению, не нужно запрещать женщине в период месячных посещать церковь, так как нельзя обвинять ее в том, что дано ей от природы, и от чего она страдает не по своей воле. И продолжает, что нельзя в такой период и запрещать женщине причащаться, но если же она не осмелится принять Причастие из-за великого уважения, тогда она достойна похвалы; а если примет, то не следует ее осуждать.
Современные взгляды Православной Церкви
Современные богословские конференции и исследования церкви приходят к выводу, что запреты на посещение церкви для женщин в период менструации являются догматически и морально несостоятельными с точки зрения строгого Православного христианства. Уже в IV веке Святой Иоанн Златоуст осуждал людей, пропагандировавших этот запрет и считал его недостойным христианской веры, называя этих людей суеверными и приверженцами мифов.
Сегодня богословы просят Церковь уверять и убеждать женщин, что им всегда приветствуется приходить и принимать Причастие в любой момент, когда они обрядово и духовно готовы, независимо от их менструального цикла.
Если раньше, еще менее века назад, женщин во время месячных не допускали до выпечки просфор и уборки храма, то сегодня во многих современных приходах и епархиальных управлениях женщины работают по графику, не зависящему от их месячных.
Наш современник, диакон Леонид Кураев считает эти изменения следствием недавней «гигиенической революции» и повсеместной доступности современных гигиенических средств. Он пишет, что еще несколько веков назад не было не только средств гигиены, но и нижнего белья, поэтому от женщин мог исходить неприятный запах, и была вероятность загрязнения пола кровью, что для храма являлось недопустимым.
В целом, можно сделать вывод, что сегодня многие богословы и священнослужители придерживаются мнения, что запрет на посещение женщинами храма в период месячных – это один из устаревших церковных канонов.
Однако ещё остались священнослужители, которые до сих пор придерживаются ветхозаветных канонов и считают, что женщине нельзя ходить в церковь во время менструации.
otvetprost.com
Можно ли ходить в церковь во время месячных: мнение православных священников
Существует мнение, что женщине в период месячных запрещено входить в церковь и присутствовать на богослужениях. Этот запрет соблюдается на протяжении многих веков, поэтому до сих пор верующие женщины сомневаются, можно ли им ходить в церковь во время месячных. Может быть, кровотечения делают их нечистыми, поэтому им не место в церкви?
Можно ли посещать храм или церковь, если у женщины месячные?
Откуда возник запрет на посещение храма во время регул, так ли он актуален в XXI веке? Некоторые женщины продолжают строго соблюдать это предписание и очень беспокоятся, чтобы менструация не началась в церкви. Другие же спокойно посещают богослужения в храме, считая такие предостережения устаревшими. Можно или нельзя при менструации ходить в церковь? Ответ на этот вопрос может дать изучение Ветхого и Нового Заветов.
По Старому Завету
Согласно Ветхому Завету, первая женщина Ева поддалась искушению и вкусила плод с Древа познания добра и зла, а затем уговорила своего мужа Адама съесть его. За это Бог наказал Еву. Наказание за проступок было наложено на весь женский пол. Рождение детей с тех пор происходит в страданиях, а ежемесячные кровотечения являются напоминанием о совершенном грехе.
В Старом Завете содержится предписание, по которому женщинам в некоторых ситуациях запрещается приближаться к храму и входить в него:
во время регул;
после рождения мальчика – в течение 40 дней;
после рождения девочки – в течение 80 дней.
Священнослужители объясняли это тем, что женский пол несет отпечаток грехопадения человека. В период менструации женщина становится грязной, нечистой, поэтому ей не следует осквернять дом Божий. Кроме того, в доме Божием совершается Святейшая Бескровная Жертва — молитва, поэтому любое кровопролитие в его стенах недопустимо.
По Новому Завету
С приходом Иисуса Христа акцент смещается с физиологического на духовное. Если раньше, во времена Старого Завета, человек считался осквернителем из-за физической грязи, то теперь значение имеют только помыслы. Каким бы чистым внешне ни был человек, если у него грязные мысли и намерения, нет веры в душе, все его дела считаются бездуховными. И, наоборот, даже самый грязный и больной верующий может быть чист душой как младенец.
