| Регистрация | Вход
  Красота и здоровье  |  Мода и стиль  |  Дом и семья  |  Отношения  |  Материнство  |  Дети   |  Кулинария  |  Женский клуб



 В женском клубе:

 Опрос

Ваш возраст
Всего ответов: 270


 Новые статьи
Проблемы, которые могут возникнуть без шапки
Как управлять состоянием своего организма
Ищу суррогатную маму без посредников
Покупаем духи
Турмалин спасет Ваши суставы!
Кожаная мужская сумка должна быть удобной
Детская декоративная косметика
Гироборды и сегвеи для вашего ребенка
Чистка украшений
Как правильно завязывать шнурки на беговых кроссовках
Как встретить Новый год?
Когда дело доходит до свадьбы...
Работа, учёба и дом... Как всё успеть?
Победить осеннюю хандру...
Простые правила дружбы
Тренажёр – лучший друг здоровья
Понять мужа... Понять жену... Понять друг друга...
Детский садик или дом?
Работать или нет?
Забеременеть с помощью… пиявки

Мнемоника история россии


Как запомнить половину учебника по истории с помощью шкафа и мнемоники

С помощью зубрёжки можно запомнить иностранные слова или выучить исторические даты. Это будет сложный способ, на который уйдёт много времени. Зато никто из нас не задумывается, когда надо, например, по порядку назвать цвета радуги, потому что мы с детства помним про «каждого охотника». Другими интересными методиками делится с вами РафаэльТынчеров — руководитель «Мастерской развитии памяти».

Всё про ЕГЭ. Рассылка

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Вспомните вчерашний день, прошедшее лето. Что в первую очередь всплыло в памяти? Скорее всего, те моменты и образы, которые были связаны с хорошими или негативными переживаниями, с эмоциями радости или веселья, гнева или страха. Мы с лёгкостью запоминаем те образы, на чём зафиксировали своё внимание, свои эмоции, на том, что впечатлило нас или взбудоражило наше воображение. Мы помним всё, что так или иначе связано с нами лично.

Вспомните известный всем способ определения високосного года при помощи кулака. Легко, оказывается, можно определить и количество дней в месяцах!

В школе, чтобы запомнить название падежей, учитель предлагала нам запомнить странное стихотворение: «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку». Ведь так гораздо быстрее запоминается.

Если образы, связанные с этими тремя словами на «В» (внимание, впечатление, воображение), запоминаются сами собой, то мы сможем подобные же эмоции использовать для запоминания нужной нам информации.

Знаете, как это работает? Представьте, что вы пришли на праздник, где вас окружают только незнакомые люди. Как вы себя будете чувствовать первое время? А как пойдут дела, если в этом большом собрании людей вы вдруг увидите знакомых? Уверен, веселье пойдёт совсем по-другому. Ведь так?

Точно так же срабатывает и система запоминания с помощью мнемоники: идея или мысль, которая попадает к вам в совершенно незнакомую среду, не уживается и выветривается. А если мы вмешаемся в этот процесс и постараемся «познакомить» или связать, ассоциировать информацию с чем или кем-либо известным нам, она останется в памяти. Если наша связь будет окрашена яркими эмоциями, то и запоминание будет суперсильным и долгосрочным.

Так устроена наша память: если вы хотите управлять ею и уметь использовать её особенности себе на пользу — развивайте эмоциональный интеллект

Я писал в предыдущей статье, что каждый человек способен запомнить 100 иностранных слов за день. При этом важно отметить, что не целый день необходимо сидеть над списком из 100 слов, а уместить весь процесс в один час, то есть — 100 слов в час.

Вот как это делает моя дочь Камила. Смотрим сегодняшнее задание по немецкому языку: подготовка к словарному диктанту по третьему модулю рабочей тетради для шестого класса — 71 слово. Камила осваивает этот объём менее чем за один час.

Как она это делает:

1. Смотрит на иностранное слово (пример: vershiedene).

2. Придумывает ассоциацию к звучанию этого слова, похоже на слово «вершины».

3. Смотрит перевод слова: vershiedene — различные.

4. Связывает свою ассоциацию с переводом — «различные вершины».

5. Чтобы запомнить эту связь, она добавляет эмоцию — «мне доступны различные вершины гор с блестящими на солнце снежными шапками, как Эльбрус, где была этим летом. Доступны и учебные вершины по различным предметам с пятёрками и грамотами — надо только стараться!».

Описано очень долго и немного сложновато, но, поверьте, что в воображении это происходит за 5-10 секунд. Таким образом Камила учит и остальные слова. Если вы можете запомнить одно иностранное слово за 5-10 секунд, то посчитайте, сколько можно выучить за час при помощи мнемоники.

А теперь зайдём к Артёму, пусть расскажет нам, как же шкаф помог ему выучить события 1905 года. Много было вопросов и комментариев к предыдущей статье, где Артём рассказал про свой «волшебный шкаф». Раскрываем карты.

Итак, метод Цицерона говорит, что каждый знакомый предмет в нашем окружении может стать подсказчиком или пунктом в нашем повествовании. Например, комнаты в квартире, расположение мебели в комнате, постоянная дорога на учёбу или работу, — всё, что нас окружает.

Как шкаф в комнате Артема превратился в манифест Николая II об усовершенствовании государственного порядка

В нём у Артёма, помимо вещей, хранится ещё и ноутбук (на столе не рискует оставлять — наша кошка иногда хулиганит). Вот этот ноутбук и выводит Артёма на идею об усовершенствовании, ведь это самый современный, совершенный с точки зрения научно-технического прогресса предмет в шкафу. Именно ноутбук становится главной зацепкой (подсказкой) ко всему блоку. Далее остальная фраза выстраивается сама, он ведь не просто зазубрил, а понимает тему — запомнил логическую связь.

Запоминание конкретной даты: 17 октября 1905 года

1905 год — эту тему знаю на «5» (у школьников всё на цифру «5» запоминается очень легко). XX век — запомнить несложно.

Теперь 17 октября. Все цифры Артём давно закодировал в слова, он помнит слово-код каждой цифры от 1 до 100. Связывая слова, он запоминает цифры, даты, коды и пароли. Как это работает?

Обратите внимание — все цифры на телефоне имеют буквенное сопровождение. На этом и построен метод обозначения образных кодов различным цифрам. Так цифра 17 закодирована в слово «факел», где цифра 1 представлена в виде ручки факела, а буква «Ф» — цифра 7. То есть Николай II, который издаёт манифест, в воображении Артёма держит факел. Теперь, отвечая на уроке устно, он точно ничего не перепутает. Вот и весь секрет.

