| Регистрация | Вход
  Красота и здоровье  |  Мода и стиль  |  Дом и семья  |  Отношения  |  Материнство  |  Дети   |  Кулинария  |  Женский клуб



 В женском клубе:

 Опрос

Ваш возраст
Всего ответов: 270


 Новые статьи
Проблемы, которые могут возникнуть без шапки
Как управлять состоянием своего организма
Ищу суррогатную маму без посредников
Покупаем духи
Турмалин спасет Ваши суставы!
Кожаная мужская сумка должна быть удобной
Детская декоративная косметика
Гироборды и сегвеи для вашего ребенка
Чистка украшений
Как правильно завязывать шнурки на беговых кроссовках
Как встретить Новый год?
Когда дело доходит до свадьбы...
Работа, учёба и дом... Как всё успеть?
Победить осеннюю хандру...
Простые правила дружбы
Тренажёр – лучший друг здоровья
Понять мужа... Понять жену... Понять друг друга...
Детский садик или дом?
Работать или нет?
Забеременеть с помощью… пиявки

Когда появились первые оздоровительные лагеря


История появления детских лагерей

Мы уверены, что детские лагеря были всегда. А между тем история их не такая уж и долгая. Узнаем, как все начиналось.  

Как все начиналось

Год основания первого детского лагеря – 1876. Произошло это в Швейцарии, а новатором стал пастор Герман Уолтер Бион. Благодаря ему дети ездили в Альпы и учились строительству домов – шалашей, запускам воздушных змеев и пению песен.

Из Цюриха пастор постоянно забирал детей в деревню. Так, первопроходцами в лагере стали 68 детей вместе со своими родителями-добровольцами. Именно они стали первыми воспитателями.

Тогда в лагерях были некомфортные условия. Девочек на ночь забирали деревенские семьи, а вот мальчикам приходилось спать в сене. У детей были не только развлечения, они выполняли и бытовые поручения, забирались сбором цветов и плодов. После окончания этой «смены» пастором было замечено, что у детей по возвращении вид был более здоровым: благодаря свежему воздуху и физической активности они чувствовали себя лучше. Тогда пастор решил организовывать такие лагеря каждый день и позже этот опыт переняли в соседней Франции.

До Северной Америки такой вариант отдыха детей дошел в 1880-годах. Такие лагеря были частными, отдыхать в них могли только отпрыски из богатых семей. Одного десятилетия было достаточно для развития очень большой популярности. Для строительства лагерей были выбраны практически непроходимые леса Новой Англии – там детям были неведомы соблазны больших городов.

В те времена старались преподнести нарочитую простоту, но внутри лагерей жизнь была совсем разной. В зданиях, построенных из необработанной древесины, можно было питаться простой едой из жестяных мисок или экзотическими китайскими блюдами, приготовленными специально приглашенным поваром.

Теперь лагерей стало достаточно много и детей на отдых могли отправить семейства, имеющие средний и низкий доход.

В 1885 году был организован первый лагерь, схожий с военным. Через пятнадцать лет в нем отдыхали 5000 мальчиков, а еще полтора десятка лет спустя – почти в пять раз больше. В таких лагерях отсутствовала элитность: дети ночевали в палатках в спальных мешках. Импровизированный плац использовался для занятий гимнастикой и утренних построений. С течением времени девочки тоже получили возможность посещать подобные заведения.

В середине 1930-х годов на территории США существовало порядка трехсот лагерей для скаутов. Мальчики и девочки обучались гимнастике, плаванию, методам выживания в дикой природе и декоративно – прикладному искусству.

По вечерам все дети собирались около костра: раздавались песни, звучали истории, показывались представления. Здесь же происходило открытие и закрытие сезона, — как и в пионерских лагерях, знакомых еще нашим бабушкам.

Советские лагеря

Что касается России, точкой отсчета истории летних лагерей можно считать 1925 год, когда был основан Артек. О том, что дети летом должны находиться в лагере для того, чтобы отдохнуть и оздоровиться, первым заговорил Зиновий Соловьев. Благодаря ему Артек стал первым лагерем – санаторием. Когда стали появляться другие лагеря, основной их направленностью стало военно-патриотическое и спортивное воспитание. Для того, чтобы стать вожатым, нужно было пройти тщательный отбор.

В те годы в СССР стремительно развивалось пионерское движение и поэтому пионерских лагерей становилось все больше. Тогда основным ориентиром стали скаутские лагеря, но советские дети после войны и голода физически не справлялись со спартанскими условиями.

Зиновий Соловьев с соратниками считали, что нужно развивать не только детские поликлиники, но и комплексные оздоровительно – воспитательные учреждения для детей, в которых будут учитываться их состояние здоровья и особенности возраста. Многие медики противоборствовали Соловьеву, аргументируя тем, что дети нуждаются в щадящем режиме. Для решения этой проблемы и был создан «Артек».

Педагогические технологии

До начала 30-х годов прошлого столетия в лагерях вырабатывались правила внутреннего распорядка. Особое внимание уделялось оздоровлению, детям прививались навыки гигиены. Вожатые выполняли функцию воспитателей. Они приезжали с ребятами и покидали лагерь вместе с ними. В то время в лагерях отсутствовали штатные работники, а если и были – то в очень небольшом количестве.

В те времена проводились не только политико-воспитательные мероприятия, дети ходили в походы, проводили встречи у костра, общались с интересными людьми. Уже позже лагеря обзавелись штатными отрядными вожатыми, физруками, методистами и т.д.

Ближе к 1940-м годам главенствовала идеологическая направленность. Тогда страна переживала немало, что отражалось на событиях в лагерях и отрядах. В те годы все также приветствовались спортивные занятия, гигиена, туризм.

В годы Великой отечественной войны дети забыли об отдыхе. Вместо оздоровления они занимались работой: помощью в госпиталях, работой на станках, сбором металла, трав, ягод и грибов, строительством самолетов и танков.

После войны была сделана попытка восстановить все. Выполнялась не только оздоровительная работа, но и объединение школьников с помощью спорта, сборов, фестивалей, художественной самодеятельности.

1945 год – начало предъявления особого внимания к работе пионервожатых. Они подчинялись методическим пособиям.  А вот в 60-х годах прошлого столетия, об оздоровительной работе подзабыли… Теперь проводилась работа воспитательная. Так продолжалось до конца 90-х.

В те годы многие лагеря прекратили свое существование, а те, что остались, выживали, как могли. У некоторых предприятий остались средства для поддержания финансирования, поэтому лагеря продолжали свою работу.

Основное отличие современных детских лагерей – направление. Теперь в них реализуются познавательные интересы детей.

4506 просмотров

riocamp.ru

Пионерские лагеря: тогда и сейчас

Тем, кому за 40, объяснять, что такое пионерский лагерь не нужно — эти люди знакомы с подобным видом летнего отдыха и с соответствующими традициями не понаслышке. А вот молодым родителям будет полезно узнать, что же кроется за этим понятием.

Пионерские лагеря в Советской России: в здоровом теле — здоровый дух

В истории нашей страны пионерское движение, созданное по образцу скаутского, в процессе своего развития претерпело значительные изменения: роль скаутинга в нем постоянно падала, что хорошо прослеживается в ходе эволюции пионерского лагеря от типа спортивно-туристического палаточного комплекса к типу санаторного. По факту пионерские лагеря - это отдельная субкультура. Чтобы это понять, необходимо заглянуть в прошлое.

История возникновения и развития

Первые пионерские лагеря появились в нашей стране еще в начале 1920-х годов на базе пионерских отрядов. Городские пионеры выезжали во время каникул вместе с вожатым за город. Там они жили в скромных условиях, обычно в палатках, но при этом большое внимание уделялось спорту и военно-патриотическому воспитанию. Кроме того, юные строители коммунизма помогали по хозяйству местным жителям, работали в близлежащих колхозах и совхозах: собирали картошку, боронили землю. Пионерские костры, патриотические песни, марши под звуки горна и барабана — без этого не обходился ни один лагерь.

С годами концепция пионерских лагерей развивалась и претерпела значительные изменения. Условия проживания становились все более комфортными, а досуг пионеров — более разнообразным. Пионерская символика в годы развитого социализма (1964–1986 гг.), конечно, никуда не исчезла: по-прежнему утро начиналось с линейки, поднятия флага, в лагерях все так же проводились конкурсы политического плаката, строя и песни, военная игра «Зарница» и прочие подобные мероприятия. Но при этом в каждом лагере появились развивающие и творческие кружки, команды КВН, стали проводится кинопоказы, вечерние танцы. Лагерь перестал быть сугубо идеологическим объектом. Напротив, пионерские лагеря для многих советских детей и подростков стали любимым местом проведения долгожданных летних каникул, местом, куда хочется вернуться, чтобы снова встретиться с друзьями и вожатыми.