В Новом Завете описана история, которая произошла во время того, как Христос шел к больной дочери архисинагога Иаира. К нему подошла женщина, которая много лет страдала от кровотечений, прикоснулась к краю одежды Иисуса – и тут же истечение крови прекратилось. Почувствовав исшедшую от него силу, Иисус Христос спросил учеников, кто прикоснулся к нему. Женщина призналась, что это была она. Христос же ответил ей: «Дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей».
Истоки возникновения запрета
Откуда в сознании общества возникла мысль, что женщина в период менструации является нечистой? Такая точка зрения являлась распространенной в древности среди многих народов, которые не понимали, почему у женщины бывает кровотечение, поэтому пытались объяснить это явление всеми возможными способами. Поскольку многие физиологические выделения считались признаком болезни, регулы стали олицетворять телесную грязь.
Языческий период
Во времена язычества в разных племенах отношение к женщине в период кровотечений было практически одинаковым. Как у человека может проливаться кровь, считающаяся признаком ран и болезней, каждый месяц, но при этом он остается жив? Древние народы объясняли это связью с демонами.
В некоторых племенах женщин в период кровотечений изгоняли из дома. Они должны были жить в специальной хижине и только после этого, очистившись, могли вернуться домой. В отдаленных уголках планеты подобные обычаи сохранились до сих пор.
Времена Ветхого Завета
Исследователи считают, что период, когда создавался Ветхий Завет, относится к I–II тыс. до нашей эры. Чтобы понять, почему в Библию были внесены запреты по отношению к женскому полу, необходимо обратить внимание на социальное положение женщин в то время.
Женский пол в древнем обществе считался по статусу ниже, чем мужской. Жены и дочери не имели одинаковых с мужьями и сыновьями прав. Они не могли владеть имуществом, вести дела, не обладали правом голоса. Фактически женщина была собственностью мужчины – сначала отца, потом мужа, а затем сына.
Представление о грехопадении человека, виновницей которого стала Ева, объясняло, почему женщина должна занимать низшее положение по сравнению с мужчинами. Другая причина, почему менструации делали женский пол нечистым, скрывается в представлении о болезнях. У древних народов не было знаний о том, что вызывает различные заболевания.
Кровь и гной были опасны, потому что являлись очевидным признаком болезни, которая могла заразить другого человека. Именно поэтому во времена Ветхого Завета в церковь запрещалось входить не только во время менструаций, но и тем, кто имел гнойные раны, болел проказой или прикасался к трупам.
Какие ограничения на посещение святого места существуют в наши дни?
Несмотря на то, что Новый Завет поставил духовную чистоту выше физической, мнение священнослужителей многие века оставалось неизменным. Например, в киевском «Требнике» начала XVII века есть предписание о том, что если женщина с месячными войдет в храм, на нее следует наложить наказание в виде 6-месячного поста и ежедневных 50 поклонов.
В наши дни такого строгого запрета на посещение храмов нет. Женщине можно идти в церковь, молиться, ставить свечки. Если же она беспокоится о возможном осквернении своим присутствием святого места, то может просто постоять в стороне, у входа.
Однако некоторые ограничения по-прежнему остались. Церковь не рекомендует совершать Таинства во время месячных. Причастие, крещение, исповедь и венчание — эти события лучше перенести на другие дни цикла.
Кроме того, прихожанка не должна забывать о других правилах посещения церквей. Женщинам положено входить в храм только с покрытой головой и в юбке. Не допускаются слишком глубокие вырезы и мини-юбки. Однако многие церкви, особенно те, которые находятся в туристических местах, стали относиться к внешнему виду верующих лояльнее. Если женщина почувствует непреодолимое желание зайти внутрь, она может сделать это в брюках и без платка.
Как относятся другие религии к менструации женщины?
В исламе мнение по этому вопросу неоднозначное. Некоторые мусульмане считают, что от посещения мечети лучше воздержаться. Другие же настаивают на том, что от подобных запретов следует отказаться. Мечеть запрещено осквернять телесными выделениями, но если мусульманка использует гигиенические средства (тампоны, прокладки или менструальные чаши), она может войти внутрь.
Мнение священнослужителей
Католические священнослужители считают, что древний запрет на посещение церквей был связан с низким уровнем гигиены в прошлые века. Не имея возможности регулярно мыться и менять белье, женщины часто заражались инфекциями. Во время регул от них неприятно пахло, а капли крови могли стекать на пол церкви. В связи с тем, что сейчас проблема гигиены решена, запрет входить в храм не имеет первоначального смысла.