Это сложно описать в статье и понять при прочтении. Но это действительно очень легко, когда вы знаете технологию. Научиться использовать эти техники можно всего лишь за 30 дней ежедневных тренировок по 10-15 мин утром и вечером.

Я хочу провести короткое видеозанятие с вами, мои читатели. Хочу научить вас китайскому языку. Испугались? Нет, весь язык учить не будем. За три минуты вы запомните счёт по-китайски от 1 до 10. И сможете удивить своих близких и друзей во время праздников.

Я желаю вам огромных успехов! Если вы думаете о развитии — успех неизбежен!

mel.fm

Подсказки. Приемы запоминания материала к ЕГЭ по истории

Вашарина Ю.Е. МОУ «Ульяновский Городской лицей при Ульяновском Государственном Техническом Университете»

Подсказки 

Приемы запоминания материала

Наглядная опора

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.

Проблема запоминания информации всегда актуальна. Ученику при подготовке к ЕГЭ необходимо оперировать большими объемами информации. Соответственно, необходимы методы и приемы эффективного запоминания.

Для запоминания фактического материала, работы с картой можно предложить ряд приемов работы с информацией.

Рисуем схемы (пиктограммы)

При помощи розы ветров размещаем основные действующие силы на поле (доске). Каждый персонаж может передвигаться только в своем секторе.

Удобно использовать этот прием, при запоминании войн, походов, экспедиций.

Исследователями доказано, что человек способен одновременно запомнить в среднем семь (плюс-минус два) элементов.

«Шифровка»

Ученик придумывает схему или «шифровку», для основных событий темы.

Можно на первом этапе написать «шифровку» без ключа и послушать предложенные версии. На втором этапе выбираем лучшие «шифровки» и схемы. Бывают очень занимательные моменты. На третьем этапе собираем информацию в «шпаргалку» по теме.

Метод ассоциаций

Мнемоника – система приемов, облегчающих запоминание – предназначена для работы с точной информацией. С помощью мнемоники вряд ли можно дословно запомнить книги Ключевского, но для запоминания последовательности чисел, таблиц, предметов, действий, хронологии, ее приемами можно воспользоваться.

Между событиями, понятиями, которые надо запомнить, находят как можно больше ассоциаций.

Некоторые примеры схем и ассоциаций, которые я использую в работе, представлены в презентации.

studfiles.net

Мнемоника: можно запомнить всё

habrahabr.ru/post/179397 Вторая часть уже здесь!

Что такое мнемоника?
Я не люблю писать определения из википедии, поэтому объясню своими словами, что такое мнемоника. Мнемоника — это способы запомнить информацию путем смены типа информации. Вместо запоминания цифр запоминаете слова. Вместо слов можно запоминать места. Вместо ходов в шахматах — стихотворение. Самым простым примером мнемоники можно привести пример стишка, благодаря которому можно легко запомнить первые цифры после запятой в числе Пи:Чтобы нам не ошибаться, Надо правильно прочесть: Три, четырнадцать, пятнадцать, Девяносто два и шесть. Ну и дальше надо знать, Если мы вас спросим — Это будет пять, три, пять,

Восемь, девять, семь.

пишите в комментариях другие примеры стишков для числа Пи. Я знаю, что их очень много Скажу откровенно, я специально не искал на хабре информацию по мнемонике. Я хочу изложить взгляд со своей стороны: то, что знаю я. У меня не было желания “разбавлять” информацию другими источниками. Под катом много полезной информации, которую я очень долго собирал по крупицам. Мнемоника очень обширна: в ней есть десятки способов запоминать все, что вам нужно. Некоторые способы я посчитал плохими, некоторые слишком сложными. Поэтому я выделил несколько лучших, на мой взгляд, приемов мнемоники. Я специально не буду вставлять описания с посторонних сайтов, объясняя все своими словами.
Дворец памяти (дорога Цицерона)
Описание
Древний философ и оратор Цицерон ежедневно ходил на “работу” пешком. Обладая блестящим вниманием, он изо дня в день замечал различные особенности в дороге, по которой он шествовал. Спустя долгое время, Цицерон запомнил дорогу настолько хорошо, что мог безукоризненно вспомнить любой ее промежуток со всеми деталями.

После этого Цицерон научился “привязывать” к дороге какие-нибудь предметы в своей памяти. И когда он вспоминал место на дороге, он моментально вспоминал о предмете, который был “привязан” к месту. Это называется ассоциативная связь.

Метод дворца памяти (здесь и далее я имею в виду и дорогу Цицерона) заключается в сильных ассоциативных связях, благодаря которым можно запомнить любое количество информации в правильном порядке.

