| Регистрация | Вход
  Красота и здоровье  |  Мода и стиль  |  Дом и семья  |  Отношения  |  Материнство  |  Дети   |  Кулинария  |  Женский клуб



 В женском клубе:

 Опрос

Ваш возраст
Всего ответов: 270


 Новые статьи
Проблемы, которые могут возникнуть без шапки
Как управлять состоянием своего организма
Ищу суррогатную маму без посредников
Покупаем духи
Турмалин спасет Ваши суставы!
Кожаная мужская сумка должна быть удобной
Детская декоративная косметика
Гироборды и сегвеи для вашего ребенка
Чистка украшений
Как правильно завязывать шнурки на беговых кроссовках
Как встретить Новый год?
Когда дело доходит до свадьбы...
Работа, учёба и дом... Как всё успеть?
Победить осеннюю хандру...
Простые правила дружбы
Тренажёр – лучший друг здоровья
Понять мужа... Понять жену... Понять друг друга...
Детский садик или дом?
Работать или нет?
Забеременеть с помощью… пиявки

Обучение шахматам дошкольников


Обучение дошкольников игре в шахматы

Тамара Евсеенко Обучение дошкольников игре в шахматы

Шахматы – это интересно

Можно ли обучить детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Что дает она детям? Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития, самовоспитания. В. Сухомлинский писал:

«В воспитании культуры мышления большое место отводилось, шахматам… Игра в шахматы воспитывает сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных и памяти».

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольников, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Дети, обучающиеся этой игре, становятся самокритичнее, привыкают самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Поэтому мы решили научить детей играть в шахматы.

Однажды Дима принес в группу шашки и предложил поиграть. Игра привлекла внимание детей. Многие захотели научиться играть А почему бы и нет. Это было в старшей группе. В течение года все ребята научились играть в шашки. Это была увлекательная деятельность детей и взрослых, которая принесла большую пользу и доставила огромное удовольствие не только детям, но и взрослым. А в подготовительной группе решили с детьми научиться играть в шахматы.

Нашей целью стало не столько обучить всех детей хорошо играть в шахматы, сколько привить интерес к ним, познакомить с азами древней игры. Знакомство с шахматами мы начали с чтения стихотворения девочки Лены Сухиной, дочки известного шахматиста, автора книг о шахматах Игоря Сухина:

Скучно было детворе ранним утром во дворе.

- Знаю я одну игру, - сказал ребятам Петя.

Где б я ни был и везде в нее играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король – его хранит отряд.

Хочу задание вам дать: игры названье угадать!

Познакомив ребят с историей развития игры в шахматы, предложили им отправиться в путешествие по Шахматной стране со сказочными героями: девочкой Клеточкой, мальчиком Юрой, который очень хочет научиться играть в шахматы, мальчиками Загадаем и Задирой. Путешествуя по Шахматной стране, дети познакомились с шахматной доской, узнали, что на доске есть белые и черные поля, линии: горизонталь, вертикаль и диагональ. Узнали секреты шахматных фигур: ладьи, слона, который совсем не похож на слона, побывали в гостях у ферзя, встретили коней черных и белых, посетили детский сад «чудесная пешка», а еще узнали, как ходит король. Особое внимание уделили ознакомлению с этикой шахматной игры.

Обучение детей шахматной игре проходило поэтапно. После знакомства детей с шахматной доской, дети вместе с Юрой узнали много интересного о шахматных фигурах. Клеточка рассказала ребятам о том, как они называются, как правильно расставить шахматные фигуры на доске. А Загадай, задавал детям вопросы, давал задания на закрепления знаний детей, загадывал загадки из своей Тетрадки. Например, какая фигура похожа на лошадку? Какие фигуры спрятались в словах: оладьи, спешка, заслонка, коньки? (Ладьи, пешка, слон, конь.)

Чтобы дети хорошо запомнили название шахматных фигур, умели отличать их друг от друга, играли с ними в такие игры, как «Кубик», «Волшебный мешочек», «шахматный веер», «запретная фигура» и другие.

Следующим этапом обучения детей шахматам было знакомство с возможностями каждой фигуры, интересными фактами о ней. Например, при знакомстве с шахматной фигурой ладья, дети узнали, что на Востоке эту фигуру называли «Рух». По преданиям «Рух» - огромная птица, помогавшая героям в сказке одолеть врага. Фигура «Рух» была очень похожа на лодку, ладью, вот ее и назвали ладьей. Теперь шахматная ладья больше похожа на башню, но называют её по-прежнему. А вот как ходит ладья, узнали из стихотворения:

Движется ладья лишь прямо,

Хоть по натуре не упряма.

Прямолинейно держит путь,

Наискосок ей не свернуть.

Шахматный слон ни капельки не похож на настоящего. Но в старину они были похожи. Загадай рассказал ребятам, как называют шахматного слона разные народы: французы – шут, немцы – бегун, болгары – офицер, поляки – гонец. А итальянцы, и испанцы, как и мы – слон. Ребята вместе с Клеточкой выучили небольшое стихотворение про шахматного слона, которое помогло запомнить эту фигуру и её передвижение по шахматной доске.

Закрепить знания детей о шахматных фигурах, помогали «Загадки из тетрадки».

Содержание этой игры интегрировали в разные виды занятий, так на математике: дети считали шахматные фигуры, придумывали задачи о них, рисовали шахматные доски на листе бумаги в клетку. На занятиях по обучению грамоте ребята видели, какие слова могут получиться, если в названиях шахматных фигур изменится одна буква. Например, печка (пешка, бадья (ладья, корь (конь). Называли шахматные фигуры, в названиях которых четыре, пять, шесть букв (слон, конь; пешка, ладья, ферзь; король). На занятиях по развитию речи придумывали загадки, сказки о шахматах, на занятиях по изо деятельности с удовольствием рисовали и лепили шахматные доски и шахматные фигуры. На физкультурных занятиях ребятам нравились игры «Найди шахматную фигуру и промолчи». «Раз, два, три - к шахматной фигуре, беги», «Чья команда быстрее соберется» и другие.

На третьем этапе Клеточка познакомила детей с такими понятиями, как ШАХ, МАТ, ПАТ, РОКИРОВКА, подарила «Шахматный словарик», который помог детям овладеть некоторыми шахматными терминами: атака – это наступление шахматной партии; дебют – начало шахматной партии; фора - дача вперед шахматной партии между сильным и слабым шахматистом и др.

Путешествуя по Шахматной стране, дети знакомились не только с шахматными фигурами, но и с выдающимися шахматистами: Александр Алехин, Василий Смыслов, Роберт Фишер, Михаил Таль, Гарри Каспаров, Анатолий Карпов. Кроме того, ребята узнали интересные факты из их жизни. Например, Анатолий Карпов играть в шахматы научился, когда ему не было и пяти лет. Играть в шахматы научил его отец. Анатолий Карпов всегда помнил слова отца: «Без проигрыша нет и побед!» Анатолий Карпов – выдающийся советский гроссмейстер, двенадцатый чемпион мира, носивший это звание много лет (1975 – 1985 г.).

Когда путешествие подошло к концу, дети с грустью прощались со сказочными героями: Юрой, Клеточкой, Загадаем и Задирой, которые стали настоящими друзьями ребятам. Обучение детей игре в шахматы проходило в тесном сотрудничестве с родителями. Родителей мы тоже знакомили с шахматной игрой. Для этого разработали консультации «Почему полезно учить детей играть в шахматы?», «Шахматы для детей», «Родителям об игре в шахматы» и др. Заинтересовавшись игрой, они стали чаще играть с детьми. Шахматы сблизили детей и родителей. Они изготовили шахматы своими руками из соленого теста, смастерили шахматный стол, куб и разнообразные доски.

К концу года дети овладели шахматной игрой, что способствовало развитию у них любознательности, активности, усидчивости, умения эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, планировать свои действия и другие качества, необходимые для дальнейшего успешного обучения в школе.