Мнение православных священников не столь однозначно. Некоторые из них продолжают придерживаться строгих запретов и рекомендуют воздержаться от совершения Таинств, но объясняют это заботой о здоровье прихожанки. Венчание, крещение, исповедь длятся долго, а верующая во время месячных может почувствовать себя плохо, из-за запаха ладана у нее может закружиться голова. Другие же священнослужители уверяют, что женщина сама должна принять решение. Если она чувствует необходимость посетить церковь, ей не стоит ограничивать это желание.
Если прихожанка боится нарушить запреты и сомневается, стоит ли ей посещать богослужение в дни регул, ей стоит спросить у духовного наставника. Служитель церкви сможет развеять сомнения женщины и успокоить ее.
vseprorebenka.ru
Можно ли во время менструации ходить в церковь
Накануне большого религиозного праздника Святой Пасхи с новой силой возникают разговоры на тему: можно ли во время месячных ходить в церковь. Ни в одном источнике невозможно найти единого четкого ответа. Не написано в книгах, нет подтверждений, записи или другой памятки, указывающий на существования такого запрета, однако негласно он существует практически везде. Даже служители церкви не могут дать точной информации. По этому поводу существует много толкований с разными мнениями.
Не зная сути первопричины появления поверья, женщине трудно осознанно решить насколько важно его соблюдать.
Считается, что Божий храм могут осквернить три вещи:
мертвое тело;
смертельная болезнь;
истечения.
Так почему нельзя ходить в церковь во время месячных?
Откуда возник спор
В Ветхом Завете высказывается однозначное отношение, которое перекликается с традициями язычества – женщина во время месячных нечиста и ей нельзя быть в храме. Объяснялось это тремя причинами, самая обыденная из которых – нормы гигиены.
А вот две остальных — чисто духовные, философские. Согласно Ветхому Завету, Адам и Ева совершили грехопадение и потеряли бессмертие, уготованное им Богом. С тех времен человеческая природа стала поврежденной, женская менструация является подтверждением и напоминанием этого факта. Священники, строго придерживаясь нормы о том, что в Божьем храме ничего не должно свидетельствовать о смертности, греховности человека, запретили женщинам с месячными ходить в церковь.
Тема смерти отражена и в третьей причине, согласно которой мертвое тело не может осквернять церковь. А менструацию у женщины расценивают как отторжение мертвой яйцеклетки, выкидыш несостоявшегося зародыша человека.
Во времена Нового Завета меняется понимание божественной принадлежности человека. Иисус Христос, приняв на себя смерть за все грехи человеческие и вновь воскреснув, отрицает важность физического тела в стремлении человека к единению с Богом. В религиозном восприятии остаются только понятия души, духовности, Святого Духа. Поэтому естественное физическое состояние женщины, как говорится «такой ее создал Господь», не может являться препятствием для молитвы или посещения церкви. Подтверждают это словами из учения апостола Павла, утверждающего, что в человеке, созданном Господом ничего нет нечистого и «всякое творение Божие хорошо». Но отсутствие конкретного разъяснения на тему именно менструирующей женщины, не позволяет поставить окончательную точку в раскрытии этой темы в Новом Завете.
Так, на стыке двух направлений религиозных взглядов, и возник этот спор.
Все «за» и «против»
Считается, что поверье, по которому во время месячных нельзя ходить в церковь, сохранилось по инерции с прошлых староверских времен. Мол, по научению старшего поколения, молодые женщины тоже предпочитали придерживаться этой традиции.
Но ведь споры о том, можно ли посещать храм женщине в критические дни ведутся на протяжении всего времени существования христианства, привязывая его к термину «нечистоты». Кстати, это понятие применяют и в других случаях. Считается, что мать должна очиститься после родов. Если родился мальчик, то этот срок в 40 дней, а если девочка – в 60. Кроме того, «нечистым» считают и мужчину во время семяизвержения.