Как запомнить?
Чтобы воспользоваться дворцом памяти, нужно обладать хорошей фантазией. На самом деле любой человек может воспользоваться этим методом, но хорошая фантазия в этом очень поможет. Возьмем абстрактный случайный набор продуктов, которые нужно купить в супермаркете:
  1. Пачку сахара
  2. Сухариков
  3. Банку горошка
  4. Крабовых палочек
  5. Клубничного джема
  6. Моркови
  7. Десяток яиц
  8. Кусок мяса
  9. Связку бананов
  10. Пакет молока
как видите, у меня с фантазией не так все хорошо Теперь нам нужно найти “дорогу”, к которой мы будем привязывать этот список покупок. Люди с богатой фантазией могут придумывать сотни различных мест и хорошо их помнить (космическая станция, футбольная площадка в подводном лагере, что угодно), но для небольшого списка из десяти предметов можно воспользоваться настоящей дорогой. Я приведу в пример свою “дорогу” и покажу, как привязывать к ней предметы. Вот мой путь, который я проделываю утром каждый день:
  1. Кровать (я на ней просыпаюсь)
  2. Туалет (стоит ли писать?)
  3. Кухня (завтрак)
  4. Коридор (одеваюсь, обуваюсь)
  5. Подъезд (спускаюсь по лестнице)
  6. Щит с рекламами напротив подъезда.
  7. Светофор, который я прохожу ежедневно.
  8. Магазин с мороженым.
  9. Шлагбаум перед школой.
  10. Крыльцо школы.
Чем больше информации нужно запомнить, тем подробнее стоит делать дорогу. Или длиннее — что вам проще. Главное — безукоризненно помнить в голове всю дорогу. С моей дорогой проблем не возникает, я хожу в школу каждый день. Теперь займемся привязкой списка покупок. Самое важное в ассоциативной связи: сделать уникальные, необычные, смешные или ужасающие, любые неординарные ассоциации. Простые ассоциации “на кровати лежит пачка сахара” не подходят. Старайтесь добавить чувства к вашим ассоциациям: звук (хруст сухариков), осязание (противный сахар).
  1. Всю ночь я спал не на кровати, а на пачке сахара. Пачка была дырявая и у меня повсюду крошки сахара, они неприятно трескают, фу!
  2. Я захожу в туалет и наступаю на сухарики (мерзкий звук), от испуга поскальзываюсь и падаю лицом в унитаз. (чего не сделаешь для мнемоники)
  3. Выбравшись из этого ада, я захожу на кухню, открываю шкафчик, а на меня вываливается огромная гора горошка, скользкого и мерзкого (я не люблю горошек)
  4. В коридоре вместо ложки использую крабовые палочки для того, чтобы надеть обувь. Естественно, она ломается и я надеваю обувь с палочкой внутри.
  5. Я выхожу в подъезд, начинаю спускаться по лестнице и поскальзываюсь на джеме (что-то зачастил с падениями, ай-яй-яй)
  6. На щите красуется объявление о покупке планеты Морковий.
  7. На светофоре, когда я перехожу дорогу, меня закидывают яйцами из машин.
  8. Решаюсь купить мороженного, а на месте списка мороженного разные куски мяса (мерзость, никогда этого не забуду)
  9. Шлагбаум открывает макака за связку бананов. Квест!
  10. Только наступаю на крыльцо, весь пол превращается в молочный бассейн! А я не умею плавать! Ух...
Скорее всего мои ассоциации покажутся вам глупыми или неудачными. Но это первое, что пришло мне в голову. А это самое важное. Вам не нужно долго думать над ассоциацией, выбирайте первое, что придет в голову, иначе потом будете вспоминать так же долго, как придумывали. Попробуете всего несколько раз и будете делать это очень быстро, поверьте. Благодаря этому способу я легко запоминаю 50-60 объектов, а потенциально — их может быть неограниченно — насколько хватит вашей дороги или дорог (никто не запрещает использовать несколько!).
Привязка к цифрам
Еще один способ, как запомнить какой-нибудь список или другую информацию. Способ несколько сложнее, требует подготовки, но в нем нет необходимости придумывать или запоминать дорогу. Каждому числу от 1 до [сколько вам нужно] вы придумываете рифму, которая первой придет на ум. Вместо рифмы можно использовать сильную ассоциацию, которая у вас связана с цифрой. Главное — быть изобретательным. У меня выходит так:
  • Один — Алладин
  • Два — Литва
  • Три — потри (лампу)
  • Четыре — дырки в сыре
  • Пять — опят
  • Шесть — Шест. (схоже по написанию)
  • Семь — Джеймс Бонд (007)
  • Восемь — Снеговик. (8 похоже на снеговика)
  • Девять — лебедь
  • Ноль — Колобок
Теперь, чтобы запомнить (привязать какой-то предмет) нужно лишь составить ассоциативную связь с этим предметом. Преимущество этого способа в отсутствии дороги, мы легко можем идти по числам. Недостатком метода является подготовка.
Интересный факт
Японец Хидеаки Томойори может воспроизвести число ПИ до 40 000 знаков. На запоминание такого количество цифр у него ушло около 10 лет.

mnemotexnika.narod.ru/sport_01.htm

P.S
О других способах я расскажу в следующий раз. О том, как запоминать цифры, слова, существует множество разных методов. А сейчас несколько истин относительно мнемоники, которые я заметил в момент занятий:
  • Нужно минимум практики. Уже через две-три попытки вы будете хорошо составлять ассоциативные связи.
  • В жизни это нужно достаточно редко.
  • Зато это развивает обычную память!
  • Большинство ваших друзей не смогут запомнить 20 предметов в правильном порядке, можно будет красоваться ;)
Откуда черпал?
  • Corinda — 13 steps to mentalism
  • Доминик О’Брайн — Как развить совершенную память
  • Степанов — Мнемоника. Правда и вымыслы (так себе книжка)

Если найдете ошибки в тексте — пишите в личные сообщения, оперативно исправлю. Спасибо :)

Теги:
  • память
  • мнемоника
  • развитие
  • мозг
  • ассоциации
  • совершенствование

habr.com

История мнемотехники

История мнемотехники ведёт отсчёт едва ли не с первобытных времён. Простейшие способы запоминания появились прежде, чем была изобретена письменность (что естественно). Служители культов, сказители, бродячие певцы должны были держать в голове огромные объёмы информации.Не будь у наших предков умения фиксировать в памяти обширные сведения, многие мифы, молитвы, рецепты потерялись бы в веках. Общеизвестные «Илиада» и «Одиссея», как считают многие авторитетные учёные, были ритмизованны, наполнены повторами и статичными эпитетами неспроста – всё это позволяло облегчить процесс запоминания и воспроизведения текста.

Раз уж мы завели речь об античной мнемотехнике, упомянём и первых теоретиков этого искусства. Среди них – поэт Симонид, ораторы Квинтилиан и Цицерон. Именем последнего даже назван один из удобнейших мнемотехнических приёмов, популярных в наши дни (см. Метод Цицерона (способ мест)). Надо предполагать, что арсенал приёмов запоминания, которыми пользовались древние, был богаче, чем мы думаем. Трактатов по мнемонике и мнемотехнике до нас дошло не так уж много, зато история хранит поразительные биографические факты отдельных мудрецов. Например, Сенека мог запомнить одним махом пару сотен стихов.

На Руси, между прочим, мнемотехнические приёмы пошли в ход тоже довольно рано. Вспомним древнерусскую азбуку, несколько букв которой знает каждый из нас. Она была основана на речевой мнемонике. Все буквы связывались со словами (аз –я, буки – буквы, веди – ведаю), более того – слова складывались в более крупные единицы речи (я буквы знаю; письменность – это добро и так далее).Письменность значительно облегчила оперирование информацией во всех странах мира. Но и в письменный период интерес к методам управления памятью был высок. Среди самых видных учёных, работавших над этим вопросом, - Джордано Бруно (16 век). Кстати, в честь него названа современная система запоминания Джордано.В средние века элементами мнемотехники не брезговали и церковники: успешно применялись знаки-аллегории, религиозные символы, которые выступали как подпорки для запоминания добродетелей и грехов невежественным людом. Тогда ещё не было достаточного разграничения эмоциональных и логических основ человеческого восприятия. На эту тему спорят с 19 века. Тогда учёный Генрих Эббингауз (Германия) целенаправленно занялся ассоциативной психологией запоминания.20 век – особый в истории мнемотехники. Она стала развиваться семимильными шагами по всему миру, кроме нашей страны. В России, как и остальная наука, мнемотехника формировалась скрыто «благодаря» специфике советского режима.Последняя серьёзная веха истории мнемотехники – создание двух самых авторитетных на настоящий момент систем – визуальной методики «Джордано», автор Владимир Козаренко и метод речевых способов Самвела Гарибяна. Радует, что создатель первой - лично мне очень симпатичной - системы наш соотечественник.Мы еще не раз уделим внимание этим системам.P.S. Не забывайте писать собственную «историю мнемотехники» - упражняйтесь!