Справка «Зарница» представляла собой имитацию боевых действий, похожую на военные учения. В ходе игры пионеры делились на команды и соревновались в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами. Аналогом «Зарницы», проводимым для старшеклассников, была военно-спортивная игра «Орленок».
Задачи пионерлагерей

Идеологическая составляющая в пионерских лагерях была неотъемлемой частью работы педагогического коллектива. Но при этом акцент делался на том, что пионер — это лучший гражданин своего государства, что пионерский галстук нужно носить с гордостью, быть достойным продолжателем дел своих отцов и дедов. Также большое внимание уделялось дисциплине, дети и подростки учились жить в коллективе, быть внимательными друг к другу, помогать младшим. Согласитесь, такие лозунги, как «Пионер — всем ребятам пример» или «С пионерским звонким маршем мы идем на помощь старшим», способствуют развитию лучших качеств в маленьком человеке и воспитывают его.

Еще одна важная задача пионерских лагерей раннего и позднего социализма — это оздоровление. Не случайно детские лагеря строились вдали от шумных городов, в окружении лесов, на берегах живописных водоемов. Утром все ребята вместе с взрослыми выходили на зарядку. В течение смены проводились соревнования по футболу, пионерболу, настольному теннису и другим видам спорта. Плавание в водоемах и бассейнах тоже было регулярным, и в этих заплывах участвовали все члены отряда. Если лагерь был более благоустроенным, то в нем имелась возможность всем отрядом оседлать велосипеды и отправиться на велопробег. Солнечно-воздушные ванны и водные процедуры были частью обязательной оздоровительной программы.

Организация работы

В пионерские лагеря съезжались дети в возрасте от 7-ми до 15-ти лет. Отряды формировались по возрастному принципу. В среднем в каждом отряде было 30 человек, при равном количестве девочек и мальчиков. Во главе каждого отряда было двое вожатых: юноша и девушка. Как правило, это были студенты педагогических вузов, но нередко и учащиеся других институтов и университетов стремились отправиться летом поработать в лагере вожатым. Впрочем, вожатым мог стать и сотрудник предприятия, которому принадлежал лагерь. Зарплату, конечно, нельзя было назвать престижной, но энтузиастов она вполне устраивала. Прежде чем приступить к работе, вожатые обязательно проходили специальные курсы или отправлялись на недельный инструктаж в спецлагерь.

Первое время каждый отряд занимал отдельный одноэтажный деревянный домик, где все девочки спали в одной спальне, а мальчики — в другой. Позже стали строить благоустроенные корпуса со спальнями на 4–6-х человек.

Смена длилась 24 дня, за лето проводилось 3 смены с пересменком в 3 дня.

Многодетным и малоимущим семьям, а также матерям-одиночкам путевки в летний пионерский лагерь предоставлялись бесплатно от профкомов предприятий и организаций, где они работали. Все остальные сотрудники покупали путевки по цене, которую устанавливал профсоюз. Заметим, что цены на путевки были доступными и не наносили серьезного удара по семейному бюджету. Однако довольно часто количество желающих получить направление на отдых в летний лагерь превышало число имеющихся путевок.

Самые популярные советские пионерские лагеря

В окрестностях каждого города были свои летние лагеря, занимавшие обширную ухоженную территорию. Наиболее популярными считались названия:

  • «Звездочка»;
  • «Дружба»;
  • «Солнечный»;
  • «Заря»;
  • «Восход»;
  • «Алые паруса»;
  • «Огонек».

Они работали каждое лето, встречались почти в любом регионе и были очень похожи друг на друга.

Но было два лагеря, о которых знал каждый советский школьник: «Артек» и «Орленок». Первый находится на южном берегу Крыма, в Гурзуфе. Это знаменитая здравница, принимавшая не только советских пионеров, но и их зарубежных сверстников. Первоначально «Артек» был небольшим летним палаточным лагерем. Когда 16 июня 1925 года приехала первая смена, то их ждали четыре большие брезентовые палатки. И только с 1960 года начали строить «Большой Артек» по проекту архитектора А. Полянского. Всероссийский лагерь «Орленок» также расположен на берегу Черного моря — в 45-ти километрах от Туапсе. Он был построен после того, как остров Крым отошел к Украинской ССР. Многие вожатые из «Артека» работали в «Орленке» и делились опытом и знаниями с новым поколением вожатых. К тому же смены в этих лагерях были не только летние: ребята приезжали туда и в холодное время года, но без ущерба для учебы — они имели там возможность посещать школьные уроки.

«Артек» и «Орленок» действуют и поныне, сохранив свои лучшие традиции.

Кстати В состав «Орленка» входят девять лагерей, каждый из которых имеет свое название. Это летние лагеря: «Комсомольский», «Дозорный», «Олимпийский летний», «Солнышко», и круглогодичные — «Солнечный», «Звёздный», «Стремительный», «Штормовой», «Олимпийский зимний».

Детские лагеря в переходный период: из 90-х в 2000-е

В 1991 году советский строй рухнул, а вместе с ним кануло в прошлое все то, что казалось привычным и неизменным в советском образе жизни. Что же стало с лагерями?

Многие предприятия закрылись, а, значит, их ведомственные пионерские лагеря лишились финансирования. Поэтому картины разрушенных лагерей с запущенной территорией, покосившимися пионерскими штандартами, рухнувшими беседками и лишенными окон корпусами стали все чаще встречаться в загородных пейзажах в 1990-е годы. Большинство лагерей так и остались заброшенными. В Подмосковье таких несколько десятков. Точной статистики в этой сфере нет, однако волонтерский проект «Каталог заброшенных пионерских и оздоровительных лагерей» дает информацию о существовании более 470 подобных объектов в разных точках нашей страны.

Однако некоторые лагеря смогли перейти на хозрасчет, самофинансирование или кооперативную основу. Так началось зарождение коммерческой основы детского отдыха. Кроме того, часть лагерей выкупили туристические фирмы и превратили их в современные оздоровительные учреждения, сделав акцент на легком развлекательном отдыхе для детей или родителей с детьми.

Летний пионерский лагерь сегодня: воскрешение традиций детского оздоровительного отдыха

Однако первые шаги к восстановлению лучших традиций советского наследия сделаны, а значит, есть надежда, что загородный отдыха для детей с каждым годом будет становиться все более доступным.

Выход из кризиса

Переход детских лагерей в частные руки позволил руководству самостоятельно решать, на что потратить деньги и как сделать лагерь более привлекательным. Администрация сама формирует контент лагеря, его педагогический коллектив, расставляет приоритеты. И если раньше все лагеря были похожи друг на друга, то теперь с уверенностью можно сказать, что каждый детский летний оздоровительный лагерь стремиться обрести свое лицо, стать неповторимым и уникальным.

Количество детских оздоровительных лагерей в современной России

Сегодня на территории нашей страны действует свыше двух тысяч детских летних лагерей. При этом около сорока лагерей расположены на территории Подмосковья.

Задачи современных пионерлагерей

Современные лагеря летнего отдыха отдаленно напоминают своих советских предшественников. Да, они тоже учат дружбе и взаимовыручке, но главная их направленность — оздоровление и развитие школьников. Оторвать детей от экранов телевизоров, компьютеров и смартфонов, научить их смотреть на мир вокруг, дать необходимые для взаимодействия с коллективом знания, умения, навыки и познакомить с новыми людьми — вот какие задачи ставят перед собой организаторы современных лагерей.

Организация отдыха в современных лагерях

Сегодняшние летние лагеря могут быть как сугубо оздоровительными, так и иметь определенную направленность: спортивный лагерь, творческий лагерь, лагерь с изучением иностранного языка, лагерь, реализующий авторскую педагогическую методику, и т.д. Разумеется, условия проживания и техническая оснащенность современных лагерей отличаются в лучшую сторону по сравнению с прошлым. Кроме того, если раньше путевки приходилось ждать на предприятиях, заранее писать заявление, и при этом не было гарантии, что их хватит на всех желающих, то теперь можно свободно купить путевку в любой детский оздоровительный лагерь.

Таким образом, сегодня организовать летний отдых для ребенка в оздоровительном лагере не проблема. Главное — определиться, лагерь какой направленности больше подойдет вашему ребенку. Однако, чтобы выбрать подходящий лагерь на конкретный период, позаботиться об этом следует заранее.

www.eg.ru

Кто и когда в СССР придумал пионерские лагеря?

 Советский пионерский лагерь - как это было?

Самое любимое время для советского школьника – это конец учебного года! Не успеет в школе отзвенеть Последний звонок, как портфель уже задвинут в кладовку, школьная форма помещена в шкаф.

Единственный атрибут школьной формы, который оставался на виду – это, конечно, пионерский красный галстук, ведь без него в пионерском лагере делать нечего!

 Родители, имевшие ребёнка в возрасте 7-15 лет, получали на предприятии путёвку в пионерский лагерь. Стоимость путёвки на 21 день составляла 9-12 рублей, это 10% от её общей стоимости, остальное оплачивал профсоюз. И вот заветный кусочек мелованной бумаги, пахнущий типографской краской, лежит на видном месте, медкомиссия пройдена, чемодан собран, культовый одеколон «Гвоздика», якобы отгоняющий комаров, не забыт, как не забыта и болгарская зубная паста «Поморин». И в день отъезда в лагерь деточка просыпается раньше всех, торопит старших, терпеливо переносит процедуру оформления в отряд, потихоньку приглядываясь к будущим друзьям, и, наконец, дети и вожатые размещаются в вагонах или автобусах. Вперёд, к новым приключениям и открытиям, к самостоятельной жизни без родителей и бабушек с дедушками, дежурству в столовой и пионерским линейкам с песнями и речёвками!