Серьезные споры ведутся вокруг истории о женщине с кровотечением, описанной в Новом Завете. Рассказывается, что она притронулась к одеждам Иисуса, когда он на улице лечил других, и от этого исцелилась. Кроме того, сам Спаситель, не отверг ее, заметив это прикосновение, а, наоборот, подбодрил ее словами «Смелее, дочь!».Это можно привести в качестве доказательства, что женщина и в «критические» дни может обращаться к Господу за помощью и благословением. Но этому мнению противопоставляют рассуждение о том, что она касалась только лишь одежды Иисуса, но не его тела. А значит, «нечистой» женщине дозволено далеко не все то, что обычно.
И это уже не суеверие, не древняя традиция, а четко выписанное правило, принятое собранием архиереев Православной Руси, которого должна придерживаться любая благочестивая женщина. Стоит отметить, что возбраняется совершать только самые сокровенные обряды, но не указывается, что нельзя посещать церковь.
Сейчас практически все согласны, что нужно разрешать женщинам посещать храм в критические дни, но если она из благоговения сама постарается избегать таких ситуаций, то ее можно за это ее личное решение.
Что же позволяется женщине в «критические» дни
Получив некоторую ясность в вопросе, можно ли с месячными ходить в церковь, остается открытая дискуссия: что можно делать в святом храме в такой ситуации.
Многие склоняются к мнению, что практически ничего. Запрещается прикасаться к иконам, святым книгам, ставить свечки. Считается, что храм, где совершается только Бескровная Жертва Спасителя нельзя осквернять истечением крови.
Современные средства гигиены практически исключают возможность попадание крови женщины наружу. Таким образом, некоторые священнослужители признают возможность вести себя в церкви во время месячных, как обычно. В любом случае, всегда лучше будет испросить благословения у своего наставника и последовать его совету.
Часто спрашивают: «Можно ли читать молитвы во время месячных?». Здесь никаких запретов нет, наоборот. Церковники утверждают, что если женщина в «критические» дни не молится, то тем самым помимо воли допускает к себе нечистый дух. Значит молитве ничего не может воспрепятствовать.
Стоит ли совершать таинства и обряды
Церковь имеет более строгое отношение к совершению таких обрядов:
крещение;
венчание;
причащение.
Во время обрядов человек сам освящается, принимая Кровь и Тело Христово и смешивая свою кровь с Его. Поэтому в такие дни нужно быть более чутким к себе, чтобы не допустить поругания находящейся в нас святыни. Исходя из этого, нельзя допускать истечения крови, содержащую часть Крови Христовой.
По этой причине к Божественным Таинствам не допускаются и раненые, истекающие кровью. Не разрешается в этот день чистить зубы, употреблять пищу которая может потребовать выплевывания (косточки, шелуха и пр.).
Поэтому на вопрос: можно ли крестить ребенка во время месячных, священнослужители рекомендуют воздержаться и перенести этот обряд на другое время. Это касается и проведения остальных Таинств.
Таким образом, вполне понятно, что главная причина запрета женщинам ходить в церковь во время месячных – сохранить чистоту святого Божьего храма. В основном этот постулат носит рекомендательный характер и не предполагает никакого наказания. Но, соглашаясь с тем, что женщину такой создал Бог, а значит все процессы, протекающие в ее организме, должны вполне нормально восприниматься церковью, нужно понимать, что не все естественные нужды и истечения человека уместно совершать в святом храме.
Поэтому во время месячных женщина остается вполне молитвенно чистой, но будет уместно если она проявит великое почтение и благочестие, воздержавшись от посещения церкви и совершения Святых Таинств.
promesyachnye.ru
Грех ли идти в храм во время месячных? - Православный журнал "Фома"
Вопрос читателя:
Вечер добрый. Прошу Вашего Благословения. Весь пост пыталась попасть в церковь на причастие и исповедь, но из за менструации не смогла. Переживаю. А вообще – грех ли просто пойти в храм помолиться в эти дни? Очень хочется сходить в церковь!
Отвечает иерей Петр Гурьянов:
Христос воскресе! Наталья, Вы можете спокойно идти в храм и молиться!В середине III века св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления» дал точный ответ на данный вопрос:«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая – ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.
…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
На заставке фрагмент фото basoo!/www.flickr.com
(29 votes, average: 4,48 out of 5) Загрузка...
foma.ru
Можно ли женщинам ходить в церковь с месячными — мнение священников
Наиболее часто задаваемым прихожанами является вопрос о том, можно ли с месячными ходить в церковь. Многих верующих православных женщин волнует данный вопрос, все они желают знать истоки запрета или ограничения на посещение храма в период менструации. Для полного представления о причинах данного запрета, стоит опираться на священные книги.