Удачи!

mnemotehnik.blogspot.com

Знакомство с мнемоникой

Доброго времени суток! Сразу оговорюсь, что цель этой статьи — познакомить и, возможно, заинтересовать вас такой штукой, как мнемоника. Мнемоника — наука о запоминании. То бишь совокупность способов и уловок, которые помогут вам запомнить большие объёмы информации в правильной последовательности (Например, 100 случайных слов (чисел) можно запомнить последовательно с интервалом в среднем в 6 секунд). Некоторые умудряются запомнить несколько тысяч цифр после числа Пи. Так же мнемотехника помогает в освоении иностранного языка ). Но нам пока рано об этом думать. Вы спросите:«Зачем мне ета ваша мнемоника?». Я отвечу: вы можете использовать её не только как хобби (от простого облегчения жизни, до того, что можете удивлять друзей, предложив с ними поочерёдно запомнить N информации поочерёдно), но и участвовать в соревнованиях (да-да, есть соревнования по запоминанию, где участвуют не прирождённые гении, а люди, натренировавшие себе память). Мнемотехника базируется на таком способе, как связывание информации с образами. Для начала рассмотрим довольно простой пример запоминания: скажем, вам нужно запомнить пароль для почты.

В мнемонике существует очень много готовых и общепринятых 'стандартов', а которые вы можете использовать для запоминания нужной вам информации. Вот уже готовый запоминания цифр шаблон: 1-гж, 2-дт, 3-кх, 4-чщ, 5-пб, 6-шл, 7-сз, 8-вф, 9-рц, 0-нм.

Код составлен по простому принципу. В основном цифре соответствует такая согласная буква, с которой начинается название цифры: Четыре — Ч, Пять — П, Шесть — Ш, Семь — С, Восемь — В. Вторые согласные буквы созвучны первым: ЧЩ, СЗ, ВФ. Но эти принципы соблюдаются в данном коде не всегда. Почему? Да потому, что в русском языке всего 20 согласных букв, и все они использованы. Поэтому несколько исключений из правила нужно просто зазубрить: 1-гж, 3-кх, 9-рц. Когда я пробовал заниматься мнемоникой, в литературе мне привели такой план действий: 1. Например, вы выбрали почту Rambler. Чтобы запомнить, что этот пароль именно от этой почты, мы создадим образ Рамблера-РАМа (оконная). 2. Вспомните любое стихотворение, которое вы очень хорошо знаете: «Лица стерты, краски тусклы, то ли люди, то ли куклы…» 3. Обозначьте это стихотворение зрительным образом. В данном случае можно представить куклу на веревочках. 4. Свяжите стихотворение с Rambler. Для этого в своем воображении на образ «оконная рама» нужно повесить образ «кукла». Несколько секунд рассмотрите получившуюся комбинацию образов. 5. А теперь потренируйтесь вводить цифры на цифровой клавиатуре вашего компьютера. Проговаривайте мысленно отрывок стихотворения и КАЖДУЮ СОГЛАСНУЮ букву преобразовывайте в цифру в соответствии с заученным буквенно-цифровым кодом. В данном случае пароль будет выглядеть так (точками отделены слова): 69. 7292. 3973. 2736. 2. 6. 62. 2. 6. 336. (ЛЦ. СТРТ. КРСК. ТСКЛ. Т. Л. ЛД. Т. Л. ККЛ). Получился пароль из 23-х цифр. Но вам никто не мешает вводить пароль и из большего количества цифр. 6. В течение дня несколько раз вспомните связь окна с куклой и проговорите соответствующий отрывок стихотворения. Это необходимо для закрепления информации (связи) в мозге. Если наловчиться, то можно, как говорилось раньше, с интервалом в 6 секунд (столько обычно требуется времени, чтобы придумать образ/связать с определенным шаблоном информацию) запоминать приличное количество цифр. Можете удивить друзей, поспорив с ними на бутылку пива, что вы запомните 20-30 цифр, которые назовёт друг, а вот друг — нет. Приведу еще один, более сложный, но давольно показательный пример, чтобы вы лучше представили себе то, о чем мы говорим. На соревнованиях по мнемонике существует такой вид, как запоминание двоичных чисел. Двоичная комбинация цифр кодируется в знаки восьмеричной системы счисления следующим образом: 000 – 0 001 – 1 010 – 2 011 – 3 100 – 4 101 – 5 110 – 6 111 – 7 Так вот для быстрого запоминания двоичных чисел нужно выучить наизусть соответствие цифр в двоичной и восьмеричной системах счисления. Запоминаемый ряд нулей и единичек следует разбивать на группы по 6 цифр. 111010001101000100110000010101001111010110100000011110 (111.010) (001.101) (000.100) (110.000) (010.101) (001.111) (010.110) (100.000) (011.110) Скорость запоминания зависит от вашей скорости кодирования. Скорость кодирования нужно довести до автоматизма. Каждая тройка цифр заменяется знаком восьмеричной системы счисления. (7-2) (1-5) (0-4) (6-0) (2-5) (1-7) (2-6) (4-0) (3-6) Восьмеричные цифры объединяются в пары. (72) (15) (04) (60) (25) (17) (26) (40) (36) Получившиеся числа кодируются в образные коды чисел, которые также заучиваются до автоматизма. СиТо – ГуБы – Чай – ШиНа – ТоПор – ГуСь – ДуШ – ЧайНик – КЛей Образные коды чисел запоминаются на заранее подготовленную систему опорных образов (локи). Декодирование (припоминание) происходит в обратном порядке. Опорный образ – образный код числа (СиТо) – 72 – (7 – 2) – 111 010 При автоматизации процесса кодирования мнемонист видит в шести цифрах (111010) – один зрительный образ (сито). Если скорость запоминания одного образа составляет 6 секунд, то время запоминания одной двоичной цифры будет равно 1 секунде. На самом деле следует понимать, что мнемонист запоминает именно зрительные образы, и скорость запоминания в таблицах рекордов по мнемонике указывается неверно. Например. Если в таблице указывается рекорд запоминания двоичных чисел 0,66 секунды на одну цифру (в среднем), то это нужно понимать так: скорость запоминания была равна в среднем 4 секундам на один образ, кодирующий сразу 6 двоичных цифр. На основе этой техники запоминания можно показывать простой «фокус». Предложите друзьям выкладывать на столе монетки, решкой (1) или орлом (0) вверх, в случайном порядке, 6 рядов по 6 монет. По ходу выкладывания монет на стол, запоминайте их (6 монет — это всего лишь один зрительный образ). После запоминания отвернитесь и называйте «орел» — «решка» — «решка» — … Так как скорость запоминания всех монет может быть всего 18 секунд (3 сек. х 6 рядов), и при этом вы запоминаете монеты по ходу их выкладывания, создается впечатление, что вы запомнили целую кучу монет с одного взгляда. Можете сказать, что у вас фотографическая память, и вы видите все 36 монет на своем внутреннем экране. (Описание фокуса — из книги В.Поссин «Как развить суперпамять».)
Известные мнемонисты
Еще я расскажу про одного известно мнемониста — Доминика О’Брайена, шестикратного чемпиона мира по запоминанию. О'Брайну закрыт вход во многие казино. Доминик установил мировой рекорд: запомнил колоду из 52 карт за 41,43 секунды. Сфера применения своей памяти у Доминика широка: он участвует в телешоу, демонстрируя в прямом эфире свои способности, может выучить около 400 иностранных слов за час и т.д. А самое интересно-в детстве Доминик был двоечником. Память в детстве у его было даже чуть слабее, чем у сверстников. Он — не прирождённый гений, он — обычный человек, который натренировал свою память с обычного состояния.
Заключение
Сначала я планировал написать довольно подробный ликбез, но представив, сколько это займет места и времени (где-то раз в 15-20 больше этого: подкрепить таблицами, биографиями и т.д.) поставил другую задачу: заинтересовать вас. Думаю, это не будет отрицательной стороной, так как по ссылкам ниже вы сможете очень подробно изучить это интересное, а главное — полезное занятие. Надеюсь, что я вызвал у вас начальный интерес к мнемонике и вы продолжите знакомство самостоятельно. Плюсов довольно много, а вот минусов я в этом занятии не нашёл. Если вы владеете английским на достаточным уровне, то после первоначального ознакомления ищите информацию на буржуйских сайтах. Вот и всё, что я хотел вам донести. Остальное найдёте по ссылкам. Надеюсь, что какую-нибудь пользу вы извлечете . Желаю удачи в начинаниях! Ссылки:

Отличный русский сайт о мнемонике. Рекомендую.

http://www.mnemonica.ru/ http://brainplanet.ru/ Неплохой ресурс для ознакомления о памяти Память, скорочтение и т.д.

UPD: Перенёс сюда, так как можно экономить время, используя мнемонику)

UPD: по просьбе добавлю ссылки про изучение иностранных слов.

клац

клац клац Еще нашёл отличный сайт: запоминалки. Здесь уже готовые образы.

UPD: Появилось несколько комментариями с претензиями на то, что практической пользы от этого нету, на то, что какой прок от запоминания определенной информации в последовательном изложении. Меня это огорчило. Значит я не смог донести то, что хотел. По поводу «пользы от последовательности»: вы можете запоминать так, как хотите — хоть в последовательности, хоть без. Практическая польза неимоверна: вы учитесь правильно запоминать большие объёмы информации. Еще был комментарий по поводу того, что долго в памяти это не держится. Опять не верно. Всё зависит от вас: какие вы придумаете образы, по какой методике будете запоминать. Прошу забрать свои слова назад тех, которые не изучив этого вопроса более детально, начинают писать здесь о непонимании цели этого занятия: меня это просто повергает в оцепенение. Какая польза от хорошо настроенной памяти? Еще был комментарий про то, что «запомнив несколько тысяч чисел после запятой Pi, люди могу забыть снять штаны в туалете» — к вашему сведению эти люди в старости держаться очень хорошо: практически не страдают синдромом Альцгеймера, не имею шизофрении т.д., в отличие от большинства 80-90-летних стариков. Извините, просто неприятно читать такого рода необоснованные комментарии.

Теги:
  • Мнемоника
  • память
  • информация
  • хобби.

habr.com

Урок 5. Мнемотехники

Мнемотехники (приемы мнемоники) – это специальные методы запоминания определенных видов информации, основанные на особенности человеческой психологии, а также на тех четырех правилах запоминания, которые были даны в предыдущих уроках. Знание и использование специальных мнемотехник позволит лучше запомнить цифровую информацию, специфические тексты и термины, имена, лица и фамилии, иностранные слова, выражения и многое другое. В этом занятии будут разобраны основы мнемоники, а также будут описаны основные приемы и методы запоминания различных типов информации.

Оглавление:

Что такое мнемотехника?

Мнемоника или мнемотехники – это специально разработанные приёмы и способы, облегчающие запоминание определенных типов информации. В некоторых учебниках и курсах авторы используют термин «мнемоника» для обозначения всей совокупности приемов и методов запоминания информации, применяемых для определенных данных, а термин «мнемотехника» трактуется как применение на практике методов, определённых для данной конкретной мнемоники.

Главным принципом любой мнемотехники является замена абстрактных объектов понятиями, имеющими визуальное, аудиальное или реже иное чувственное представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией (построение ассоциаций) для упрощения ее запоминания.

Основные мнемонические приёмы:

Прикладной арсенал современной мнемотехники состоит из большого набора унифицированных приёмов запоминания. Среди основных мнемонических приемов и методов можно выделить следующие:

  • Буквенный код. Образование смысловых фраз из начальных (или целенаправленно присвоенных) букв запоминаемой информации.
  • Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.
  • Рифмы. Создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал.
  • Созвучие. Запоминание терминов или иностранных слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний.
  • Метод римской комнаты. Присвоение запоминаемым объектам отдельных мест в хорошо известной вам комнате.

В данном уроке для удобства обучения все мнемотехники будут разбиты на группы в зависимости от вида информации, которую эти мнемотехники помогают запомнить.

Запоминание цифр и чисел

Описанные ниже методики подойдут для запоминания такой информации, как номера телефонов и автомобилей, исторических дат, математических и естественнонаучных констант и т.п.

Цифробуквенный код. Цифробуквенный код – это одна из самых популярных (и древних) мнемотехник. Эта методика основана на том, что каждой цифре присваивается определенная буква. Для запоминания больших чисел из таких букв составляются слова, словосочетания, предложения или даже небольшие истории.