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Это подтверждает мой опыт работы с детьми. Дети получали огромное удовольствие от процесса игры, занятия шахматами стали одной из самых любимых интеллектуальных игр наших воспитанников.

www.maam.ru

Как научить ребенка играть в шахматы: советы гроссмейстера

Выбирая ребенку занятие вне дома: кружок, секцию, организовывая семейный досуг, мудрые родители вспомнят о шахматах. Прославленный советский педагог Василий Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». Это не просто слова: результаты исследований показывают, что дети, занимающиеся этой игрой, лучше обучаются, более организованны и уравновешенны.

Польза шахмат для детей

Весь перечень качеств, развитию которых способствует древняя игра, трудно передать. Вот несколько основных преимуществ:

  • Развитие способности рассуждать и мыслить логически. Игра требует обдумывания каждого шага, навыка предвидеть возможную реакцию партнера, умения решать многоцелевые задачи.
  • Игра в шахматы может влиять на рост творческих способностей и фантазии. Во время игры работают оба полушария головного мозга, что повышает умение нестандартно мыслить.
  • Закрепление спортивных навыков: длительное пребывание в статическом положении формирует усидчивость, выносливость, внимательность, умение правильно проигрывать и стремление к победе. Игра требует собранности и сдержанности.

Занятия шахматами улучшают память, учат ответственности и самостоятельности. Не зря многие детсады вводят дополнительные занятия по этому виду спорта в качестве подготовки к школе.

Для чего вы хотите научить ребенка шахматам?

Когда начинать обучение

Споры, со скольких лет обучать игре, не дают однозначного ответа.

  • С правилами игры знакомят, начиная с 3 лет, когда дети живо интересуются всем вокруг.
  • В 4 года у ребенка лучше развиты навыки общения.
  • В 5 лет обученный ребенок уже сможет предвосхитить ход соперника.
  • Многие из гроссмейстеров осваивали азы игры, впервые взяв в руки шахматы в этом возрасте, а 6 — 7-летними уже были достойными противниками взрослым игрокам.

Известно фото будущего гроссмейстера Хосе Рауля Капабланка, где он четырехлетним играет с отцом.

Но цели вырастить нового чемпиона ставить не стоит. Лучше ввести игровую форму обучения.

Главное — на любом этапе заинтересовать малыша. По возможности начинать обучение детей шахматам лучше в домашних условиях. Во-первых, родители лучше знают, чем можно увлечь чадо, во-вторых, нет привязанности к режиму, в-третьих, укрепляются семейные узы и экономится бюджет.

Как заинтересовать малыша игрой

Как известно, запретный плод — сладок. Используйте этот принцип следующим образом. До того, как познакомить ребенка с шахматами периодически доставайте игру, расставляйте фигурки, можете даже сыграть несколько партий с членом семьи или друзьями на глазах у малыша.

На его вопросы и просьбы поиграть отвечайте, что это для детей постарше и, что он обязательно сможет поиграть в нее, но позже, когда подрастет. После этого убирайте игру подальше, чтобы ребенок не смог ее достать сам.

Важно! Будьте непреклонны и не идите на встречу просьбам ребенка дать ему игру. Помните, что в эти минуты его желание будет расти и ваш ребенок скоро начнет мечтать познакомиться с шахматами поближе.

Через некоторое время (от 2 недель до двух месяцев) торжественно сообщите ребенку, что он уже подрос и готов приобщиться к этой великой игре. Но первое знакомство должно быть непродолжительным (не более 10 минут). Дайте ребенку возможность потрогать фигуры, доску, позадавать вам вопросы, но приступать к обучению правилам игры нужно на следующем занятии, которое тоже должно быть непродолжительным (не более 10-15 минут).

Таким образом, ваш ребенок будет с нетерпением ждать первого знакомства с шахматами и каждого последующего занятия. Помните, что все люди и особенно дети ценят то, что в дефиците.

Также вы можете заинтересовать ребенка, дав ему посмотреть мультик про шахматы, например «Фиксики».

Правила игры

От первого урока во многом зависит, заинтересуется ли малыш игрой. Хорошо вначале детям просто наблюдать за состязанием родителей или близких людей, это своеобразный подготовительный период.

При возникновении интереса можно придумать сказку о шахматной стране, в которой ведутся сражения. Цель игры — лишить возможности двигаться короля противника.

Бой ведется по особым правилам, и у каждой фигуры есть положение на доске и преимущественные возможности:

  • Пешка делает только один шаг на плоскости доски вперед (первый раз может два), а съедает фигурку противника по диагонали. Превращается в любую фигуру, если ей удастся дойти до противоположного края доски.
  • На один шажок может ходить и король, правда, в любую сторону.
  • Королева (ферзь) — самая могущественная во всей игре. Передвигается и прямо, и в бок, и по диагонали.
  • У коня ход необычный: он подпрыгивает через остальные фигурки на две клетки и одну вбок, этакой буквой «Г».
  • Офицер (слон) продвигается по диагонали на нужное количество клеток.
  • А тура (ладья) вперед или в боковом направлении.
  • Все фигурки убираются с доски, короля съесть нельзя, можно только объявить мат.

Это интересно! Во времена Средневековья ферзь был одной из самых слабых фигур. Особыми полномочиями его наделила королева Испании Изабелла, придумав новые правила.

Процесс обучения

К обучению лучше подготовить малыша заранее, дать посмотреть мультфильм про шахматы, рассказать их историю. На первых уроках дайте описание действующим фигурам, познакомьте с их возможностями и отличием от других. Каждой лучше посвятить отдельное занятие.

Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Так как нежелательно, чтобы занятия длились больше двадцати минут, на это может уйти целый год.

На этом этапе важно часто играть с ребенком, например в «Угадай фигурку»: малышу с завязанными глазами дают предмет, а он должен угадать названия фигур. Или попросить перечислить все отличия одного персонажа игры от другого.

Нужно приучать малыша правильно расставлять все предметы на доске. Как только он запомнит, как действуют основные «герои», где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. На первых порах рекомендуется устраивать сценки с небольшим количеством фигур.

Маленький шахматист, освоивший азы, должен понять основные принципы:

  • Всегда обеспечивать прикрытием своего короля.
  • Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода.
  • Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
  • Желательно играть всем шахматным войском. Игрушечная армия сильна полным составом, к тому же у каждой фигуры своя роль, малыш должен это понимать.
  • Ценность фигур – разная: ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен. Желательно первой нейтрализовать шахматную королеву противника.

Многим малышам не нравится черный цвет фигурок. Нужно объяснить, что белый имеет только одно преимущество: дает право первого хода.

На заметку! Сначала можно поиграть только пешками, затем предложить сыграть несложные этюды с участием других фигурок.

Когда ученик освоит все правила, познакомьте его с основными шахматными понятиями: что такое рокировка, гамбит и как разыгрывать этюды.

В видеоролике ниже опытный детский тренер по шахматам рассказывает с чего начать и на чем сфокусировать ребенка при обучении игре на первых порах.

Если ребенок не хочет играть, не настаивайте. Лучше сохранить интерес к процессу, чем получить быстрые результаты. Обучение под давлением принесет вред вместо пользы и удовольствия.

Полезные советы

Чтобы сохранить интерес к игре и повышать мастерство малыша, существует несколько рекомендаций от преподавателей шахматных школ:

  • Победа в игре будет стимулом, но часто поддаваться крохе не надо, иначе он решит, что дальше обучаться нет необходимости. Но если он все время будет в проигрыше, быстро потеряет интерес к шахматам.
  • Лучше играть с определенной периодичностью и продолжительностью занятий. На первых порах они должны носить краткий характер.
  • Заинтересовывайте дополнительно: рисуйте и лепите фигурки, смотрите мультфильмы про шахматы. Подготовительным этапом к игре в шахматы могут быть занятия шашками.
  • Полезно после игры обсуждать ее ход, какие были совершены ошибки, а какие действия были удачными. Нелишней будет своевременная подсказка.
  • Нужно отмечать успехи ребенка, хвалить за нетривиальные решения.
  • Дошколятам в турнирах участвовать не стоит: проигрыш может травмировать детскую психику.
  • Полезно рассказывать сказки о шахматных фигурках. Можно водить кроху на занятия в кружок или использовать компьютерные программы, но лучше, если он будет обучаться у близких людей. На образ жизни дошколенка больше всего влияет именно родительская модель поведения.