Ветхий Завет
Корни запрета на вхождение в церковь в дни менструации берут начало в Ветхом Завете. Данный священный документ содержит сведения о том, в каких случаях следует воздержаться от посещения святого места:
смерть;
тяжелая болезнь;
«нечистота» женщин или мужчин.
Патриарх Сербский Павел двойственно интерпретирует появление в храме женщины в состоянии «нечистоты». По его мнению, если женщина решает идти в церковь во время менструальных выделений для того, чтобы целовать иконы, для совершения молитвы, поучаствовать в песнопениях, то это позволительно. При этом женщина должна соблюсти гигиенические процедуры. Однако креститься и причащаться в это время недопустимо.
В прошлом в связи с отсутствием надежных средств гигиены женщине было проблематично сохранить чистоту тела. Отсюда и пошло понятие о женской нечистоте. Считалось, что в дни менструации женщина совершает надругательство над священным местом, где верующий обретает вечную жизнь, противопоставленную скорее духовному умиранию, нежели физическому. Существует мнение о наличии месячных у представительниц слабого пола, как о наказании за грехопадение родоначальницы людей Евы. Многим известно, что служители церкви стремятся защитить как храм, так и верующих от греховных смертоносных вещей.
Менструацию принято считать за кощунственное отторжение от тела погибшей яйцеклетки или гибель несформировавшегося плода. А все, что связано со смертоносными носителями, в церкви запрещено.
Но у данной точки зрения, описанной в легендарной книге, есть и иная трактовка. Наказанием считается мучительный процесс деторождения, а наступление месячных – признаком продолжения человеческого рода.
Соответственно, в Священной книге неоднозначно истолковывается вопрос о посещении церкви в дни месячных.
Новый Завет
Новый Завет содержит изречение апостола Павла о совершенстве всего того, что создал Бог. Процессы, проистекающие в организме человека, имеют естественную природу. Менструальные выделения являются необходимой составляющей женского организма. Значение их жизненно важно, стало быть, считать месячные чем-то оскверняющим святыню храма неразумно.
Подобного мнения придерживался и Святой Георгий Двоеслов. Он был убежден, что нельзя женщине запрещать посещать церковь во время критических дней, ведь таковой ее произвела матушка-природа. Основополагающая ценность – это душа, состояние духа.
Церковные порядки
После всего сказанного, можно ожидать разной реакции священнослужителя на вопрос можно ли в церковь с месячными. Библия не содержит откровенных запретов или определенного разрешения на подобное явление.
Соответственно решение будет зависеть от волеизъявления и принципов священника.
А можно ли во время месячных ходить на службу? Одни служители церкви могут разрешить войти женщине в храм, при условии, что они не касаются икон и не ставят свечи. При этом женщине позволено помолиться, и остается только покинуть стены храма.
Случается и такое, что священный отец не в силах отказать человеку. Допустим, изможденная тяжелым заболеванием женщина с маточным кровотечением находится на грани жизни и смерти и просит исповеди и причащения. В подобных случаях священнослужитель не вправе запретить войти женщине, несмотря на состояние «нечистоты» и идет навстречу прихожанам.
Очень строго относится церковь к проведению таких обрядов, как:
крещение;
венчание;
причащение.
В процессе церемонии верующий освящается сам, вбирает в себя Кровь и Тело Христово, происходит слияние с Его кровью. По этой причине в такие дни нужно трепетно относиться к себе, не допустить осквернения святыни в себе самом. Поэтому истекание крови, которая содержит в себе Кровь Христову, имеет греховное начало.
Из этих же соображений к Священным Таинствам не допускают людей с кровоточащими ранениями. В день проведения обряда нельзя чистить зубы, есть пищу с косточками, шелухой во избежание выплевывания.
Таинство крещения ребенка служители церкви рекомендуют назначить на другое время, если женщина пребывает в состоянии «нечистоты». Это относится и к проведению других обрядов.
Теперь становится понятной основная причина, по которой женщине не разрешают войти в храм в указанные дни, чтобы не посягнуть на чистоту святого Божьего места. Данный запрет имеет рекомендательный характер и никоим образом не наказывается.