Работу данной мнемотехники продемонстрируем на примере. Ниже приведен цифробуквенный код, который основан на соответствии между согласными звуками, с которых начинается большинство цифр, и, собственно, самими цифрами от 0 до 9.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 н р («раз») д т ч п ш с в м («много», т.к. «д» уже занята цифрой 2)

Чтобы свободно использовать цифробуквенный код, эту таблицу нужно очень хорошо выучить, ее нужно знать не хуже, чем таблицу умножения. А для того чтобы запомнить любое число, например, 739812, нужно сделать следующее:

  1. Разбить наше число на пары цифр: 73-98-12.
  2. После этого нужно перекодировать цифры в слова: первая согласная в слове это первая цифра двузначного числа, а вторая согласная должна соответствовать второй цифре по цифробуквенному коду. Для числа «73» (буквы «с» и «т») можно составить слова: сет, соты, сто, сито и другие. Для цифр 9 и 8 составим слово МаВр, а для цифр 1 и 2 – РаДуга.
  3. Теперь составленные слова, обозначающие пары цифр, нужно использовать для создания определенной истории, например «СТо МаВров увидели РаДугу».

Пройти тренировку по запоминанию телефонов с использованием мнемотехник:

Метод вешалок или запоминание цифр методом связанных ассоциаций. Метод слов-вешалок основан на зрительных представлениях и позволяет запомнить в правильном порядке перечень, состоящий из любого количества цифр. Для этого вам нужно присвоить каждой цифре десять так называемых слов-вешалок и хорошо запомнить эти слова. А для того чтобы выучить наизусть какое-то число, состоящее из нескольких цифр, нужно увязать образы цифр этого числа с какой-нибудь историей. Например, если присвоить цифре 1 образ спортсмена, а цифре 5 образ школы, то число 15 можно запомнить историей спортсмена, участвующего в школьных соревнованиях.

Совмещение цифр с образами. Этот мнемотехнический прием исходит из того, что у каждой цифры есть форма (то, как она выглядит при написании), и эта форма может напомнить вам очертания каких-нибудь предметов, которые можно использовать в качестве слов-вешалок. Ноль: круг, мяч, солнце. Единица: лом, фонарь, соломинка. И так далее. И как в методе вешалок, при запоминании какого-то числа все его цифры должны быть соединены в какую-то историю.

Метод О'Брайена. Данный мнемонический прием также является модификацией метода вешалок. Доминик О'Брайен предлагает использовать для запоминания чисел образы известных вам людей. Каждой цифре или двузначному числу должна быть присвоена какая-то знаменитость и ее характерное действие. Причем важно хорошо запомнить эти соответствия для каждого числа от 1 до 10 (цифра – персона – действие). Например, присвоим Евгению Плющенко, который занимается фигурным катанием, цифру 1, а актеру Никите Джигурде – цифру 5. Для того чтобы запомнить число 51 по методу Доминика О'Брайена достаточно создать у себя в голове незабываемый образ Джигурды на коньках.

Стоит отметить, что лучше не злоупотреблять использованием описанных выше трех модификаций метода слов-вешалок. Если и применять подобные методики, то лучше выбрать какую-то одну из них, которая кажется вам наиболее удобной. В противном случае вы рискуете запутаться в большом количестве созданных образов и получившихся цепочек ассоциаций.

Если вам нужно запомнить какие-то числа надолго, то для этого можно воспользоваться следующими мнемотехниками:

Ассоциация с другими знакомыми цифрами. Дейл Карнеги советует запоминать даты, ассоциируя их со знаменательными датами, которые вы знаете. Например, легко запомнить, что Куликовская битва состоялась ровно за 600 лет до Летних Олимпийских игр в Москве.

Система Shedd (система Шед). Небольшие числа, например, исторические даты или короткие телефонные номера, можно выучить методом составления специальной фразы, каждое слово в которой находится в строго определенном порядке и имеет число букв, соответствующее запоминаемой цифре. Например, если вы хотите запомнить число 467, то вам нужно придумать фразу, в которой первое слово будет состоять из 4-х букв, второе — из 6-и, а третье слово — из 7-и букв. Так, числу 467 соответствует фраза «слон бегает галопом» (4, 6 и 7 букв соответственно). Ноль в этой системе часто соответствует слову из 10 или любого большего количества букв.

Рифмы. Часто большое количество цифр удобно запоминать при помощи создания рифм или стихотворений. Этот способ подходит, если вам нужно надолго запомнить определенные цифры, имея возможность потратить на это некоторое время. Так можно легко запомнить, какие знаки идут после запятой в числе «Пи».

Запоминание имен и лиц

Очень часто нам необходимо запоминать людей, с которыми мы только познакомились. Все мы обычно склонны хорошо относиться к тем, кто помнит наше имя. Для того чтобы быстро и точно запоминать имена и лица людей, существуют следующие мнемотехники.

Проявить интерес к человеку, немного пообщаться, обращаясь к нему по имени. Здесь работают несколько правил запоминания. Во-первых, вы проявляете интерес к человеку, а также получаете о нем информацию, которая может послужить основой для построения ассоциаций с ним. Во-вторых, вы несколько раз повторяете его имя, что также улучшает запоминание.

Ассоциация с другим хорошо известным вам человеком с таким же именем. Например, многие из нас легко запомнят имя человека, если он является вашим тезкой. Также легко запоминаются имена людей, которые совпадают с именами ваших родителей и хороших знакомых. Но даже если у вас нет знакомых с именем человека, которого нужно запомнить, постарайтесь вспомнить известных личностей с такими же именами: актеров, политиков, музыкантов.

Подбор других модификаций его имени. Например, у имени Александр есть несколько модификаций Саша, Сань, Шура. Как только человек представился, попробуйте про себя назвать несколько модификаций его имени.

Написание имени. Подумайте над тем, как пишется имя человека – представьте себе это визуально. Сколько в этом имени букв? Какая буква первая? Ответы на эти вопросы еще прочнее закрепят образ имени человека в вашем визуальном восприятии. Если есть возможность, вы можете даже написать имя человека на бумаге для усиления восприятия.

Запоминание фамилий. Запоминать фамилии можно, пользуясь мнемоническими приемами, основанными на зрительных ассоциациях. Начинать нужно с поиска мысленной замены или модификации фамилии. Например, моя фамилия Буянов может ассоциироваться с островом Буяном из детских сказок, а также с буйным темпераментом. Затем выбирается какая-то заметная особенность человека, например, черта лица или особенность характера (что больше подходит для фамилии Буянов), которую нужно привязать к выбранной ассоциации фамилии.

Запоминание иностранных языков

Языковые мнемотехники будут полезны для запоминания слов, выражений, грамматических правил, форм глаголов и т.п.