Первые пионерские лагеря в СССР появились в начале 20-х годов.

Всем известный «Артек» был организован в 1925 году в Крыму как лагерь для лечения детей, больных туберкулёзом. Его основателем был председатель Российского общества Красного Креста Зиновий Петрович Соловьёв. Позже этот лагерь стал всесоюзной детской здравницей, в которой отдыхали не только советские дети, но и дети из дружественных стран. Пионерские лагеря организовывались повсеместно, перед распадом СССР их насчитывалось около 40 тысяч. Конечно, лагеря отличались и месторасположением, и уровнем комфорта, и количеством отрядов.

Пионерские лагеря на Черноморском и Азовском побережьях были либо всесоюзными, либо республиканскими («Молодая гвардия» в Одессе был Украинским республиканским лагерем), либо принадлежали крупным и богатым предприятиям, которые имели достаточно средств, чтобы содержать корпуса, инфраструктуру, обеспечивать хорошее питание и отдых детей.

 Но, чаще всего дети отдыхали в загородных лагерях, расположенных в лесных районах, недалеко от чистых рек или озёр, вдали от трасс и промышленных предприятий, вдали от болот.

Пионерские лагеря организовывались и в городах, при школах и ЖЭКах, но это был не самый лучший вид отдыха, днём детвора находится в той же школе или недалеко от дома на площадке ЖЭКа, а вечером отправляется по домам, чтобы снова поутру прийти в школу или на площадку.

Мечта многих пионеров – отдых в «Артеке», «Орлёнке» или «Молодой гвардии».

 Но получить заветную путёвку было очень непросто! Отдых там был наградой за отличную учёбу и активное участие в общественной жизни, за совершённый подвиг или другой заметный и значимый поступок.

Для чего же создавались пионерские лагеря?

В первую очередь, конечно, для оздоровления и отдыха детей рабочих и служащих. Во-вторых – для воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и коллективизма, ведь в Советском Союзе воспитание детей не было пущено на самотёк. Октябрята, пионеры, комсомольцы – вот этапы, которые должны были пройти будущие коммунисты, а кроме того, советский человек должен быть здоров, чтобы защищать Родину, а впоследствии - рожать здоровых детей, да к тому же больной человек – плохой работник. Но детям до политики партии, конечно, не было никакого дела.

Они совершенно искренне пели «Взвейтесь кострами» или «Встань пораньше», участвовали в спортивных соревнованиях, купались и загорали, ждали родительский день, а когда в конце смены получали похвальные грамоты, то были совершенно уверены в том, что сумели в чём-то превзойти других. А родители за своих детей не особенно и переживали, они знали, что вожатые и воспитатели - люди хорошие и, очень часто, работники родного предприятия.

С развалом Союза произошёл развал во всех областях такой привычной прежде жизни. Пионерскую организацию отменили, предприятия и люди, работавшие на них, были поставлены на грань выживания, и тут уж не до организованного летнего отдыха детей. Цинизм и прагматичность стали новой идеологией. Оздоровительных лагерей осталось очень мало, большинство пребывают в запустении. Поэтому летний отдых сегодняшних детей напрямую зависит от толщины кошелька их родителей. А государству до детей дела нет, оно подождёт, пока дети вырастут и станут налогоплательщиками.

ussrvopros.ru

История развития детских лагерей и детского отдыха

Уважаемые друзья! Давайте начнем наше общение с рассказа об истории появления и развития детских лагерей, как одного из видов детского отдыха.

Впервые организовать досуг детей в летнее время решил отставной английский полковник Баден Пауэль, тщательно отобрав 20 мальчиков из обеспеченных привилегированных семей. Он вывез их на остров близ Лондона. Здесь в течение двух недель Пауэль учил ребят правилам бивачной жизни, а также навыкам разведчика-следопыта. Подобные этому бойскаутские лагеря, а также летние дачи получили на Западе большое распространение, они существуют и поныне.

В начале двадцатых годов XX века в медицинских кругах и правительственных инстанциях развернулась острая дискуссия по поводу создания государственной системы детского отдыха. Инициатором и теоретиком этого направления в советском здравоохранении был первый замнаркома здравоохранения СССР, З.П.Соловьёв. В его деятельности дети занимали особое место. Не по служебной обязанности, а по душевной потребности брал он на себя нелёгкую заботу о здоровье детей и подростков. По его инициативе сразу же по окончании гражданской войны в СССР стала создаваться разветвленная сеть детских оздоровительных учреждений. Венцом его деятельности в этом направлении стал «Артек» – Всесоюзная экспериментальная детская здравница нового типа.

С развитием пионерского движения в Советском Союзе сеть летних пионерских лагерей неудержимо росла. Их организаторы строили свою работу путём проб и ошибок, часто серьёзных и опасных для здоровья и жизни детей. Был опыт организации летних скаутских лагерей, но для детей с ослабленным здоровьем, и тем более больных, переживших первую мировую и гражданскую войны, послевоенную разруху, голод, эпидемии опасных заболеваний, «спартанское» воспитание скаутов не подходило. Необходимы были совершенно иные подходы к строительству детского отдыха. За решение этой задачи взялись З.П.Соловьёв и его единомышленники. Они, в отличие от многих медицинских авторитетов того времени, считали, что детский отдых в стране нужно строить на совершенно новых основах. Наряду с чисто лечебными детскими учреждениями – поликлиниками, больницами и амбулаториями, следящими за здоровьем детей, необходимо было создавать комплексные детские оздоровительно-воспитательные учреждения: летние пионерские лагеря нового типа, санатории, оздоровительные площадки, детские сады, санаторно-лесные школы и другие, где наряду с сугубо оздоровительной работой осуществлять целенаправленную учебно-воспитательную с учётом состояния здоровья и возрастных особенностей детей. Оппоненты Соловьева из числа медиков и даже некоторые педагоги считали его взгляды на данную проблему ошибочными и утверждали, что сочетание таких видов деятельности противоестественно. Оздоровительная работа строится на основе щадящего режима, а воспитательная предполагает неизбежные физические и эмоциональные нагрузки. А это уже противоречие. З.П.Соловьёв считал, что противоречие это мнимое. Разумная, научно-аргументированная учебно-воспитательная работа должна и может способствовать оздоровлению и всестороннему развитию ребёнка. В детских оздоровительных учреждениях без учебно-воспитательной работы обойтись просто невозможно. Вопрос был лишь в том, какой должна быть эта работа, какие цели она преследует, каково её содержание, каков удельный вес её в системе жизнедеятельности здравницы и каковы её конечные результаты.

Чтобы решить эту проблему не теоретически, а практически, нужно было создать экспериментальную базу и на её основе разрабатывать концепции, формы и методы такой деятельности. Подобной базой мог стать пионерский лагерь санаторного типа. С развитием пионерского движения в стране ширилась сеть пионерских лагерей в летнее каникулярное время. И вскоре возникла острая необходимость вооружить работников лагерей методиками организаторской и оздоровительно-воспитательной работы с детьми. Такая экспериментальная база была по инициативе З.П.Соловьёва создана в 1925 году в «Артеке». В статье «Крым – пионерам» Соловьёв писал: «Структура, обстановка и жизнь лагеря должны быть основательно продуманы с точки зрения правильно понимаемой гигиены детского возраста. Вместе с тем в лагере надо найти наиболее жизненные и в то же время не нарушающие его основной оздоровительной задачи формы проявления пионерской самодеятельности...».

В истории педагогических технологий пионерских лагерей можно четко проследить исторические периоды.

В 1925-1930 годы основное внимание в лагерях уделялось выработке правил внутреннего распорядка с акцентом на оздоровительную работу, привитию детям навыков личной и общественной гигиены. Воспитательную работу с детьми осуществляли пионерские вожатые, которые приезжали со своими ребятами и по окончании лагерных смен уезжали вместе с ними. Штатных работников в лагерях практически не было. Наряду с политико-воспитательными мероприятиями значительное место уделялось так называемому краеведению. Дети совершали много туристских походов в ближайшие к лагерю населённые пункты. Проводились также тематические костры и сборы, беседы на актуальные темы, вечера художественной самодеятельности, встречи с интересными людьми. С конца 1920-х годов в лагерях стали работать штатные отрядные вожатые, методисты, физруки, краеведы. Руководство всей воспитательной работой лагеря осуществлял представитель Центрального совета Всесоюзной пионерской организации, который был прикомандирован к лагерю на весь летний сезон.

В 1930-1940-х годах в основе воспитательной работы в лагерях была идеологическая направленность. События, которые переживала страна в этот период, находили отражение в отрядных и лагерных мероприятиях. Это героика строительных будней, война с Финляндией, героические, рекордные дальние перелёты советских лётчиков, освоение Северного ледовитого океана и завоевание Северного полюса, новые научные и технические открытия, достижения в области литературы, искусства, спорта и т.п. По-прежнему в оздоровительной работе значительное место отводилось физкультуре и спорту, туризму, личной и общественной гигиене.  