На заметку! Многие преподаватели советуют приобрести набор с крупными деревянными фигурами, покрытыми блестящим лаком: малыши от них в восторге.

Посмотрите, как проводит свое обучение опытный тренер и на чем он акцентирует внимание ученика.

Людям, обучающим ребенка, стоит тоже развивать свои умения и опыт, во-первых, он начнет задавать вопросы, во-вторых, вскоре бывший новичок может перерасти учителя.

Какой учебник выбрать

В настоящее время существует немало учебных пособий? а также онлайн книг по игре в шахматы для детей. Преподавание по ним помогает достичь нужного эффекта. Выберите методику из следующих:

  • Книга «Шахматы для детей», написанная научным сотрудником Института теории образования Игорем Сухиным, — одна из самых эффективных. Он известен как автор учебника для малышей от двух лет. В нем есть несложные задания, позволяющие маленьким шахматистам поэтапно знакомиться с игрой с нуля.
  • Книга гроссмейстера Анатолия Карпова для детей — написанный в игровой манере учебник. Каждая картинка в ней – иллюстрация с героями Диснея, ее материал обязательно заинтересует читателя.
  • Книжка Владимира Гришина называется «Шахматная азбука». Написанная еще в советский период, она и ныне не теряет популярности. Полезно будет ознакомиться и родителям: они найдут много нового для себя.
  • Ребенку, умеющему неплохо читать, можно предложить книгу-самоучитель Марии Фоминых. Автор – гроссмейстер, чемпион и организатор шахматных турниров.

Важно! Никакая самая лучшая книга или инструкция не дадут эффекта, если обучение детей шахматам не будет носить систематического характера. Чем перебирать методики, лучше тщательно изучить одну из них.

Если в детском садике действует кружок, запишите сына или дочь в него. Видеоуроки и мастер-классы из интернета тоже могут быть полезны. Главное, чтобы время, проведенное дошкольником за компьютером, не превышало рекомендованное. Дидактические материалы, книги – все это будет работать, если родители искренне поддерживают желание ребенка обучиться шахматным премудростям.

Юный шахматист, играя даже эпизодически, в дальнейшем легче освоит математику и прочие точные науки. Влияние игры на формирование личности трудно переоценить. Станет кроха гроссмейстером или нет, не угадать, но то, что он вырастет самостоятельным, научится побеждать и проигрывать, анализировать и принимать решение — однозначно.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_igrat_v_shahmati.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

razvitie-vospitanie.ru

Методика обучения шахматам детей дошкольного возраста

Здравствуйте дорогие друзья. С вами на связи папа Жорика, Александр Борисов и сегодня мы поговорим с вами о методике обучения игре в шахматы детей дошкольного возраста, или как их еще называют, юных дошколят.

Чтобы вы понимали сразу, что я имею право сейчас вас чему-то учить и давать какие-то советы и рекомендации как родителю или педагогу, то сразу представлю вам своего 4-х летнего сынишку Жорика, который научился играть в 3 года и 11 месяцев, а через 3 месяца занял 2 место на этапе кубка России по шахматам в Петергофе, побеждая детей возраста 6-8 лет.

Более подробнее о нем вы можете почитать ЗДЕСЬ. Кто он такой и какие у него есть награды и достижения. Мы с Жориком приготовили целый обучающий курс о том, как нужно родителям и педагогам, правильно учить играть в шахматы дошколят и вообще детей любого возраста.

В целом вы сразу можете приобрести курс по ссылке выше и можно сказать методика у вас в кармане. Научите ребенка играть за 1-2 недели. Но я же не только пишу эту статью, для того чтобы продать вам курс верно? Давайте я коротко расскажу вам о самом главном.

Я это говорю постоянно на каждом нашем вебинаре и в каждой нашей статье.

Мне вот и на почту пишут и в скайпе и в онлайн-чат, — «Александр посоветуйте в какую школу отдать ребенка, чтобы его там научили играть...». Я обычно отвечаю так, — «Ни в какую. Учить ребенка вы должны сами в стенах дома».

И тут у человека сразу возмущение, — «В смысле сами? А разве не специалист должен обучать детей?». =) Давайте, чтобы мне не повторяться, я лучше вам дам почитать вот эту статью. Вот реально почитайте в ней самый первый совет и все поймете.

Поведете не окрепшего ребенка дошкольного возраста в шахматную школу, примерно 80% вероятности, что вы испортите ему всю шахматную карьеру, которая может и не начаться.

Совет №2 — Не нужно сразу же объяснять правила игры.

С дошкольниками заниматься нужно совсем по другому. Они не слышат, что вы им говорите, им играть хочется. Поэтому главная задача родителя, педагога или тренера при обучении дошколят шахматам — это не вдалбливание правил игры, а именно вызывание интереса и мотивация.

Это достигается множеством способов, о которых я рассказал в курсе.

Совет №3 — Не давайте сладкого перед обучением.

Я вообще рекомендую за 1-2 дня до того, как вы решите начать обучать ребенка шахматам, чтобы он посидел дома в тишине. По собирайте с ребенком пазлы, почитайте книжку в тишине и ему будет очень легко даваться обучение шахматам.

Ни каких мультиков, посещения игровых центров, садиков, гора друзей дома и все в этом духе. Когда у ребенка в попе не остывший моторчик ему будет трудно взять сесть за шахматную доску и начать спокойно слушать ваши нравоучения. =)

А если вы еще и сладким накормили ребенка, то считайте пропало =)

Совет №4 — Держите себя в руках.

Маленькие дети они плохо все схватывают и если вы будете беситься от того, что ну не понимает ребенок что-то и делает ошибки, то вы можете разом отбить все желание играть. И потом уже ни чего нельзя будет сделать. Отказался ребенок от шахмат и все тут.

Шахматы потом будут вызывать у ребенка аллергию и отвращение. Я видел такие случаи лично =)

Совет №5 — Награда за любое достижение.

Научился ходить ладьей — приз, научился прыгать конем — приз, научился делать шах — приз, рокировка — тоже приз и так далее. Притворяйтесь как-будто ребенок вас выигрывает, вы сидите такой(ая) не знаете прямо что делать, зажал вас ребенок в ловушке короля вашего и все, вы сдались...

Похвала для мальчиков очень важна.

Ну вот собственно наверное и все. Главное, что я вас сейчас обезопасил от самых главных ваших ошибок в обучении шахматам дошколят. Все остальные мои советы и рекомендации изучайте в нашем с Жориком видеокурсе.

Эта методика обучения шахматам детей 100% работающая и опробованная уже не десятках ребят и девчат, в том числе и на детях моих друзей. Пользуйтесь ей и увидимся с вами на шахматных соревнованиях.

Выполняйте шахматный разряд, поднимайте свой шахматный рейтинг и становитесь чемпионами! До скорых встреч.

С уважением, Александр Борисов

chessmatenok.ru

Обучение шахматам детей — 2 грубые ошибки родителей и педагогов

Здравствуйте друзья. С вами папа Жорика, Александр Борисов и сегодня я расскажу вам про обучение шахматам детей, а именно о том, как нужно ПРАВИЛЬНО обучать детей играть в эту игру, чтобы не получилось так как получилось у 90% родителей.

Сначала их дети просят научить играть в шахматы, им все так интересно, все нравится, родители видят, что у ребенка горят глаза, а потом БАЦ.

Шахматные фигурки валяются по всей квартире, ребенку они не интересны и на вопрос «А давай-ка поиграем в шахматы», он говорит что-то вроде, — «Ой нееее, я устал. Не хочу, надоело, болит голова», и все в этом духе.