Метод фонетических ассоциаций (МФА). Этот метод появился благодаря тому, что во всех языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. Более того, в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение. Например, слово look (смотреть) можно запомнить, ассоциируя его с похожим по звучанию русским словом «лук». А нарезая «лук», мы не можем «смотреть» на него, так как слезятся глаза.

Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО). Этот мнемонический подход полезен для тех, кто хочет научиться свободно общаться на иностранном языке. Если слова не будут всплывать в вашей памяти автоматически, то вы не сможете бегло говорить на языке. Поэтому, главное не запоминать иностранное слово как перевод родного слова, а сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. Чтобы выучить слово «cup» представьте себе чашку с ручкой, и держа образ в сознании несколько раз произнесите «cup», стараясь не вспоминать слово «чашка».

Тренировка использования мнемотехник

Тренироваться применять все эти мнемотехники можно на 4brain с помощью специальных игр и упражнений:

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Евгений БуяновДмитрий Гераськин← 4 Повторение6 Тренировка памяти →

1Мнемотехники

Page 2

Развитие памяти

Память – это способность, обладающая индивидуальными для каждого человека характеристиками. Но существуют закономерности памяти, универсальные для всех людей. И именно об этих закономерностях пойдет речь в данном онлайн тренинге.

Память – это навык, который является жизненно необходимым для каждого человека. Без нее мы бы никогда не были самими собой, не умели бы разговаривать и вообще не смогли бы мыслить. Но память является не только незаменимым навыком, но и важным элементом нашего образования и интеллекта. Развитие памяти, внимания и мышления часто представляет собой смежные задачи. От того, как развита наша память, напрямую зависят многие наши ментальные характеристики. Например, без памяти не обойдется процесс овладения навыками скорочтения, ораторского мастерства и устного счета. В данном курсе-самоучителе представлены онлайн уроки, направленные на развитие памяти и способности целенаправленного запоминания материала. Среди дополнительных материалов в этом разделе сайта вы сможете найти развивающие игры и упражнения, скачать бесплатные книги и учебники, найти подходящие занятия, школы, курсы и тренинги – все то, что поможет улучшить вашу технику запоминания информации.

Что такое память и запоминание

Память - это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная для сохранения, накапливания и воспроизведения информации (Википедия). Таким образом, под памятью понимается система, состоящая из нескольких элементов:

Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит восприятие новой информации и запись этой информации в общую систему мышления и ассоциативных связей. Ключевой функцией запоминания является создание смысловых связей, как результата работы нашего мышления и интеллекта над содержанием запоминаемого материала. Запоминание - это очень важный процесс памяти, развитию которого будет уделено ключевое внимание в данном тренинге. Однако этот процесс не является единственным.

Хранение - это процесс системного накапливания информации в памяти, включающий переработку и усвоение этой информации. Без хранения информации в памяти невозможно обучение человека, кроме того, именно от этого процесса напрямую зависят такие важнейшие способности, как мышление и речь.

Воспроизведение – это процесс репрезентации и узнавания хранимой в памяти информации, которая также называется воспоминаниями. Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным. В нашем курсе будет уделено особое внимание произвольному (специальному, осознанному) воспроизведению.

Забывание также является процессом памяти, а точнее проблемой ее развития. Потеря возможности воспроизводить выученную информацию может быть частичной (воспроизведение не полностью или с искажением) или полной (невозможность воспроизведения и узнавания). Подробнее о решении проблемы забывания вы узнаете в четвертом уроке данного тренинга.

Особенности памяти человека

Все мы обладаем разной способностью запоминать. Кому-то это дается проще, кому-то сложнее. Кроме того, разные вещи запоминаются нами по-разному. Например, один человек может хорошо запоминать имена людей и черты их лица, но плохо помнить, куда положил какую-то вещь в доме. А другой – наоборот, прекрасно помнит, где что лежит, но не помнит, как зовут его соседа. Одни предпочитают использовать слуховую и музыкальную память, другие - зрительную, а кто-то лучше запоминает тактильные ощущения.

Память – это способность, обладающая индивидуальными для каждого человека характеристиками. Но существуют закономерности памяти, универсальные для всех людей. И именно об этих закономерностях памяти и методах ее развития, а также о техниках и приемах запоминания и пойдет речь в данном онлайн тренинге.

Одним из первых специалистов, кто обратил внимание на проблемы развития памяти человека, был психолог Карл Эмиль Сишор. Он утверждал, что средний человек использует не более 10% своей памяти. Одним из доказательств этого является гипермнезия. Гипермнезия - это патология человека, связанная с повышенной способностью к запоминанию. Люди, имеющие эту патологию, могут помнить дословно и в подробнейших деталях многие вещи. Но особенность заключается в том, что запоминание происходит вне зависимости от желания человека.

Оцените, насколько хорошо вы запоминаете информацию в нашей игре Hostess: знакомьтесь с людьми и сажайте их за свои любимые места, чтобы получить максимальный балл. Вы можете использовать ее и для тренировки.

Методика развития памяти и запоминания

В уроках данного раздела вы сможете найти полезные приемы, правила и техники, направленные на повышение уровня развития памяти и способности целенаправленного запоминания (запоминания нужной вам информации). Методика обучения способам запоминания, используемая на данном сайте, очень проста. Она заключается в системном развитии навыков запоминания по четырем основным направлениям:

Урок 1. Внимание и впечатление. Запоминается лучше то, что нам интересно, на чем мы сконцентрированы. Эти условия запоминания можно тренировать и создавать специально в необходимый момент. Подробнее об этом читайте в первом уроке.

Урок 2. Ассоциации. Ассоциации помогают создать в вашей голове связь между тем, что вы хотите запомнить, и тем, что уже прочно там закрепилось. Правильное использование ассоциаций, о котором написано во втором уроке, поможет вам запоминать больше информации за меньшее время.

Урок 3. Структурирование. Структурирование материала является важнейшим фактором целенаправленного запоминания. Об умении правильно делить информацию, создавать тематические блоки на основе логики и ассоциативного мышления будет сказано в третьем уроке.

Урок 4. Повторение. Память человека является процессом динамическим, со временем что-то забывается. В четвертом уроке будут даны методики повторения, помогающие наилучшему запоминанию информации.

А также для развития способности к запоминанию информации полезно использовать мнемотехники и специальные приемы и упражнения тренировки памяти:

Урок 5. Мнемотехники. Существует ряд особенностей запоминания определенной информации. Это связано с тем, что иногда есть удобные ассоциации, использование которых в определенных случаях дает сильный эффект для запоминания. Такие способы и рекомендации называются мнемотехниками. Читайте об этом подробнее в пятом уроке.