Великая отечественная война 1941-1945 годов перечеркнула всё то, что годами создавалось, формировалось, нарабатывалось в пионерских лагерях. Большое место в воспитательной работе отводилось шефским мероприятиям в госпиталях, помощи семьям фронтовиков, местным колхозам и совхозам, сбору металлолома, дикорастущих лекарственных трав, грибов, ягод, а также средств на строительство танков и самолётов.

В период с 1945 по 1960 год в основу воспитательной работы были положены традиционные довоенные формы и методы с поправкой на факты и события послевоенных лет. Лагерные слёты, фестивали, сборы, клубная работа, спорт, туризм, техническое творчество, художественная самодеятельность – всё это имело место наряду с оздоровительной работой. Тяготы минувшего отрицательно сказались на состоянии здоровья детей и подростков военной поры. Теперь дети  привлекаются к посильному труду, к самообслуживанию, ведётся работа по формированию навыков активистов-организаторов пионерской работы. С 1945 года особое внимание стали уделять работе пионерских вожатых. Им в помощь был составлен ряд методических пособий. Значительная часть пособий издавалась для руководителей туристско-экскурсионной работы в лагерях.

С 1960 по 1990 год воспитательная работа в лагерях начинает превалировать над оздоровительной. Основное в педагогической работе по-прежнему идеологическое воспитание.

1991-2004 годы. С упразднением Всесоюзной пионерской организации отсутствие руководящих идеологических органов, какими были ЦК ВЛКСМ и ЦС ВПО, возникла насущная необходимость кардинального пересмотра концепции педагогической работы в детских лагерях с учётом новых социально-экономических и политических условий, которые сложились в 90-х годах в России. Необходимо было глубоко проанализировать весь  положительный опыт, который был накоплен за предыдущие десятилетия и, отобрав наиболее целесообразные, эффективные и соответствующие нынешним требованиям формы и методы воспитательной работы, разработать новые, современные, соответствующие духу времени педагогические технологии. В настоящее время предусмотрена педагогическая направленность и содержание воспитательных мероприятий без навязывания идеологической подоплёки. Все педагогические программы направлены на развитие личности ребенка. По-прежнему значительное место в воспитательной работе отводится физической культуре и спорту.

В советское время пионерские лагеря, которые первоначально создавались для подростков 11-13 лет, позволили большей части детей страны отдохнуть вне дома во время школьных каникул, обеспечивали воспитательную, образовательную, оздоровительную и идеологическую работу. По данным «Положения о загородном пионерском лагере» от 1978 года пионерский лагерь считался оздоровительным внешкольным учреждением, организуемым для пионеров и школьников советами и комитетами профсоюзов совместно с предприятиями, учреждениями, организациями на время зимних и летних каникул. На территории Советского Союза организовывалось до 1100 пионерских лагерей и 540 выездных загородных детских садов и яслей.

В связи с реорганизацией пионерской организации в конце 1980-х годов большинство лагерей прекратило свое существование; их финансирование оказалось практически невозможным. Тем не менее, некоторые предприятия нашли способы материально обеспечить свои лагеря и определить педагогическую линию работы. Бывшие пионерские лагеря стали называть детскими оздоровительными лагерями, центрами, комплексами и т.д.

Современные детские оздоровительные лагеря отличаются от создаваемых в советское время пионерских лагерей тем, что направлены на реализацию познавательных интересов личности ребенка через свободный выбор различных форм деятельности, организованный досуг с учетом потребностей различных слоев общества, детских и юношеских организаций различной направленности, с тесным сотрудничеством с предприятиями, организациями, учреждениями науки и культуры.

goldf2.livejournal.com

Особенности детского лагеря в других странах

В современном мире понятия «каникулы» и «детский лагерь» неотделимы друг от друга. Это не удивительно, ведь сегодня любой родитель оценит такую удобную и доступную возможность: оздоровительный и интересный отдых для ребенка от настоящих профессионалов и внушительное количество свободного времени для себя. Разнообразие детских лагерей и профильных смен не может не порадовать: есть и спортивные (футбол, волейбол, гимнастка и чирлидинг), и образовательные (математика, гуманитарные науки), и языковые, и смены общей направленности.

История развития детских лагерей в России

В России тема создания разветвленной сети оздоровительных учреждений для детей и подростков (именно такую цель преследовали изначально лагеря) впервые появилась в 20-х годах ХХ века по инициативе первого замнаркома по здравоохранению СССР З.П. Соловьева. Ускоренному развитию сети детских лагерей способствовало пионерское движение, продвигавшее идеи сплоченности, коллективного труда и патриотического воспитания.

Самые первые лагеря с суровыми «спартанскими» условиями не подходили многим детям, пережившим гражданскую и Первую мировую войну, чье здоровье было серьезно ослаблено голодом, эпидемиями и напряженной психологической атмосферой. Соловьев настаивал на том, чтобы сочетать оздоровительное и учебно-воспитательное направление в создании специализированных учреждений при больницах и поликлиниках. Многие оппоненты из числа педагогов и медиков были категорически против этой идеи, поскольку искренне считали, что оздоровительная деятельность опирается на щадящий режим и мягкий подход к каждому ребенку, а исполнение учебно-воспитательного направления подразумевает обязательные физические нагрузки, строгость и ограничения.

В качестве компромисса и демонстрации гармоничного сочетания всех трех аспектов развития личности Соловьев открыл экспериментальную базу в виде пионерского лагеря санаторного типа.

После Великой Отечественной войны атмосфера народного объединения и направленности на восстановление и воспитание боевого духа внесла свои корректировки и в принципы лагерного воспитания. Посильный физический труд, мощная агитационная работа, развитие в детях лидерских и организаторских качеств, обязательные основы начальной военной подготовки.

Примерно с 60-х годов ХХ века вектор развития снова переходит на оздоровительное направление, воспитание активных социальных и творческих качеств личности.

Детские лагеря за границей

История развития американских лагерей берет свое начало раньше, в конце XIX века. Они предназначались не для детей, которым было необходимо укрепить здоровье, а для юношей из довольно обеспеченных семей. Частные кампусы небольших размеров располагались в лесах, на лоне природы, вдалеке от города. Изначальная цель была в том, чтобы отвлечь юношей от развивавшейся в городских сообществах тенденциях к «феминизму».

В Европу традиции отправлять детей в организованный лагерь пришли из Швейцарии (80-е годы XIX века). Инициатором выступил простой деревенский пастор, который устроил для местных детишек небольшой кемпинг в горах. Там он учил детей строить собственные шалаши, запускать воздушных змеев, делать игрушки из дерева. Он рассказывал им увлекательные истории и библейские притчи у костра, учил различным подвижным играм, сбору целебных трав и ягод. А когда дети вернулись, родители обнаружили, что подобный отдых пошел на пользу: сделал их здоровее, бодрее и самостоятельнее.

Современный Китай не так давно открыл для себя возможности отправлять детей в лагерь во время каникул. Это связано с особенностью национального мышления, с особой почитанием труда и образования: для китайских школьников вполне нормально проводить в школе на занятиях по 8 часов в день. Поэтому китайские лагеря для детей несут не оздоровительную, а больше образовательную направленность. В режиме дня при этом большую часть времени отводят под получение академического образования и серьезных занятий творчеством.

Еще одна интересная особенность в подходе к воспитанию – это отказ от всех медийных гаджетов (смартфоны, плееры, умные часы и прочее), которые дети при заселении сдают своим вожатым. Общение с детьми происходит через администрацию лагеря, а местный фотограф каждый день публикует фотографии детей и их времяпровождения на официальном сайте учреждения.

rpk-svyazist.ru

Детский лагерь - это... Что такое Детский лагерь?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 5 марта 2012.

Детский лагерь — вид детского отдыха, который стабильно пользуется популярностью (cм. также пионерский лагерь, летний лагерь). Для детей любого возраста путёвка в детский лагерь (летом он же — летний лагерь) — это шанс проявить свою самостоятельность, стать взрослее. Традиционно во все мире детские лагеря организовывались на природе, в лесистой местности. Отдыхающие в них ребята совершали пешие походы, сплавы по рекам на байдарках или плотах, а вечерами собирались вокруг костра. В настоящее время популярность таких классических лагерей снизилась: снижение рождаемости, увеличение конкуренции на рынке образовательных программ повлекли за собой резкий рост предлагаемых детскими лагерями программ отдыха. Сегодня детям предлагаются музыкальные и художественные лагеря, теннисные и футбольные, с верховой ездой или лагеря с обучением иностранным языкам или программированию, с углубленным изучением математики или со специальной программой для снижения веса или лагеря для подростков с тренингом лидерских качеств. Есть также летние лагеря с религиозной направленностью и политически ориентированные (например, лагеря с патриотическим воспитанием). В общем сейчас можно найти лагерь с любой, даже самой экзотичной программой (например, с обучением паркуру или дельтапланеризму). Однако широчайший выбор специализаций детских лагерей существенно затрудняет выбор. Вопрос о том, как правильно выбрать лагерь, становится настоящей проблемой.