Ну как же так. Ведь ребенок в начале так сильно хотел научиться играть, а потом желание куда-то пропало... Вот так вот и пропадают великие гроссмейстеры, которыми бы восхищались миллионы людей во всем мире...

Маленький чемпион мог бы совсем скоро стоять на пьедестале славы с медалью на шее и кубком в руках, имея какой-то шахматный разряд или даже звание КМС/МС по шахматам. Родители и родственники ребенка могли бы гордиться и восхищаться им. Награды остались бы на долгую память на всю жизнь. НО!!!

Повторю, получилось так же, как получилось у 90% родителей. Ребенок отказался от шахмат и у него нет больше ни какого желания ими заниматься.

КТО ВИНОВАТ? ОН? НЕТ — ВИНОВАТЫ РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ

Не нужно сваливать все на ребенка. Виноваты вы и точка. Вы не сумели заинтересовать ребенка игрой, вы не сумели его замотивировать не бросать шахматы, вы не сумели правильно объяснить ему правила игры.

Стоп. Вы сами не умеете играть? Это не предлог. Ребенка можно научить играть даже без умения играть в шахматы самому. Вот ПОСМОТРИТЕ ЭТОТ ВИДЕОКУРС и ваш ребенок будет играть уже через 1-2 недели. А мы идем дальше.

Сейчас я хочу рассказать вам о ДВУХ самых жестоких ошибках родителей и педагогов, которые ставят жирную точку в шахматной карьере их детей.

ОШИБКА №1 — РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ СРАЗУ ЖЕ НАЧИНАЮТ ОБЪЯСНЯТЬ ПРАВИЛА ИГРЫ.

Это в корень не верный подход. 90% успеха при обучении детей шахматам является не умение правильно донести до ребенка правила игры, а умение привить ему любовь к шахматам. Чтобы он сам хотел ими заниматься, учиться, чтобы он сам просил — давай поиграем.

Я сейчас задам 100 разным людям вопрос, — «С чего нужно начать обучение ребенка игре в шахматы?» и уверяю вас, все как один скажут — ну наверное с правила хода фигур и расстановки фигур на доске =) НЕТ!

И сейчас вы спросите меня, — «Ну так что делать? Как привить любовь к игре?». На самом деле есть множество интересных приемов. Но описывать все их здесь очень долго, мне не хватит и 100 страниц. Все их я рассказал в видеокурсе, ссылку на который дал вам выше.

Просто сейчас из этой статьи я хотел бы вам дать главную мысль — не надо сразу сажать ребенка за доску и объяснять правила игры и как ходят фигуры. Некоторые родители в придачу еще и так загрузят ребенка, что тот скажет, «А не пошли ка бы эти шахматы... куда-то по дальше»...

Гарантию даю вам 99%, то большинство детей бросят заниматься шахматами при вот таком вот подходе. И пропадут будущие чемпионы.

Мой вам совет. Если вы хотите обучить шахматам детей, то не торопитесь, ознакомьтесь с видеокурсом и опираясь на знания из него, вы сразу же будете действовать правильно и ваш ребенок будет реально фанатеть от шахмат. Проверено уже и не на одном ребенке.

ОШИБКА №2 — РОДИТЕЛИ ОТДАЮТ РЕБЕНКА В ШАХМАТНУЮ ШКОЛУ

Это так же не верный подход и я говорил о нем уже много много раз. Во-первых ваш ребенок может не найти общий язык с тренером или же другими учениками школы, у него могут появиться недоброжелатели и т.д.

Так же если ребенок на начальном этапе часто проигрывает, а в школе он БУДЕТ проигрывать, так как придет в школу и будет играть с игроками, которые уже давно обучаются (даже если тренер сказал, что группа новичков).

Новичков то новичков, но поверьте, в группы новичков приходят ребята уже с хорошим уровнем подготовки.

Одна женщина мне тут написала недавно и попросила посоветовать в какую школу отдать ребенка, чтобы там его научили играть. Я ей сказал, что лучше вам научить ребенка играть самой. На что она мне ответила, — «Как так, а разве не специалист должен обучать детей?».

Вот вы мне скажите, неужели какой-то там специалист лучше знает вашего ребенка чем вы сами? Поняли о чем это я? Ребенка обучать должен именно сам родитель и в стенах родного дома, при чем правильно, чтобы у ребенка не было отторжения от шахмат.

Как это делать правильно я так же рассказал в обучающем курсе «Как научить ребенка играть в шахматы».

И я считаю, что я имею право учить родителей тому как нужно проводить обучение шахматам детей, потому что у меня есть ребенок который в 4 года уже стоял на пьедестале шахматных соревнований. Ребенок, который в 4 года знает множество дебютов, ловушек, умеет записывать партию, имеет 2 юношеский разряд и рейтинг почти 1300 пунктов ЭЛО.

Ребенок, который обошел на чемпионате мира более 100 игроков в таблице, возраст которых был 6-8 лет. Жорик сегодня побеждает детей, у которых за спиной по 70 шахматных турниров. Я думаю тут больше нечего добавить...

Вы скажете, что мол это скорее всего дар какой-то, талант и все в этом духе, но нет. Я как и большинство других родителей могу сказать, да мой ребенок энергичный, не может сидеть на месте, у него как будто моторчик в одном месте, но это не мешает ему играть в шахматы и побеждать.

И в заключение этой статьи у меня к вам есть последнее обращение и пожелание.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос интеллектуально развитым, умным, смышленым, способным держать удар в любой жизненной ситуации, не плакать и не стонать, когда во взрослой жизни ему будет туго и появятся какие-то проблемы, то НАУЧИТЕ ЕГО ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ.

И научите его играть в них САМОСТОЯТЕЛЬНО. Аккуратно, может даже медленно, но верно. Не стоит отдавать ребенка в школу шахмат как в камеру хранения, с ложным мнением, — «Вот я какой хороший родитель, отдал ребенка на шахматы — теперь он вырастет умным».

Повторю, пол года-год, дайте окрепнуть ему в шахматном мастерстве дома, а потом уже ведите в школу. Чтобы пришел и побеждал всех, кто там занимается.

Например у нас Жорик пришел в шахматный клуб и играл с ребятами, которым по 8-9 лет и которые занимаются уже 2-3 года. Он обыгрывает всех. Почему? Потому что шахматное мастерство формируется дома в самостоятельном изучении шахмат, а не в секции, где, как часто это бывает, дети галдят, балуются и кидаются друг в друга фигурками.

Согласен, что шахматные школы — это все хорошо, это очень здорово и полезно для детей, но НЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ! На начальном этапе школа опасна.

Задумайтесь над моими словами дорогие родители и педагоги. Кстати та методика, о которой я рассказываю в видеокурсе подойдет так же и для детей дошкольного возраста. Даже для дошколят 3-4 года.

Успехов вам! Взращивайте будущих чемпионов!

С уважением, Александр Борисов

chessmatenok.ru

Уроки шахмат для детей: бесплатные видео для домашнего обучения

Шахматы – древняя логическая игра, сочетающая в себе развлекательный и развивающий аспекты. Многие родители, педагоги и психологи утверждают, что игра развивают логику, аналитические способности, тактическое и стратегическое мышление ребёнка. Вникая в суть, дети становятся более усидчивыми, спокойными и рассудительными.

Обучение детей шахматам можно начинать с четырех-пяти лет. Мы подобрали лучшие видео уроки шахмат для детей, которые помогут погрузиться в мир логической игры и развивать свои умения в домашних условиях.

Лучшим стартом для дошкольника будет видеокурс обучения шахматам для маленьких детей. В рамках уроков ребёнок узнает о фигурах и их ходах, начнёт разбираться в шахматной нотации и будет понимать значение букв и цифр, обозначенных на доске. Благодаря забавным примерам малыш не забудет полученную информацию. Простые стихотворения помогут легко запомнить все фигуры и их особенности. Все восемь уроков отличаются чёткостью и наглядностью.