Однако, будучи сторонником идеи, что женщина создана такой Богом и все естественные процессы в ее теле должны приниматься церковью как данность, верующему стоит помнить, что биологические нужды и истекания целесообразно оставить за стенами святого храма.
Женщина в период месячных может помолиться, но проявит большое почтение, уважение к святыне храма, благочестие, если воздержится от похода в церковь в критические дни и совершения обрядов.
Мнение священников
Так можно ли ходить в церковь во время месячных? Как видно, у священников различные точки зрения на посещение женщины храма во время месячных. Бывает такое, что в одном приходе женщинам разрешается участвовать в богослужениях, в другом – категорически нет.
Согласно Священному писанию, для Бога первостепенна чистота помыслов человека, а не его тела. Поэтому при соблюдении женщиной главных заповедей пребывание ее в храме в указанный период кощунством не является. Также не является греховным посещение церкви после родов, ведь все созданное Богом – свято.
В наши дни в практику вошло крещение сразу после выхода из родильного дома и непосредственно в стенах храма, стало быть, служители церкви не беспокоятся по поводу прикосновений к «нечистоте» женщины после родов.
По-настоящему верующие и набожные женщины во время менструации или в послеродовой период стараются не принимать участия в религиозных обрядах, при которых необходимо касаться святынь. Таким женщинам для участия в постоянных богослужениях следует поступать согласно взглядам священника, предварительно поговорив с ним.
А женщинам, которые появляются в церкви изредка на богослужение на Пасху или Рождество и не относятся всерьез к Божественным Таинствам, как и к требованиям церкви, по этому поводу можно не переживать. Они могут посетить церковь в любое удобное для них время.
criticaldays.ru
Почему нельзя ходить в церковь во время месячных?
Обычно люди идут в церковь тогда, когда они нуждаются в поддержке своей веры в Бога, хотят помолиться за своё и здравие близких, для исполнения ритуала крещения, венчания, спросить совета и просто быть ближе к Всевышнему. Православная религия в отличие от ислама не накладывает жёстких ограничений для женщин в посещении храма Господнего, но рекомендует всё-таки воздержаться от посещения церкви во время менструации. Поэтому планирование православных ритуалов христианами должно происходить с учётом дней цикла женщины.
Можно ли и почему нельзя ходить в церковь во время месячных? – ответы на эти вопросы кроются в истоках и традициях православной веры и связаны с физической «нечистотой» женщины в этот период.
Почему именно женщине нельзя ходить в церковь, когда у неё идут месячные?
Ветхий завет запрещает посещение церкви в следующих случаях: проказа, гнойные выделения, семяистечение, время очищения рожениц (40 дней родившая мальчика и 80 дней, если родит девочку, Лев. 12), женское кровотечение (месячное и патологическое), прикосновение к разлагающемуся телу (трупу). Это связано с тем, что косвенно эти проявления связаны с грехом, хотя и не являются сами по себе греховными.
Но, поскольку, для религии важна нравственная чистота верующих, то списки запретов при составлении Нового Завета пересмотрели и оставили всего 2 ограничения к посещению храма:
для женщин после родов (до 40 дней, во время послеродовых выделений);
для женщин во время месячных выделений.
Причин считать, почему в эти периоды женщина может быть «нечистой», несколько.
Во-первых, причина чисто гигиеническая. Ведь само по себе явление таких выделений связано с подтеканием крови из половых путей. Так было всегда, и во времена отсутствия надежных средств гигиены от протекания. А храм в свою очередь не может быть местом кровопролития. Если придерживаться данного объяснения, то сегодня, воспользовавшись тампонами или прокладками, можно предотвратить возникновения подобного казуса, и посетить церковь.
Во-вторых, причина «нечистоты» объясняется тем, что эти выделения женщины связаны с отторжением эндометрия вследствие родоразрешения (что косвенно подразумевает совершение первородного греха родившегося младенцем), либо очищения в связи гибелью яйцеклетки и её выходом вместе с кровью.
Можно ли идти в церковь с месячными?
В зависимости от того, какого мнения на счёт причины запрета придерживается настоятель той или иной церкви, принимается решение в вопросе «можно ли ходить в храм во время месячных?». Есть те священнослужители, которые не видят ничего дурного в посещении женщиной церкви во время критических дней, а есть и такие, которые категорически против такого явления.