Детские лагеря рассчитаны на разный возраст: от дошкольников до 18-19-летних девушек и юношей. Основная цель большинства лагерей — образовательное или культурное развитие. В условиях полной безопасности и благоприятной окружающей среды ребята могут почувствовать себя взрослее и самостоятельней, чем дома.

История

В России идея использования пионерских лагерей для отдыха и оздоровления школьников принадлежит Председателю Российского Общества Красного Креста З. П. Соловьёву. Первым таким лагерем нового типа стал открытый в 1925 году лагерь-санаторий в Артеке (будущий ВПЛ «Артек»). Там же, в Артеке в 1927 году впервые была введена штатная должность вожатого и началось комплектование отрядов непосредственно в лагере. Первые лагеря назывались пионерскими отрядами, существовавшими по месту жительства или при крупных предприятиях. Городские пионеры выезжали в лагерь, организованный на один летний сезон, уже сложившимся составом со своим постоянным вожатым. Фактически такой лагерь был продолжением отрядной деятельности в летний период с упором на спортивное и военно-патриотическое воспитание. Часто пионеры оказывали помощь жителям села и вели просветительскую работу среди сельских детей. Пример такого лагеря показан в книге и фильме «Бронзовая птица».

В Европе первый лагерь появился в швейцарских Альпах в 1876 году, когда пастор Бион Hermann Walter Bion создал лагеря отдыха, в которых дети, строили для себя дома-шалаши, пели песни, запускали воздушных змеев и погружались в мир приключенческих игр. Пастор, служивший в рабочем районе Цюриха, решил взять детей рабочих с собой в деревню. В его первом лагере было 68 детей, присмотр над которыми осуществляли их же родители-добровольцы. Взрослых в первом лагере было 10. Лагерь был по-настоящему спартанским: мальчики спали в стогах с сеном, девочек расселили по местным семьям. Дети были заняты домашними делами, но что более важно, они были занятыми в том числе и походами, экскурсиями, сбором плодов и цветов. По возвращении и пастор, и родители отметили, что свежий воздух и физическая активность оказались весьма полезными для здоровья детей. Так что первый опыт понравился, и с тех пор летние лагеря стали организовываться не только в Швейцарии, но и в соседней Франции.

В Северной Америке первые лагеря появились в 80-х годах XIX века. Самые первые детские лагеря были не государственными, а частными, небольшими, для мальчиков старшего возраста. Созданные для детей из элитных семей, они располагались в глухих лесах на севере Новой Англии, как можно дальше от соблазнов большого города и общества, которое уже проявляло «неправильную» тенденцию к феминизации. Затея с каждым годом становилась все популярнее, и в 1890-е годы летних кампусов появилось столько, что даже средний класс и малообеспеченные семьи смогли позволить себе отправлять в них своих мальчиков. Бедняками занимались органы социальной защиты и религиозные организации, а средний класс полностью опекался YMCA — Young Men’s Christian Association (Христианской Ассоциацией Молодых Людей), впоследствии одной из самых крупнейших молодёжных организаций в мире. Основанная в Лондоне в 1844 году Джорджем Вильямсом, в настоящий момент ассоциация насчитывает около 45 млн человек в более чем 130 странах мира. В 1900 году в Санкт-Петербурге была создана и российская YMCA, в ней состояли и поддерживали её известные русские меценаты, учёные и деятели искусства. С 1920 по 1950 гг. детские лагеря переживают настоящий бум. После войны во многих странах на фоне восстановления экономики, появления новых технологий, начинается настоящий бэби бум, в этот период появляется огромное количество специализированных лагерей: лагеря для инвалидов, лагеря с углубленным изучением иностранных языков, музыки и, позднее, компьютерных программ, при том что традиционные лагеря, где основное внимание уделяется спорту, отдыху и разноплановому досугу, отнюдь не теряют своей популярности.

Классификация

По времени деятельности детские лагеря бывают:

  • круглогодичные — работают в течение круглого года
  • сезонные — работают во время летних (летний лагерь), осенних, зимних (например, горнолыжные лагеря) и/или весенних школьных каникул
  • лагерь выходного дня

По месту проведения детские лагеря бывают:

  • стационарные — расположенные на одном и том же месте, в капитальных строениях-корпусах
  • палаточные — могут располагаться в любом месте, где можно разбить несколько больших палаток
  • выездные — лагеря, которые каждый раз арендуют помещения для проведения смены — одно и то же, или разные помещения (базу других лагерей, гостиницы, отдели или базы отдыха) в разных местах

По типу организации детские лагеря бывают:

  • круглосуточные
  • дневные
  • с размещением в семье местных жителей

По содержанию программы пребывания детские лагеря бывают:

  • спортивные
  • языковые (лингвистические)
  • общеоздоровительные
  • лечебно-коррекционные, санаторные
  • культурно-познавательные
  • с психологическими тренингами,например, с тренингом лидерских качеств для подростков.
  • лагеря с учебной программой
  • экологические лагеря
  • лагеря для девочек, школа хороших манер
  • трудовые лагеря
  • художественные лагеря: театральные, кинематографические, музыкальные, цирковые, акробатические, танцевальные, с обучением изобразительному искусству и прочие

Летний лагерь

Летний лагерь — контролируемая программа для детей и/или подростков, проводимых в течение летних месяцев в некоторых странах. Дети и подростки, которые посещают летний лагерь, известны как туристы (походники) и пионеры (дети до 15 лет). Это самый распространённый способ организации детского отдыха в период летних каникул, как в России, так и на Западе.

Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ)

Детские оздоровительные лагеря pасполагаются за городом как на базе стационарных построек, так и на условии походного туристского лагеря. В России деятельность стационарных летних детских лагерей регламентируется документом «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204-03 от 17 марта 2003г», походных — документом «Гигиенические требования к организации режима базовых палаточных лагерей в летний период. (СанПиН).Минздрав России, 2003».

Лагерь отдыха (школьный лагерь дневного пребывания)

Лагеря дневного пребывания располагаются на базе школ и учреждений дополнительного образования. Напоминают детский сад для взрослых детей. Функционирует только в дневное время (как вариант — с утра и только до обеда) В течение дня дети занимаются в различных кружках, секциях, гуляют на школьной площадке, ездят на экскурсии.

В соответствии с Приказом Министерства образования РФ «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха», лагерь с дневным пребыванием — это форма оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с обучающимися общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей с пребыванием обучающихся в дневное время и обязательной организацией их питания.

Детей в лагерь дневного пребывания принимают на основании заявлений родителей, поданных в адрес администрации школы.

Источником финансирования лагерей с дневным пребыванием, как правило, являются средства местного или городского бюджета, либо средства ФСС (Фонда социального страхования), либо родительские средства или спонсорские средства по отдельности или в совокупности.

В случае, если расходы по организации лагеря дневного пребывания берет на себя ФСС, для предоставления места в лагере непременно должно соблюдаться одно условие — один из родителей ребёнка должен работать на предприятии, которое отчисляет взносы в ФСС.

Школы, на базе которых проводятся лагеря дневного пребывания, обязаны разработать «Положение о летнем оздоровительном лагере дневного пребывания», в котором будут четко оговорены степень ответственности администрации школы и персонала лагеря.

Лагерь санаторного типа

Лагеря дневного пребывания располагаются на базе медицинских центров или школ, расположенных вблизи поликлиник. Условия пребывания в таких санаторных лагерях направлены в основном на общее оздоровление детей и профилактику различных заболеваний. Для оформления ребёнка в лагерь санаторного типа необходимо принести из поликлиники выписку из медицинской карты и справку от участкового врача или профильного специалиста (если ребёнок стоит у него на учёте). В начале смены в лагере ребёнка, как правило, осматривает врач и составляет для него индивидуальную программу оздоровления.

Трудовой лагерь

Трудовые лагеря организованы для подростков от 12 до 17 лет. До обеда для детей предусмотрена трудовая деятельность (не более четырёх часов в сутки), после обеда — досуг (культурно-развлекательная программа для детей). Некоторые лагеря заключают договора с различными организациями, испытывающими необходимость в сезонной (летней) работе. По итогам работы (еженедельно или в конце смены) дети получают зарплату, как правило, небольшую, которая, как правило, идёт на частичное покрытие оплаты путёвки в лагерь.

Трудовые лагеря организуются и за рубежом. Их преимущество в том, что приезжающие в них ребята не только могут немного заработать за лето, но и серьёзно подтянуть знание иностранного языка. Есть лагеря, соединяющие эти две цели: по утрам ребята учатся на курсах языка, а во второй половине дня работают. Таким образом, питание и обучение для них бесплатно.

Лагерь выходного дня

Лагерь выходного дня функционирует с вечера в пятницу до вечера воскресения. Но чаще, программа начинается с со второй половины субботы, так как многие дети учатся по субботам. Лагеря обычно проводятся с выездом за город.

Суть термина «лагерь выходного дня» ясна из его названия. Это детский лагерь, что называется, в миниатюре — те же вожатые, отряды, игры и развлечения, только в сжатые сроки.