 

В серии минутных роликов (смотреть уроки) быстро объясняют возможностях всех фигур на доске, способах атаки. Видео отличаются лаконичностью и отсутствием лишних фактов. Благодаря большой доске ребёнок рассмотрит все фигуры и не упустит важные нюансы. На знакомство с курсом малыш потратит пять минут - этого будет достаточно для получения необходимого минимума знаний об игре, что поможет решать шахматные задачи.

В рамках курса «Обучение шахматам» ребёнок обучается игре вместе со своими ровесниками. Автор видео объясняет своим детям правила игры прямо за шахматной доской. Малыши получают базовую информацию о шахматных фигурах, их количестве и ходах. Информация подаётся в удобном формате «вопрос-ответ».

Видеокурс подходит для детей младшего школьного возраста, состоит из пяти коротких уроков. Кроме базовых знаний о названии фигур, их ходе и расположении, ребёнок узнаёт новые игровые термины: шах, мат, пат, рокировка, превращение пешки. Автор роликов лаконично и доступно даёт школьнику начальные представления о стратегии игры, учит ставить мат.

Знакомство с шахматной нотацией и фигурами – лишь начальный этап обучения, который поможет решать элементарные задачи и играть со своими сверстниками на интуитивном уровне. Но без понимания стратегии ребенок будет проигрывать уже в первые секунды партий с более подкованными соперниками даже не понимая собственную ошибку и её причину. Автор видео учит избегать «детского мата» и развивает базовый навык в дебютной игре, не оставлять поле f7 слабым. Усвоив эту маленькую хитрость, дети не только обеспечат себе безопасный дебют, но и сам сможет применять ловушку против неопытных соперников. В некоторых случаях школьник сможет быстро одолеет и взрослых людей, слабо разбирающихся в игре.

Занятия подходят для детей (ознакомиться с каналом), желающих глубже изучить стратегию шахматной игры и всерьёз заняться этим видом спорта. В рамках семинаров юная шахматистка Олеся и её тренер Олег Кислицын знакомят маленьких зрителей с хитростями шахматной игры. Проводится анализ основных этапов партии: дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Олеся и её тренер рассказывают об основных методах атаки и защиты. Материал объясняют на примерах известных партий. Часто авторы видео разбирают теорию прямо во время игры, благодаря чему обеспечивается системной и взаимосвязь подаваемой информации. Девочка объясняет принципы игры сама, её стиль будет понятен сверстникам.

Лекции проводит тренер и педагог, мастер ФИДЕ по шахматам Эльвира Уманская. Онлайн уроки станут для школьника достойной альтернативой живому занятию: доступным языком рассказывают историю создания термина «шахматы» и самой игры. Уманская объясняет основы игры, рассказывает о шахматных фигурах и их «стоимости», сравнивает фигуры с двумя войсками (метод улучшает наглядность информации). Педагог рассказывает о важном термине «рокировка», её правилах и объясняет, для чего она нужна. В процессе лекций ребёнок узнаёт о тактике и стратегии игры, научится думать во время игры на несколько ходов вперёд.

 

Юный зритель будет учиться шахматным азам вместе с главными героями обучающих роликов – пятилетней Машей и трёхлетней Катей. Весёлые и смешные видео в стиле детских блогов заинтересуют юного зрителя и точно не дадут ему заскучать. Во время уроков шахматистки знакомятся с шахматной доской, отдельными фигурами, терминами «пат», «вилка», «рокировка», учатся ставить мат. Автор объясняет основы игры доступным языком и предлагает интересные задания.

 

Занятия в компании с Петей, Федей и их мамой. В процессе обучения вся необходимая информация раскладывается по полочкам: малыши получают знания о часто используемых лёгких и тяжёлых фигурах и их цветах. Показан способ быстрого запоминания фигур. Ход ладьи, слона и ферзя показывают сами дети. Взаимодействие фигур демонстрируется на импровизированной мини-доске.

Лучшим первым тренером для ребёнка всегда будет его собственные родители: малыш не волнуется, не боится посторонних и усваивает информацию с большей лёгкостью и желанием. Вадим Мартиш делится педагогическими хитростями и разбирает распространённые ошибки, например, показ всей изначальной расстановки шахматных фигур целиком - лучше показывать фигуры и их ход по очереди. Так малыш быстрее усвоит теорию и не будет перегружен. Просмотрев лекцию, школьник научится лучше ориентироваться на шахматной доске и использовать белый и чёрный цвет клеточек. 

- Бесплатные приложения для обучения шахматам - Сайты чтобы играть в шахматы онлайн - Книги для обучения шахматам детей и взрослых

8 апреля 2019

vse-kursy.com

14 советов о том, как научить ребенка шахматам

Всем привет! Хорошие привычки, как известно, лучше всего воспитывать с младых ногтей. Максиму семь лет, а он уже умеет хорошо читать, интересуется музыкой и живописью, недавно родители купили ему шахматы.

Как мальчик успевает совмещать это с учебой в школе, уму непостижимо. Но он искренне заинтересован своими делами, что редко встречается в наше время.

Мальчик написал мне подробное и грамотное письмо о своих увлечениях и попросил помочь ему в освоении шахмат.

В моем блоге можно найти статьи по обучению шахматам, а здесь — еще один подробный текст, посвященный детям.

Дорогие ребята, если вы, как и Максим, хотите обучиться игре в шахматы, добро пожаловать сюда!

Здесь я расскажу о том, с чего начать, как лучше обучаться. Если у вас есть друг или подруга, с которым вы собираетесь в будущем играть, советую вам учиться вместе.

Будет интереснее, легче осваивать это хобби вместе. Удачи в обучении, не забывайте ставить лайки и делать репосты!

Вступление

Сегодня интересом ребенка является компьютер. Но взрослые стремятся вырастить из малыша думающего человека. А это возможно с использованием модельных игр, одной из которых считаются шахматы, помогающие тренировать ум и сообразительность.

Итак, как научить ребенка играть в шахматы с нуля?

С какого возраста начинать обучение?

Обучить игре в шахматы можно любого малыша. Для этого стоит иметь терпение и творческий подход. Для того, чтобы дать малышу первые уроки игры. достаточно обладать минимальным опытом самому. Первое знакомство с доской и фигурами малышу разрешается устроить в трехлетнем возрасте. В это время малыш уже владеет речью, знает приличное количество слов, умеет двигаться, рисовать, лепить, проявляет интерес к окружающему миру, утоляя его в играх.

Урок первый

  • Разъясните ребенку. что шахматная доска представляет собой поле битвы, а фигурки – игрушечную армию. Перечислите ребенку названия каждой фигуры, начав с «пехоты» — пешек. Пусть ребенок потренируется выставлять их на доске в линию, используя для этого вторую и седьмую горизонтали с каждой стороны. Покажите ребенку, как пешка ходит и побеждает другие фигуры.
  • Разыграйте с малышом партию, используя в игре только пешки. Цель победы – «съесть» пешки противника или быстрей добраться до противоположной горизонтальной линии. От такой пробной партии будет понятно, нравится вашему ребенку игра или нет.
  • Поясните ребенку названия и возможности остальных фигур. Главная – король, наиболее сильная – ферзь, несколько слабее – ладья (их две). Парными являются конь и слон. Продемонстрируйте, как передвигаются эти фигурки на доске.
  • Малыш расставляет фигуры самостоятельно. Если сомневается или делает ошибки – окажите помощь. Поясните, что ферзь должен размещаться на поле соответственно своему цвету.
  • Теперь напомните малышу правила игры, повторно назовите вместе с ним фигуры, их правила ходов и возможности в сражении.
  • Ознакомьте малыша с понятиями «шах» и «мат», продемонстрируйте простейшие варианты каждой ситуации. При этом старайтесь втолковать малышу, что победа зависит не от количества фигур, а от удачно проведенного хода или их комбинации.
  • Малыш должен уверенно повторить весь пройденный материал. Если сбивается – поправьте. Поясните передвижения ладьи, отобразите позиции, когда с ее помощью объявляется мат в один ход. Предоставьте малышу возможность проделать все несколько раз самостоятельно.
  • По такому же принципу расскажите про слона – как ходит и воюет. Если ребенок уяснит все про него и ладью, ферзя он сможет освоить очень оперативно.
  • Расположите все фигуры, попытайтесь разыграть настоящую партию. При этом не забывайте напоминать малышу, как ходит та или иная фигура, если ребенок проявляет порой неуверенность. Играйте по возможности часто, старайтесь все допущенные ошибки разобрать и проанализировать.