По сути, явившись в период послеродовых или месячных выделений, женщина не совершит никакого греха. Ведь для Бога важна в первую очередь внутренняя чистота человека, его помыслы и поступки. Скорее это будет выглядеть неуважением к соблюдению правил храма и его жизни. Поэтому поступаться данным ограничением следует лишь в случаях крайней необходимости, чтобы подобные поступки не стали в будущем поводом для чувства вины у женщины.
Можно ли заходить в церковь во время месячных?
На сегодняшний день почти все священнослужители сходят в решении этого вопроса к тому, что заходить в церковь и молиться женщине с кровяными выделениями можно, но стоит воздержаться от участия в религиозных ритуалах (исповедь, причащение, миропомазание, крещение и т.д.) и прикосновениям к святыням.
Статьи по теме:
На пониженный уровень гормона эстрогена жалуются многие женщины, которые получив результаты анализов и сравнив их с нормой, понимают, что с их организмом происходит что-то не то. Вот о том, как повысить данный показатель и с помощью чего это можно сделать, мы сейчас вам и расскажем.
Месячные после выскабливания
Через процедуру выскабливания полости матки пришлось пройти немалому количеству представительниц прекрасного пола. И не важно, было ли это желанием самой женщины избавиться от нежелательной беременности или диагностический метод, необходимо иметь представление о том, когда следует ждать менструации.
Какова вероятность забеременеть во время месячных?
Многие представительницы прекрасного пола считают, что забеременеть во время менструации невозможно, поэтому именно в этот период можно наслаждаться всеми прелестями незащищенного секса. Тем не менее, существует такое понятие, как спонтанная овуляция, о который мы сейчас вам и расскажем.
Температура перед месячными
Некоторые женщины отмечают у себя незначительное повышение температуры перед менструацией. Но что входит в понятие «незначительное» и что делать, если у вас что ни на есть настоящий жар, и месячные на подходе, мы расскажем вам в нашем сегодняшнем материале.
womanadvice.ru
Можно ли причащаться и ходить в храм во время месячных? - Православный журнал "Фома"
«Удивило, что нельзя причащаться во время месячных! Может быть, и в храм нельзя ходить? Некоторые священники считают такой запрет суеверием. Кто прав?»
Сейчас в сети можно встретить множество отсылок к авторитетным источникам, которые по разному подходят к этой проблеме.
Архиерейское Совещание 2-3 февраля 2015 года закрепило общепринятую практику, когда женщина должна воздержаться от причащения в дни очищения: “Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием”.
Не думаю, что решение, принятое собранием архиереев всей Русской Православной Церкви, разумно называть суеверием. Некоторые священники придерживаются иного мнения, оно имеет определенное основание, однако разумнее всего придерживаться той традиции, которая принята большинством епископата.
Кроме того, вряд ли кто ведет такой духовный образ жизни, чтобы воздержание от причастия на несколько дней могло бы повредить душе. Наоборот, воздержание по благоговению к святыне Святых Даров приуготовит благочестивую женщину к причастию больше, чем, если она пожелает причащаться в те дни, когда большинство христианок не дерзают приступать к Святыне.
В храм, согласно современной традиции, ходить в дни месячного очищения разрешается. Хотя стоит помнить, что в истории Церкви было время, когда женщины во время месячных в храм не заходили. Отголоском этого осталась традиция чтения на 40 день молитвы над роженицей. Из текста молитвы понятно, что до исполнения срока послеродового очищения женщина в храм не должна была входить. Сейчас этот обычай не соблюдается, однако Церковь в лице своих иерархов призывает воздерживаться в дни очищения от Причащения, если только это не связано с продолжительной болезнью.
Вообще же в традиции Церкви принято, что в храме, где совершается Бескровная Жертва, всякое пролитие крови недопустимо. Любая кровоточащая рана, если она не представляет угрозу жизни и не является результатом продолжительной болезни, также служит препятствием для причащения. Так что дело не в женщине, а в благоговении перед Бескровной Жертвой Спасителя, недопустимости пролития крови в храме.
Смотрите также:
«Об участии верных в Евхаристии». Краткий обзор
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав по адресу: [email protected]