Продолжительность стандартного лагеря выходного дня обычно составляет не более двух дней. Начинается программа или в пятницу вечером, или в субботу с утра и длится до вечера воскресенья.

Бывают и более длинные лагеря выходного дня, которые, как правило, приурочены к государственным праздникам — к Новому году, 23 февраля, 8 Марта, майским праздникам и т. д. В любом случае, в лагере выходного дня обязательно предусмотрена минимум одна ночевка. Питание, медицинское обслуживание, развлечения — все как в обычном лагере.

Обучающий лагерь

cм. также Летняя школа

Обучающие лагеря бывают трёх видов:

  • для неуспевающих по школьной программе учеников,
  • для ребят, желающих получить дополнительные знания (языковые, исторические, математические),
  • для старшеклассников (подготовительные), которым предстоит определяться с выбором ВУЗа и будущей специальности (маркетинговые, бизнес-школы). В обучающих лагерях у детей в день проходит 2-3 урока, но атмосфера на них достаточно расслабленная и неформальная. После обеда, как правило, у детей культурно-развлекательная программа.

За рубежом также организуются обучающие лагеря или летние школы. Обычно там учатся местные дети, однако их двери открыты и для иностранцев. Иностранцы могут в период летних каникул поучиться по программе средней школы в Европе, могут сдать экзамены для получения аттестата зрелости европейского стандарта.

Спортивный лагерь

Основное направление деятельности — спортивное развитие детей. Спортивные лагеря условно делятся на две группы: для ребят, серьёзно занимающихся определённым видом спорта (как правило, располагаются на базе секций и спортивных школ), и направленные на общее физическое развитие (ОФП) детей (на базе обычных школ). При зачислении в лагерь детей делят на группы не только по возрасту, но и по уровню физической подготовки (подготовленные и новички).

Лагерь актива

Формируется на базе какой-либо зарегистрированной детской организации. И соответственно, работает по планам, утверждённым в данной детской организации. Как варианты — Лидерский лагерь, Коммунарский и т. д. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь так и как просто отдельная лагерная смена.

Семейный лагерь

Формируется на базе какой-либо общины или свободного объединения нескольких семей по интересам, вероисповеданию, территориальному или иному признаку. Поэтому семейный лагерь может быть Спортивным, Христианским, Приморским и т. д. Часто реализуется за счёт того, что родители «в складчину» осуществляют аренду помещения, питание и развлечения для своих детей.

Профильный (тематический) лагерь

Такой лагерь подразумевает чётко определённую направленность деятельности детей. Он работает на базе различных секций и досуговых центров (художественный, автомобильный, компьютерный, военно-патриотический, фото, химический, экологический, натуристский, экстрим лагеря и др.). Как вариант может быть выезд профильной группы в загородный лагерь. В профильных лагерях детей делят на группы не по возрасту, а по увлечениям (профилю) и уровню подготовки. Ребёнок в течение года посещающий какой-то кружок за время каникул может закрепить полученные знания в профильном лагере и не прекращать заниматься любимым делом. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная профильная смена или профильный отряд в лагере.

«Профильный или тематический лагерь — форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми. Проводится как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтёров, летняя профильная школа по различным видам детского творчества в период летних каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся» [журнал «Управление начальной школой»].

Тематические лагеря широко распространены за рубежом: программы разработаны на любой, даже самый взыскательный вкус. Особенно интересны такие лагеря для иностранцев: ведь чтобы выучить иностранный язык совершенно не обязательно сидеть на уроках и повторять грамматику, достаточно попасть в языковую среду. Программы тематических лагерей за рубежом идеальны для тех, кто хочет действительно полного погружения в языковую среду во время активного отдыха.

Размещение

На данный момент все лагеря предлагают три вида размещения: элитное, улучшенное, стандартное. Элитное — по 2-3 человека в комнате, удобства в комнате, телевизор, евроремонт номеров. Улучшенное размещение — 4-5 человек в комнате, удобства на этаже, корпуса отремонтированные, в надлежащем виде. Стандартное размещение — 6-8 человек в больших комнатах, туалеты в корпусах, банно-прачечный комплекс на улице. С одной стороны вдвоем жить всю смену скучновато, веселее в компании, но с другой, когда компания 8 человек, жить становится трудно. В хорошем лагере элитное размещение и не нужно, так как дети приходят в комнаты только спать, а все остальное время занято. Стандартные условия уже не всегда удовлетворяют детей, но опять же, если программа лагеря интересная, душ на улице не окажется проблемой для ребёнка.

В некоторых лагерях, особенно за рубежом, очень часто проживание организуется в семьях местных жителей. Практически весь день дети находятся в дневном лагере, который предлагает учебную, спортивную и культурную программу, а спят в семьях местных жителей, где обычно бывают дети-ровесники. В России почему-то такой способ отдыха не слишком популярен, а зря: изучение языка при таком способе размещения наиболее эффективно.

Питание

Меню, которое Вам могут предоставить в лагере, ничего не отражает. Ведь приготовить можно по разному. Стоит обращать внимание на следующие моменты: есть ли у лагеря собственный пекарь-кондитер, насколько разнообразен рацион в меню, вес порций. Это поможет Вам составить собственное мнение, как администрация относится к вопросу питания. По нормам, питание в нормальном лагере должно быть, как минимум 4-разовое (завтрак, обед, полдник, ужин, иногда второй ужин).

Существует два вида организации питания детей в детском лагере — Шведский стол; Порционный стол. В каждом из этих видов есть свои плюсы и минусы. Шведский стол даёт детям возможность широкого выбора в составлении своего рациона питания, которого нет при порционной организации питания. Но дети, как правило, сами не могут составить набор продуктов необходимый для активно растущего организма, поэтому полезные и менее вкусные блюда будут ими исключены из своего (ребёнка) рациона в детском лагере. При порционной организации питания все меню сбалансировано и отвечает всем стандартам. Как показывает практика, после адаптационного периода дети привыкают к порционному столу. Шведский стол иногда может стать ненужной роскошью, но может использоваться в частных случаях.

Вожатский состав

Следует узнать, где администрация лагеря набирает себе вожатский коллектив, есть несколько способов:

  • Стандартный — наиболее распространённый, лагерь заключает договора с различными педагогическими училищами для принятия у себя на период смены студентов-практикантов, и работа в лагере им засчитывается, как практика. Вожатые могут собираться до смены, а могут прибыть сразу в первый день и начать работать. В данном случае, никто не сможет Вам гарантировать, какие люди будут нести ответственность за Ваших детей. Практиканты бывают разные, и даже администрация понимает, кто есть кто только на смене.
  • Педотряды. Педотряды — это студенческие организации при ВУЗах города, содружество энтузиастов, которые любят профессию вожатый и остаются верны ей на долгое время. Их уровень намного выше, чем у обычных практикантов, так как они постоянно занимаются самообразованием в рамках своего призвания. Пед-отряды в основном собираются летом и работают на базе того лагеря, который согласится принять их. При данном способе формирования педагогического коллектива сюрпризов с неизвестными вожатыми меньше, но все равно не исключает возможности их появления. Так как некоторые педотряды собираются в лагеря, чтобы самим дружной компанией отдохнуть, но такие педотряды долго не работают. У настоящих педотрядов обычно есть собственные сайты, где вы сможете прочитать о тех людях, которые будут работать с Вашими детьми.

Постоянный штат. Пока достаточно редкий способ формирования вожатского коллектива. Его себе могут позволить либо коммерческие программы, либо лагеря постоянного действия. Штат из смены в смену один и тот же, есть возможность узнать о каждом вожатом, прочитать отзывы и т. д. Все вожатые от смены к смене проходят ряд образовательных семинаров и профессионально занимаются работой воспитателя в лагерях.

Вид деятельности

Древний. — Древний, потому что в некоторых лагерях администрация не сильно утруждается придумыванием на каждую смену новых программ, и из года в год лагерь работает по старым, обкатанным программам, и все так же, как 50 лет назад празднуется День Нептуна, по старым программам. В такие лагеря можно съездить один раз, больше — будет неинтересно. А лучше вообще избегать, дети уже не такие как были даже 10 лет назад, и проводить отдых по древним программам неинтересно.

Обычный. — Данные программы берут стандартный костяк — типа КВН, Игра по станциям, Олимпиады. И вожатые просто вносят немного разнообразия в данные программы, изменяя условия задания, придумывая несколько новых. Также, если появляется новая идея, то её обязательно реализуют, но все же инновационность не является главным критерием составления таких программ.

Инновационный — возможен только если штат в лагере постоянный, которому работать по старым программам самим неинтересно. Главным правилом таких программ является «Не повторись!». От смены к смене пытливые умы сочиняют новые легенды, новые игры, новые развлечения. Зачастую это привилегия коммерческих программ, так как именно инновационные придумки составляют главное конкурентное преимущество на рынке детского отдыха.

Также следует обратить внимание, какие занятия будут предлагаться ребёнку:

  • Система клубов по интересам, кружки.
  • Занятия иностранными языками.
  • Спортивные занятия, имеется ли спортивная база для этого и т. д.
  • Культурно-познавательная программа: экскурсии, посещение выставок, музеев.
  • Программа вечерних мероприятий.