Помните, что не стоит в игре поддаваться малышу. Ребенок должен понимать правила игры, чтобы научиться анализировать не только свои, но и ваши ходы. Не забывайте похвалить ребенка за удачно выполненный ход. Выполнив все рекомендации вы сможете самостоятельно научить ребенка играть в шахматы с нуля.

[Источник: http://www.gamerecord.ru/]

Полезные советы

На самом деле научить даже 4-х летнего ребенка играть в шахматы очень просто, для этого достаточно все показать в виде игры. Для первого раза лучше использовать красивые (сувенирные) шахматы, тогда у ребенка возникнет интерес. Для начала покажите своему сыну (дочке) каждую фигуру по отдельности, озвучьте, как они называются, после чего покажите поле битвы – шахматную доску.

После того как вы разобрались как называются фигуры, пора научить как они ходят, не волнуйтесь ребенок быстро запомнит как они ходят если действовать по правилу: от легкого к сложному. Сначала покажите, как ходят пешки, и как они бьют (рубят) другие фигуры. Показали?

Сыграйте теперь партию только пешками, кто заберет все или проведет хоть одну свою пешку на последнюю горизонталь, тот и выиграл. Мне кажется, от первой партии очень зависит понравиться эта игра вашему чаду или нет, поэтому первую партию можете поддаться, ну или сыграть вничью.

Когда ребенок освоит, как ходят пешки, покажите, как ходят ладьи, и сыграйте партию только теперь уже и с пешками и с ладьями. После шахматной партии с участием ладей, ребенок догадается, что ладья сильнее пешки, возможно не сразу. Постепенно добавляйте в шахматную битву по новой фигуре, и вскоре можно показать самое важное правило шахмат – мат королю. Ребенок должен понять не важно у кого, сколько фигур – важнее мат и т д.(постепенно, так вы дойдете до рокировке, взятие на проходе)

Как видите научить ребенка играть в шахматы можно, вопрос в том понравится ему эта игра или нет. Ищите человека который занимается внесудебной защитой прав человека? Павел Толпегин один из лучших в такой сфере, рекомендую обращаться к нему.

[Источник: http://2ls.ru/]

Лёгкие правила для сложной игры

Все родители мечтают вырастить умного и успешного ребёнка. Многие для этого не жалеют сил и времени, занимаясь со своим чадом, определяя его в различные секции и кружки. Наибольшей популярностью пользуются игровые секции, так как у детей игра – это ведущий способ познания мира. Однако они должны быть не только захватывающими, но и полезными. В этой связи полезно вспомнить, что шахматы считаются самой интеллектуальной игрой.

В чём польза для детей

Прославленный советский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти».

Стремясь всесторонне развивать ребёнка, не упустите возможность научить своего малыша играть в шахматы. Обычно это задача ставится перед старшим поколением семьи – дедушкой, бабушкой, но, освежив свои навыки, вполне могут справиться и родители. Ведь польза от умения играть в шахматы для малыша очевидна:

  • эта игра заставляет думать;
  • чтобы побеждать, нужно быть максимально внимательным и сосредоточенным, а это учит ребёнка предвидеть результат своих действий;
  • с помощью игры в шахматы дети развивают и тренируют логическое мышление;
  • желание победить заставляет проявлять изобретательность, а проигрыш учит не унывать и относиться к себе самокритично, анализировать свою деятельность;
  • игра в шахматы развивает усидчивость и собранность, что особенно актуально для очень активных малышей.

Что говорят специалисты?

Психологи и педагоги утверждают, что лучший возраст для начала обучения игры в шахматы – три года. Дело в том, что в этот период малыш начинает осознавать себя самостоятельным, проявляет живой интерес ко всему вокруг, задаёт бесчисленные вопросы: «Почему?», искренне отдаётся тому, что ему интересно (рисует, лепит, собирает конструкторы) и обожает игры.

Кроме того, начало обучения игре в шахматы – дело сугубо семейное, а это укрепляет эмоциональную связь малыша с близкими людьми.

Кроме того, родители должны следить за тем, чтобы ребёнок не переутомлялся от игры. Иначе он быстро потеряет интерес к новому виду деятельнсоти.

Как правильно мотивировать ребёнка

В младшем дошкольном возрасте дети быстро загораются какими-то занятиями, но и так же быстро остывают. Шахматы – это созидательная игра, она требует не только уделять ей время, но и проявлять терпение, а это для некоторых детей непосильная задача. Как же правильно мотивировать малыша? Психологи рекомендуют несколько приёмов для этого:

  • Личный пример. Не секрет, что дети копируют манеру поведения взрослых. Поэтому если малыш увидит, что папа или дедушка играют в шахматы, то он однозначно захочет поиграть с ними.
  • Поддержание интереса к игре. Для этого устройте семейный шахматный турнир, а ребёнку поручите помочь подготовить к нему кого-то из близких. Так малыш не только сам будет тренироваться, но и почувствует свою значимость среди родных. Также обязательно давайте ребёнку выигрывать. Но делать это нужно только в том случае, если он действительно на пути к победе.
  • Посетите шахматную секцию, чтобы ребёнок увидел, что его сверстники не просто учатся играть, а соревнуются как взрослые, строят план тренировки и искренне захвачены деятельностью.

Методики обучения

Дети лучше всего учатся у своих родителей – это непреложная истина, доказанная столетиями. Поэтому мамам и папам нужно знать некоторые простые правила обучения маленького ребёнка игре в шахматы:

  • Расскажите о происхождении шахмат, о том, что это одно из старейших соревнований, дошедших до наших дней.
  • Представьте шахматную доску как поле боя. Расскажите о функциях каждого «бойца»: пешки исполняют роль пехоты, король – это генерал всей армии и т.д.
  • Посвятите одно занятие каждой фигуре. Объясните, как ходят пешки, как они «съедают» фигуры, как занимают позиции других фигур (кроме короля, конечно). Попробуйте разыграть партию одними пешками. Кто заберёт всех – тот выиграл.
  • На очередном занятии начального уровня попросите, чтобы малыш сам расставил фигуры на доске. Если он будет сильно путаться, помогите ему и повторите правила расстановки.
  • Объясните правила игры, суть понятия «шах» (что в персидском языке означает «угроза королю») и как от него спастись («съесть» угрожающую фигуру). Также расскажите о безысходности для короля позиции «мат» (не зря же в арабском это «смерть»). Ребёнок на этом этапе должен понять, что количество фигур у соперника не важно, гораздо значимее, насколько удачен ход.
  • Объясните функции ладьи, как ходят слон, ферзь.
  • Сыграйте настоящую партию, но не ленитесь снова и снова повторять малышу, как передвигаются шахматные фигуры. Ещё одной методикой обучения игре в шахматы считается компьютерная программа, однако этот вариант подходит детям постарше, которые владеют компьютером. Но учтите, что игра с электронным тренажёром отнимет у вас несколько часов общения с дорогим человеком.

Шахматы – древняя и очень мудрая игра, которая учит не только одерживать победу, но и обосновывать её. Научите своего ребёнка этой захватывающей игре, и вы воспитаете не только достойного соперника, но и наладите с ним прочные эмоциональные связи.

[Источник: http://paidagogos.com/]

Дальше — интереснее!

Шахматы – древняя интеллектуальная игра, не потерявшая актуальности и сегодня, спустя полтора тысячелетия после своего появления. Она неизменно входила в образовательный курс индийских, персидских и арабских правителей и военачальников, европейских королей и рыцарей, русских царей и витязей.