Урок 6. Тренировка памяти. Несмотря на то что понимание законов человеческой памяти может улучшить запоминание нужной информации, без специальных упражнений сложно достичь высоких результатов. В данном уроке будет рассказано, как можно эффективно тренировать краткосрочную и долгосрочную память.

В результате прохождения уроков, при условии следования всем рекомендациям, а также при правильном выполнении заданий и упражнений, вы овладеете специальным навыком целенаправленного запоминания большого количества любой информации. А выполнив предложенные упражнения, вы сможете существенно повысить возможности вашей памяти.

Игры и упражнения

Также в рамках данного тренинга вы найдете полезные игры и головоломки, которые помогут вам развивать вашу память. Ведь, как уже было сказано выше, хорошо запоминается то, что нам интересно. А что может лучше пробудить в нас интерес, разжечь в нас азарт, чем игры и состязания?

Среди этих игр:

Полезные материалы

Кроме того, в данном разделе будет представлена и другая необходимая информация для совершенствования вашей техники запоминания.

Желаем вам успехов в развитии памяти!

Евгений БуяновДмитрий Гераськин

1Мнемотехники

4brain.ru

Несколько слов об истории мнемоники

Несколько слов об истории мнемоникиgansegFebruary 27th, 2011По преданию автором первой мнемотехнической системы был древнегреческий поэт Симонид из Кранона (558 — 469 гг. до н. э.). Однажды, согласно легенде, Симонида пригласил на пир богач Скопий. Когда гости уже сидели за столом, слуга доложил, что поэта ожидает человек. Симонид вышел из помещения, но никого не нашел. В этот момент в комнате, где происходило пиршество, обрушился потолок, хозяин и все гости были убиты. Когда пришли родственники, оказалось, что тела погибших столь обезображены, что никого из них невозможно узнать. Тогда Симонид начал вспоминать, в каком порядке сидели пирующие за столом. Таким образом по месту, ими занимаемому, он смог определить каждого погибшего. Это дало ему ключ к открытию закона, согласно которому по месту расположения предметов можно восстановить их образы.После этого Симонид специально занялся искусством запоминания. Он изобрел особый мнемотехнический город. Город состоял из нескольких районов — для хронологии, географических названий, имен, практической жизни и т. д. Каждый район состоял из 10 домов, в которых было по 100 комнат, В каждой комнате находились живые существа, которым вверялась на хранение запоминаемая информация. Расположение домов на улицах воображаемого города, внутреннее устройство домов, образы комнат и живых существ нужно было очень ярко представить и запомнить. Этим искусством Симонид овладел настолько хорошо, что чувствовал себя в этом мнемотехническом городе, как у себя дома.Подобными методами широко пользовались древние ораторы и философы: Пифагор, Цицерон, Плутарх, Сократ, Квинтилиан. Описанию мнемотехнических систем был посвящен не сохранившийся труд Аристотеля «Мнемоникон». Среди ораторов и богословов был очень популярен так называемый «метод мест», позволяющий запоминать большие объемы информации в определенной последовательности. Ведь ни один древний оратор не выступал перед публикой с конспектом в руках. А для богословских споров необходимо было знание наизусть многих мест из Священного Писания. Требовалось иногда указать точно, в какой книге, главе и т. д. находится цитируемое место. По «методу мест» запоминаемые имена, факты и т. д. привязывались в определенной последовательности к знакомым предметам, например, к интерьеру своего жилища или домам на знакомой улице. Вспоминая, нужно было мысленно пройти мимо стен по комнатам своего дома и «снимать» с тех или иных деталей интерьера нужные сведения. В Древнем Риме для запоминания последовательности мест применялась карта звездного неба, ряды созвездий и небесных знаков.Взлет популярности мнемоники пришелся на средние века. В это время список мнемотехнической литературы значительно расширился. По средневековым городам путешествовали знаменитые мнемотехники, демонстрируя свое искусство и «обращая в свою веру» все новых и новых последователей. Мнемонику почтили своим вниманием многие великие люди того времени. Несколько статей о мнемонике под общим названием «Агсапит» («Тайна») написал Лейбниц. Изложению некоторых искусственных приемов запоминания посвящены труды Фрэнсиса Бэкона «Совершенствование обучения», Раймунда Луллия «Великое искусство». Известен интерес к мнемотехнике Джордано Бруно, Шекспира, Канта, Фомы Аквинского и многих других. Так, в широко известном театре Шекспира «Глобус» многие актеры в своих выступлениях пользовались изощренными мнемотехническими системами. Театр Шекспира даже называли «Театром Памяти».Среди наиболее известных профессиональных мнемотехников Европы того времени можно назвать имена Ламберта Шенкеля, Мартина Зоммера, Петра Равенского, Лаврентия Фриза. Особой популярностью пользовалось сочинение последнего «Краткое наставление о том, как можно удивительным образом усилить память», вышедшее в 1525 году.В XVII и XVIII веках мнемоника широко распространилась в Великобритании. Обучение ей вводилось в школе. Сохранилось большое количество книг, написанных Рихардом Греем, Карлом Духетом, аббатом Грегором фон Фейнэглем. Последний упоминается Байроном в «Дон Жуане» (II глава I песни):«Память ее была неистощима, как родник, Мнемонические лекции Фейнэгля Были бы ей решительно не нужны»

В России мнемоникой увлеклись в XIX веке. На рубеже XIX и XX веков существовали многочисленные школы мнемоники, заочные курсы, учителя которых обещали своим ученикам фантастические результаты. Перед I мировой войной в Петербурге был даже открыт Мнемотехнический институт. Издавались многочисленные книги с многообещающими названиями (см. указатель литературы). Некоторые советы авторов этих книг по сегодняшним меркам выглядят весьма наивно. Однако в целом все излагающиеся в них приемы по существу повторяют первые мнемотехнические опыты древности. И главное их отличие — ориентация на запоминание больших объемов информации, что связано со значительной предварительной работой по «построению» мнемотехнических городов и т. д. При этом рациональные методы нередко игнорируются. Современному читателю вряд ли нужны громоздкие мнемотехнические конструкции. «Мозг сумасшедшего, — писал проф. Г. И. Челпанов, — должно быть, не имеет такого ужасного вида, как мозг человека, постоянного занимающегося мнемоникой»-. Между тем простейшие искусственные приемы запоминания, опирающиеся на те же принципы, что и классические мнемотехнические системы, мы можем с пользой применять и сегодня — как вспомогательное средство, усиливающее рациональное и механическое запоминание.

ganseg.livejournal.com


Смотрите также

 Поиск



Любое использование материалов с сайта разрешено только при наличии гиперссылки на источник материала.