В хорошем лагере программа отдыха разработана так, что ребёнок всегда чем-то занят. В этом случае детям скучно не бывает.

Детские лагеря Белоруссии

Основная статья: Детские лагеря Белоруссии

Детские лагеря Белоруссии: пионерские, оздоровительные, труда и отдыха, летние, зимние. Под детским туризмом подразумевается много понятий: например, лагеря отдыха, экскурсионные поездки, спортивные и оздоровительные лагеря, скаутские программы и образовательные курсы. По официальной советской статистике, каждый ребёнок за 10 лет школы ездил в пионерлагерь около пяти раз.

Международный языковой (лингвистический) лагерь

Основная статья: Международный языковой лагерь

Основное направление деятельности международных языковых лагерей — изучение иностранных языков и максимальное погружение в языковую среду. Как правило, такие лагеря устраиваются в той стране, где обучаемый язык признан государственным: французский язык лучше изучать во Франции или франкоязычных частях Швейцарии и Канады; английский — в США, Великобритании и англоязычной части Канады; немецкий — в Германии, Австрии или немецкоязычной части Швейцарии и так далее. Но бывают и исключения: так, например, в Швейцарии работают международные лагеря с английским языком, уже давно завоевавшие популярность во всем мире.

Максимальный эффект от пребывания в таких лагерях получается в том случае, если преподаватели, воспитатели и аниматоры являются носителями языка, а приехавшие на обучение дети — выходцы из самых разных стран, разговаривающие на разных языках: тогда изучаемый язык становится языком общения в лагере.

Христианский летний лагерь

Основная статья: Христианский летний лагерь

Христианские организации нередко организовывают для детей своих прихожан летние лагеря. Они могут представлять собой палаточные лагеря в курортной местности (на берегу моря). Их особенностью являются ежедневные молитвенные собрания с коллективным исполнением песен религиозного содержания. Лекции на религиозные темы. Молодежь привлекается к дежурству на кухне и уборке территории. Категорически запрещается курение, алкоголь, флирт и непослушание. Участие в лагере может иметь символическую плату (на покупку еды)[1].

Примечания

dic.academic.ru

Знаменитые детские пионерские лагеря

«Артек» — самый знаменитый пионерский лагерь СССР и визитная карточка Пионерской организации страны. Расположен на южном берегу Крыма в посёлке Гурзуф.

«Артек» был основан как лагерь-санаторий для детей, страдающих туберкулёзной интоксикацией, по инициативе председателя Российского общества Красного Креста Зиновия Петровича Соловьёва. Впервые о создании детского лагеря в Артеке было объявлено 5 ноября 1924 года на празднике московской пионерии. Деятельное участие в подготовке к открытию лагеря приняли Российское Общество Красного Креста (РОКК), Российский коммунистический союз молодёжи (будущий ВЛКСМ) и Центральное Бюро юных пионеров. Руководил подготовкой лично З. П. Соловьёв. Лагерь был открыт 16 июня 1925 года. На первую смену приехало 80 пионеров из Москвы, Иваново-Вознесенска и Крыма. Первые артековцы жили у самого моря, в четырех брезентовых палатках. В первый год «Артек» за четыре летних смены принял 320 детей. Их разместили в палатках, высоких, светлых, с деревянными полами. Убранство их хотя и состояло из простых деревянных, обтянутых парусиной кроватей, деревянных табуретов и грубых прикроватных столиков, однако все содержалось в большом порядке. Самая лучшая палатка была отведена под изолятор, который стоял от лагеря на приличном расстоянии. Для столовой использовалось место под тентом, где было расставлено шесть обеденных столов и скамейки. И хотя столы были грубо сколочены из теса, их покрывали белоснежными скатертями, а у каждого пионера была салфетка и кольцо для салфетки. Около самого моря, где теперь разбита «костровая» площадь с амфитеатром для гостей, была физкультурная площадка. Здесь же в первые годы зажигались артековские костры.

Через два года на берегу были поставлены лёгкие фанерные домики. А в 1930-е годы, благодаря построенному в верхнем парке зимнему корпусу, «Артек» постепенно был переведён на круглогодичную работу. В 1936 году в «Артеке» прошла смена пионеров-орденоносцев, награждённых правительственными наградами, а в 1937 году лагерь принял детей из охваченной Гражданской войной Испании.В годы Великой Отечественной войны «Артек» был эвакуирован через Москву в Сталинград, а затем — в расположенную в алтайских предгорьях Белокуриху. Там, вместе с ребятами, оказавшимися в начале войны в Крыму, отдыхали и сибирские школьники. Сразу же после освобождения Крыма в апреле 1944 года началось восстановление «Артека». В августе открылась первая послевоенная смена. Через год территория лагеря была увеличена до нынешних размеров.С начала 1960-х годов в лагере производилась реконструкция по проекту А. Т. Полянского. К 1969 году в «Артеке» насчитывалось уже 150 зданий, 3 медицинских центра, школа, киностудия «АртекФильм», 3 плавательных бассейна, стадион на 7 000 мест и детские площадки для различных нужд.В 1930-е годы «Артек» в течение некоторого времени носил имя своего основателя — З. П. Соловьёва. Затем, в 1938 году, Совет народных комиссаров СССР и ЦК ВЛКСМ удовлетворили просьбу пионеров присвоить лагерю имя В. М. Молотова, курировавшего «Артек» в правительстве и часто приезжавшего в лагерь. В 1957 году, накануне 40-й годовщины Октябрьской революции, «Артеку» было присвоено имя В. И. Ленина.

В советские времена путёвка в «Артек» считалась престижной наградой как для советских детей, так и для зарубежных. В пределах одной школы путёвки удостаивались самые лучшие из пионеров по многочисленным показателям (участие в делах пионерской дружины, поведение, успеваемость и т. п.). В дни расцвета ежегодное количество путёвок в «Артек» составляло 27 000. В период между 1925—1969 гг. «Артек» принял 300 000 детей, включая более 13 000 детей из семнадцати зарубежных стран.

Почётными гостями «Артека» в разные годы были Жан-Бедель Бокасса, Леонид Брежнев, Юрий Гагарин, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Никита Хрущёв, Джавахарлал Неру, Отто Шмидт, Лидия Скобликова, Пальмиро Тольятти, Хо Ши Мин, Бенджамин Спок, Михаил Таль, Валентина Терешкова, Лев Яшин. В июле 1983 года «Артек» посетила американская девочка Саманта Смит.Первоначально палаточный городок на берегу моря именовался просто «Детский лагерь в Артеке». Название урочища Артек закрепилось в качестве собственного имени лагеря несколько позже, к 1930 году, когда в верхнем парке был построен первый корпус для круглогодичного приёма детей. Он получил наименование «Верхний лагерь», а палаточный у моря — «Нижний». Третьим артековским лагерем стал в 1937 году «Суук-Су», созданный на базе переданного «Артеку» одноимённого дома отдыха. После Великой Отечественной войны в 1944 году «Артеку» был передан дом отдыха «Колхозная молодёжь», он стал ещё одним лагерем.В 1950-ые годы «Артек» официально считался комплексом нескольких лагерей. Его дирекция именовалась «Управление Всесоюзных пионерских лагерей», а сами лагеря было принято называть по номерам «Лагерь № 1» — «Лагерь № 4».В 1959 году начались работы по воплощению в жизнь проекта так называемого «Большого Артека». В 1961 году на карте «Артека» появилось первое знакомое сегодняшним артековцам название лагеря — «Морской». Он был построен на месте «Нижнего». А вскоре и весь «Артек» принял в общих чертах нынешний вид. Лагерь, построенный на месте «Верхнего», получил название «Горный». По замыслу авторов он должен был состоять из трёх пионерских дружин, каждая из которых размещалась в отдельном большом корпусе. На пустовавшей до этого территории в центре «Артека» был построен новый лагерь «Прибрежный». Он стал самым большим лагерем и объединил 4 дружины. Лагеря «Суук-Су» и «Колхозная молодёжь» серьёзных внешних изменений не претерпели, но получили новые названия: «Лазурный» и «Кипарисный» соответственно. В каждом из них, как и в «Морском», размещалась одна пионерская дружина. Основные работы были завершены к 1964 году. Авторы проекта — группа архитекторов, возглавляемая Анатолием Полянским, в 1967 году были награждены Государственной премией СССР в области архитектуры.

Таким образом, на момент распада СССР «Артек» состоял из 5 лагерей, объединявших 10 дружин: «Морской» (дружина «Морская»), «Горный» (дружины «Алмазная», «Хрустальная», «Янтарная»), «Прибрежный» (дружины «Лесная», «Озёрная», «Полевая», «Речная»), «Лазурный» (дружина «Лазурная») и «Кипарисный» (дружина «Кипарисная»).В 1960-е годы предполагалось, что строительство «Артека» будет продолжено. Группой Полянского были спроектированы лагеря «Солнечный» и «Воздушный», ряд объектов культурного и образовательного назначения, однако этим планам не суждено было сбыться.