Обеспечьте необходимый настрой ребенка. Разумеется, детское сознание существенно отличается от разума подростка или взрослого человека – и это необходимо учитывать перед тем, как приступить к обучению. Ребенок в дошкольном возрасте познает мир в основном через игру, поэтому воспользуйтесь этой особенностью его мышления. Превратите в его сознании шахматную доску в сказочную страну, где два короля, их поданные и войска сошлись в битве.

Можете придумать даже какую-либо несложную историю – главное, чтобы ребенок чувствовал интерес и увлекся процессом. Например, белые фигуры можно условно обозначить как светлое войско Добра, а черный – как силы Тьмы, связав их сюжетом, благо соответствующих легенд и мифов очень много.

Начинайте с малого. Шахматы – сложная игра, и попытка научить ребенка игре в них сразу ни к чему хорошему не приведет. Осваивать это искусство вместе с малышом нужно постепенно, чтобы он не испытывал перегрузки информацией и утомления. Первое время 10-15 минут в день вполне достаточно.

Затем уже можно начинать изучать непосредственно правила в процессе игры. Начните с простого хода пешкой и далее по возрастающей. Если вы чувствуете, что заинтересованность ребенка от занятия к занятию увеличивается – вы все делаете правильно. Проведите первое сражение. После того, как ребенок усвоил, что шахматная доска, а фигурки – это войска, можно приступать непосредственно к игре, то есть «битве».

Расскажите ему, что в ней считается победой, что такое «шах», «мат», «пат» и т. д. Помните, что лучше всего это подавать в образной форме, в виде сказки или истории – так эти понятия будут лучше усваиваться малышом. После этого можно провести пробный бой, например, используя лишь одни пешки. Ребенок должен понять, как ходят фигуры, как ими правильно «съедать» противника и т. д.

Со временем партии нужно усложнять, делать интереснее – ведь шахматы не просто развлечение, а игра, требующая серьезной работы мозга. В интернет-сети существует множество ресурсов и видеороликов, где рассказывается, как правильно научить ребенка играть в шахматы. Но здесь важно понимать, что от уровня наставника зависит, насколько быстро и эффективно малыш будет усваивать материал. Порой скучная подача отбивает у него все желание тратить свое время на изучение этой игры.

Поэтому лучшим выходом будет подобрать курсы, где научить ребенка играть в шахматы сможет опытный и профессиональный педагог. Такие занятия проводятся, в частности, и в клубе детского творчества «Дом Белого Кролика». На них не просто дается детям информация об этой игре, но воспитывается в них уважение к ней и желание освоить ее для собственного развития.

[Источник: http://maminovse.ru/]

Что стоит знать?

Шахматы – невероятно увлекательная, интересная и достаточно сложная настольная игра. Она способствует развитию у взрослых и детей логики, пространственно-образного мышления и интеллекта. Кроме того, в процессе игры формируется сосредоточенность, внимательность и усидчивость, чего очень часто не достает малышам в раннем возрасте.

Многие родители, которые увлекаются шахматами, хотят как можно раньше познакомить с этой игрой и своего ребенка. Специалисты в области интеллектуальных игр считают, что оптимальный возраст для обучения детей шахматам – 4-5 лет, однако, показать шахматные фигуры своему сыну или дочери вы можете гораздо раньше.

Учим с нуля

Итак, учим ребенка играть в шахматы. С чего начать? В первую очередь, подберите красивые сувенирные шахматы, которые смогут заинтересовать кроху. Покажите малышу все фигуры, в шутливой форме объясните, какие функции выполняет каждая из них, после чего продемонстрируйте ему поле битвы – шахматную доску.

Если ребенок категорически не хочет использовать доску, но ему нравится просто играть с фигурами, лучше уберите их подальше и достаньте попозже, когда кроха немного подрастет. Далее, используя доску, нужно продемонстрировать малышу, как ходят пешки и другие фигуры, и как правильно «есть».

Для начинающих детей играть в шахматы можно одними пешками. Уберите все остальные фигуры и предложите ребенку довести его пешки до вашей стороны поля. Ваша задача, соответственно, — переправить свои фигуры на сторону малыша. Естественно, вначале лучше поддаться карапузу, чтобы он не расстраивался.В противном случае после одного-двух проигрышей у крохи отпадет всякое желание играть.

Научиться хорошо играть в шахматы детям не так сложно, как взрослым. Малыши очень быстро впитывают любую информацию и умеют просчитывать ходы на несколько шагов вперед. Будьте уверены, игра в шахматы будет необычайно полезна для вашего ребенка, поэтому постарайтесь выделить время на обучение.

[Источник: http://womanadvice.ru/]

Вместо заключения

Шахматы – очень увлекательная интеллектуальная игра. Она была придумана больше двухсот лет назад и всегда считалась признаком достоинства и величия. Сегодня – это официальный вид спорта, который признан во всех странах мира. Но, к сожалению, не каждый человек может похвастаться умением играть в эту игру.

К достоинствам шахмат относятся такие факторы:

  • Развивают интеллектуальные способности, умение рационально мыслить, продумывать наперед;
  • Тренируют память и внимание;
  • Воспитывается воля к победе и характер;
  • Вырабатывают умение контролировать себя и отвечать;
  • В целом, игра очень интересная, большое количество разных фигур развивает фантазию.

Ученые утверждают, что люди, которые умеют играть в шахматы с детства, в дальнейшем становятся сильными и важными личностями. Поэтому многие родители хотят приучить свое чадо к такой игре в раннем детстве. Стоит ли это делать и что для этого нужно знать?

Что должны знать родители?

Сознание ребенка имеет достаточно свободного пространства, поэтому именно в этом возрасте нужно приучать его к различным занятиям. Но для этого необходимо создать правильные условия, чтобы малыш понял, что от него хотят.

Чтобы научить ребенка мастерству этой игры, необходимо самому разбираться в нескольких вещах:

  • Тонкости игры в шахматы, названия фигур, их ходы, терминология;
  • Детская психология, отвечающая возрасту;
  • Настроение малыша, хочет он этого или нет.

Если родители поставили цель научить свое чадо играть в шахматы, то им необходимо учесть несколько факторов:

  • Возраст ребенка. Начинать лучше с дошкольного возраста или младшего школьного;
  • Темперамент малыша. Если, например, ребенок яркий сангвиник, то не стоит ждать, что он будет сидеть два часа и спокойно учиться. В таком случае необходимо подобрать игровой метод.
  • Уровень развития ребенка. Каждый малыш развивается по своему, в разное время начинают говорить, ходить, самостоятельно кушать. Также и с игровыми навыками. То, что может понимать и делать один малыш в четыре года, будет доступно другому только в шесть. Это нормальное явление, на которое стоит обратить особое внимание. Если правильно не подобрать момент, опираясь на способности ребенка, то можно навсегда привить отвращение к этой игре.

И самое главное, чтобы ребенка научить играть в шахматы, нужно набраться терпения. Не стоит ждать, что после нескольких занятий он начнет вас переигрывать. Это должна быть прежде всего игра, которая ему нравится и только со временем, если конечно захочет, он свое мастерство закрепит.

Уроки для начинающих шахматистов

Шахматы – игра очень интересная, но довольно сложная. Она требует внимания, умственных способностей, терпения, рационального мышления и контроля. Если начинать обучение у малышей дошкольного возраста, то стоит понимать, что некоторые понятия для них недоступны, поэтому уровень нужно опустить.

Уроки шахматной игры должны проходить спокойно и с удовольствием для обоих игроков. Ребенок должен получать новую информацию постепенно, небольшими количествами и без каких-либо криков.

Шаг первый:

  • Ознакомить малыша с доской. Можно использовать методы ассоциации, например, она может быть местом сражения, где кубики – это место каждого воина. Необходимо рассказать, как доска должна правильно лежать. Нужно быть готовым к вопросам: почему она двух цветов? Почему на ней столько клеточек? Что за знаки нарисованы по краям?
  • После ознакомления с доской нужно перейти к фигуркам, по методу ассоциации вывести фигурки на место боя в качестве воинов. Стоит объяснить, что два цвета фигур обозначают соперников.
  • Несколько первых упражнений. Для начала выставить все фигуры на доску, расставить их на месте. Объяснить малышу, кто такие пешки и проговорить названия всех фигур. Еще одно упражнение – расставить фигурки от самых младших (пешек) до короля.

Шаг второй:

  • На этом этапе должны изучаться азы шахматной игры. Для начала ребенок должен знать названия всех фигур и правильно их расставлять с помощью взрослого.
  • Затем нужно перейти к правилам игры. Все рассказать детально, но так, чтобы малыш понял. Необходимо начинать с простых фраз и каждый раз проверять доступно ли это ученику или нет. Особенно стоит обратить внимания на понятия «шах» и «мат». В таком случае также можно воспользоваться методом ассоциации и использовать игровые понятия, например, «захват» и «поражение».
  • Все ситуации нужно показывать на примерах с помощью фигур. Но не стоит рассчитывать, что ребенок сразу запомнить все названия и их ходы. Для этого требуется минимум три тренировки.

Заключительный шаг:

  • Когда ребенок знает все названия и ходы, можно начинать игру сначала. Необходимо, чтобы малыш самостоятельно расставил на доску свои фигуры. Подсказывать нужно только в том случае, когда ребенок просит или ошибается.
  • Перед игрой ребенок должен проговорить правила. Особенно обратить внимание на ту часть, чего нельзя делать, и что считается неправильным при игре в шахматы.
  • Очень важно на первых играх поддаваться, дать ребенку выиграть. Лучше, чтобы его ход был первым. Это придаст ему уверенности и заинтересованности. Если же будет постоянное поражение, то он просто разочаруется и бросит играть.
  • Если же ребенок проиграл, можно договориться за матч реванш или тут же его сыграть. Оба партнеры должны хотеть играть и оставаться довольными при любом раскладе.

Играя с ребенком в шахматы, родители или учителя должны понимать, что главной целью является не воспитание будущего олимпийского чемпиона, а прививание любви к этой игре. Ученику должно быть понятна суть и цель игры. Поэтому максимально нужно обратить внимание на момент заинтересованности. Возможно, ребенок захочет научиться, когда увидит это по телевизору или понаблюдает, как играют взрослые.

О насилии в таком случае не может быть и речи. В противном случае можно привить ребенку ненависть к этой игре. А если его заставить, то он может играть, знать все правила и ходы, но никакого результата это точно не принесет. Для учения детей необходимо терпение, самоконтроль и заинтересованность.

[Источник: https://webcache.googleusercontent.com/]

Поделиться статьей с друзьями!

1obuchenie.com

Обучение игре в шахматы для дошкольников

Шахматы для дошкольников — не просто игра, а мощный рывок в интеллектуальном развитии. Обучению шахматам можно начинать в возрасте трех лет, хотя известно немало случаев, когда интерес к шахматной доске проявляют и дети более младшего возраста.

«Русская шахматная школа» (РШШ) предлагает эффективную авторскую программу обучения шахматам детей дошкольного возраста в игровой форме. Передовые методики, оригинальные учебные пособия и профессиональный тренерский состав помогут привить любовь к шахматам, развить усидчивость и логическое мышление даже у самых непоседливых малышей.

Пробное занятие бесплатно!

Шахматы для дошкольников: обучение и техники

РШШ разработала интересную программу, которая увлечет вашего ребенка в новый мир шахматных фигур, стратегии и тактики. В ходе обучения используются раздаточные материалы УМК «ФЕНИКС», соответствующие российским стандартам дошкольного образования.

На первом этапе дети знакомятся с героями сказки — шахматными фигурами, а доска превращается в поле, где разворачиваются сказочные действия. В игровой форме изучаются азы игры, особенности и возможности каждой фигуры, а также ее слабости и сила. На данном этапе акцент делается на практической части, а игровая подача заданий помогает малышам быстро усваивать навыки и полученные знания.

После успешного завершения первого этапа дети знакомятся со стадиями шахматной партии: дебютом, миттельшпилем и эндшпилем. Изучив принципы игры в дебюте, ученики развивают комбинационное зрение в миттельшпиле, учатся позиционному преимуществу и основным принципам планирования. Педагоги включают в практические занятия тематические матчи и сеансы одновременной игры, параллельно помогая будущим чемпионам видеть и анализировать свои ошибки, задавать вопросы и учиться слушать мнение другие детей.

Следующей ступенью становится участие в квалификационных турнирах по шахматам, которые приносят малышам первые победы и медали!

На каждом занятии в «Русской шахматной школе» ваш ребенок:

  •       посетит волшебную планету шахмат;

  •       примет участие в увлекательных играх и упражнениях;

  •       будет выполнять интересные задания для развития мышления и логики;

  •       получит интересный опыт игры в шахматы с первыми партнерами.

Внимательно подобранный тренерский состав включает профессионалов с высокими достижениями и шахматными наградами. При этом все тренеры обладают педагогическими и психологическими навыками, что позволяет находить подход к детям с разными способностями и темпераментом. В программу обучения регулярно включаются встречи с известными шахматистами, а также участие в культурных мероприятиях в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах страны.

Занятия по шахматам для дошкольников: особенности обучения

Основной формой занятий с дошкольниками в РШШ являются игровые ситуации без какого-либо принуждения. Такая форма взаимодействия позволяет сохранить интерес малышей к шахматам и не вызывает усталости.

Если вы полагаете, что ваш ребенок не сможет играть в шахматы в столь раннем возрасте, спешим развенчать ваши сомнения! Практически любого ребенка можно научить играть в шахматы. Безусловно, для этого потребуются терпение и выдержка, чем славятся тренеры наших школ. Занятия проходят в спокойной и доброй атмосфере, а в середине урока обязательно проводится физкультминутка. Педагог переходит к новому материалу только тогда, когда малыши хорошо усвоят пройденный. Наша задача — раскрыть творческий потенциал ребенка, развить мышление и терпение, а также привить любовь к умной игре.

Программа РШШ включает:

-  индивидуальное, групповое и дистанционное обучение;

-  участие в шахматных сборах в детских и спортивных лагерях;

-  участие в матчах и турнирах;

-  интеллектуальные игры;

-  знакомство с легендами мира шахмат и известными гроссмейстерами.

Обучение в школе двигается от простого уровня к сложному. Особо организованная авторская игровая деятельность на занятиях, создание игровых ситуаций опытными педагогами и внимание к каждому ребенку являются слагаемыми успеха в школе. Малыши увлеченно рассказывают стихи про шахматные фигуры, изображают их и переносятся в мир сказок, где все фигуры волшебные! Ребенок даже не осознает, что его чему-то обучают, и не противится этому. Возникающий интерес будет лишь укрепляться со временем, становясь для ребенка трамплином на новый уровень знаний.

Топ-5 преимуществ от занятий шахматами дошкольниками

Благоприятные стороны обучения шахматам детей дошкольного возраста:

1. Игра в шахматы открывает дорогу к творчеству и помогает детям развиваться лучше своих сверстников.

2. Ребенок получает возможность реализовать себя и поверить в собственные силы.

3. Улучшается воображение, мышление, память, внимание.

4. Формируется самостоятельность.

5. Знакомство с миром шахмат поможет ребенку быстрее адаптироваться к школьной программе.

«Русская шахматная школа» предъявляет высокие требования к результатам обучения своих воспитанников. Лицензированная авторская программа, применяемая во всех школах холдинга РШШ, разрабатывалась при участии гроссмейстеров, лучших педагогов и детских психологов. Носители иностранного языка имеют возможность обучаться в школе на родном языке.

Хотите, чтобы ваш малыш успешно развивался творчески и интеллектуально? Мечтаете раскрыть творческий потенциал ребенка? Запишитесь на консультацию прямо сейчас по телефону: 

в Москве:  +7 495 118 23 06

в Санкт-Петебурге: +7 812 425 64 62

chessrussian.ru


Смотрите также

 Поиск



Любое использование материалов с сайта разрешено только при наличии гиперссылки на источник материала.