Время текло, и за 90 лет существования лагеря многое менялось, и после возвращения Крыма в состав Российской Федерации началось возрождение лагеря, который в прошлые годы даже прекращал свою работу из — за проблем с финансированием. Осенью 2014 года начались работы по благоустройству и капитальному ремонту корпусов, которые за прошлые года пришли в плачевное состояние. Была завезена новая мебель, переоборудована столовая, восстановлены спортивные площадки, отремонтированы бассейны и установлены современные компьютеры.

В 1954 году РСФСР передала Украинской ССР полуостров Крым вместе с крупнейшим пионерским лагерем страны «Артеком». В связи с этим возникла необходимость строительства в РСФСР нового Республиканского пионерского лагеря санаторного типа. 27 марта 1959 года Совет Министров РСФСР принял постановление о строительстве в Краснодарском крае пионерского лагеря санаторного типа «Орленок». В апреле того же года Краснодарский краевой комитет ВЛКСМ объявил его строительство ударной комсомольской стройкой.

12 июля 1960 году на берегу Черного моря, в 45 км от г. Туапсе был открыт Всероссийский пионерский лагерь «Орленок», представлявший собой палаточный городок. Первую смену, длившуюся 45 дней, в нем провели 520 детей со всего Советского Союза. В лагере отдыхали члены пионерских и комсомольских школьных организаций, отличники учебы, победители олимпиад, конкурсов и спортивных соревнований.Территория «Орлёнка» составляет более 300 га и дугообразно вытянута вдоль песчаных пляжей бухты Голубая от безымянного ручья на севере до выдающегося на 300 м в море мыса Гуавга на юге. С запада «Орлёнок» омывается Чёрным морем, а с востока ограничен невысокими лесистыми горами. «Орлёнок» с востока на запад пересекают несколько безымянных ручьёв и речка Пляхо.Первым в «Орленке» заработал пионерский лагерь «Солнечный». В 1961 году сюда прибыла первая иностранная делегация — школьники с Кубы. В том же году в лагере прошел Всесоюзный сбор школьного комсомольского актива, а в 1963 году — первый Всесоюзный сбор юных коммунаров. Тогда же был утвержден значок лагеря. В 1964 году заработала школа «Орленка». Тогда же первых детей принял лагерь «Звездный», через год — «Стремительный», а в 1966 году — «Комсомольский» и «Штормовой». В 1967 году открылась школа пионерских вожатых. В 1972 году заработал лагерь «Дозорный», позднее — «Олимпийский».

В «Орленке» проводились различные фестивали, соревнования, олимпиады, слеты и сборы всесоюзного и всероссийского значения. На международной выставке «Экспо-67» в Монреале (Канада) проект «Орленка» получил Гран-при за «лучшее архитектурно-планировочное решение проекта по классу детского воспитательно-оздоровительного лагеря стационарного типа».С самого начала «Орлёнок» связывали дружеские связи с «Артеком», многие вожатые из «Артека» работали в «Орлёнке», передавая опыт и знания молодому лагерю, но сделали «Орлёнок» неповторимым два события — съезды юных коммунаров. Летом 1962 года «Комсомольская правда» и ЦК ВЛКСМ собрали 50 старшеклассников из различных городов на Первый Всесоюзный Сбор юных коммунаров. В этот отряд пригласили вожатыми трёх «старших друзей» из КЮФ и несколько ребят-«кюфовцев». Летом 1963 года в «Орлёнке» были собраны уже 500 старшеклассников и среди них 50 коммунаров. Результатом этих и многих других смен стал феномен «Орлёнка», неофициально прозванный «Орлятской методикой». Созданная в 1960-х годах группой педагогов вместе с И. П. Ивановым и названная им «методикой коллективно-творческого воспитания», она обобщила опыт коммунарских общин СССР и, успешно выдержав «экзамен на прочность» в условиях школьных коллективов, была приспособлена к условиям всероссийского лагеря.

После распада СССР Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.1992 г. № 1152-р «Орлёнок» из Всероссийского пионерского лагеря был преобразован во Всероссийский детский центр.

В настоящее время в «Орленке» действуют 8 лагерей: четыре круглогодичных и четыре летних. Также на территории центра есть девятиэтажный корпус вожатых, дворец культуры и спорта с плавательным бассейном с морской водой, стадион «Юность», приемный корпус, оформленный красочным панно, гостиница и автогородок.

3Океан

Лагерь «Океан» расположен на берегу Тихого океана, в 35 км от города Владивосток, в бухте Емар.

Постановлением ЦК ВЛКСМ и Совета Министров СССР от 12 мая 1972 года «Об итогах Всесоюзного коммунистического субботника 15 апреля 1972 года» было принято решение о строительстве пионерского лагеря для детей Урала, Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.Из денежных средств, собранных по итогам субботника, на реализацию идеи было выделено пятнадцать миллионов. Группа архитекторов из Ленинграда во главе с Мальковым Игорем Борисовичем разработала проект учреждения. И вот, в январе 1974-го в лесопарковой зоне Владивостока началось строительство комплекса, лагерь объявили Всесоюзной комсомольской стройкой. «Страну детства» прибыли возводить комсомольцы Прибалтики, Белоруссии, Казахстана, Украины и иных союзных республик.Название лагеря было выбрано на конкурсной основе, конкурс провела в 1975 году газета «Тихоокеанский комсомолец». Победило предложение ученицы 8 класса школы № 37 Владивостока Елены Староверовой — «Океан».

Летом 1983 года, в июне, в «страну детства» приехали первые вожатые. Это были ребята из других всесоюзных лагерей — «Орленок», «Артек» и «Молодая гвардия». Они помогали в достройке амфитеатра — летней эстрады на три тысячи мест, готовили к приему детей корпуса, придумывали отрядам названия, сочиняли стихи, песни. А 23 октября 1983 года для детей свои двери гостеприимно распахнула дружина «Бригантина». Чуть позднее, 29 октября, была открыта первая в истории «Океана» смена. В присутствии огромного количества гостей на торжественной пионерской линейке бригадир треста, на протяжении всего времени занимавшегося строительством комплекса, вручил ребятишкам символический ключ от «Бригантины».Практически через год, 17 августа 1984-го, Всесоюзный лагерь «Океан» был официально открыт. На торжественной линейке пионерам было вручено Красное знамя. Праздник собрал сотни гостей из всех республик Советского Союза, в нем участвовали лучшие детские коллективы Армении, Литвы, Узбекистана, Грузии, пионеры Вьетнама, композиторы и поэты, делегации «Орленка» и «Артека».В июле 1986 года были сданы в строй три корпуса дружины «Парус» («Фрегат», «Бриг», «Корвет»), другие два корпуса дружины («Клипер» и «Каравелла») были сданы в 1987 году.В ноябре 1993 года в результате пожара, возникшего из-за поджога находившегося под первым корпусом дружины чучела мамонта, все 5 корпусов «Паруса» сгорели. Восстановление корпусов началось в 1996 году. 8 июня 2007 года открылся первый из пяти восстанавливаемых корпусов дружины «Парус» — «Бриг». В 1994 году появилась летняя дружина «Китенок», а в 2001 году — летняя дружина «Тигренок».

В настоящее время во всероссийском детском центре работают 4 дружины: «Бригантина», «Парус», «Китёнок» и «Тигрёнок». Во время учебного года работает общеобразовательная школа.

4Зубрёнок

В 1962 году Совет Министров БССР принял Постановление «О строительстве Республиканского пионерского лагеря «Зубрёнок»», который должен был быть построен в 1967—1978 годах в Мядельском районе Минской области на берегу озера Нарочь. Первую очередь было запланировано ввести в эксплуатацию в 1969 году с присвоением лагерю статуса «Республиканский».

17 августа 1969 года серебряные пионерские горны возвестили об открытии лагеря пионерского и комсомольского актива школ Беларуси. Поездка в лагерь была большой честью, наградой за примерную учебу, общественно-полезные дела, высокое доверие школьного коллектива.В августе 1969 года введены в строй спальный корпус на 160 мест, столовая на 400 мест, лечебный корпус, 12-квартирный жилой дом, школа на 360 мест, актовый и спортивный залы. В 1972 году был введен в строй второй корпус — «Лесной». А в 1979 году введен третий корпус дружины «Лазурная» — «Озёрный». Лагерь стал принимать до 700 человек летом и 420 детей в учебное время.

В 1987 году была открыта школа на 640 мест с большим кинозалом и спортивным комплексом. Начал функционировать Дом детского творчества.В 1993 году собственником лагеря становится Фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы — детям».

18 августа 2000 года лагерь был передан в ведение Министерства образования Республики Беларусь (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 августа 2000 г. № 1312).В настоящий момент центр состоит из семи корпусов: «Лазурный остров», «Лесной дом», «Озёрный причал», «Радужный», «Солнечный город», «Звёздный мир», «Зелёная поляна». Он занимает территорию в 75,9 га.

Источники: ru.wikipedia.org, back-in-ussr.com, artek.org, tass.ru, fb.ru, krabov.net

diletant.media


Смотрите также

 Поиск



Любое использование материалов с сайта разрешено только при наличии гиперссылки на источник материала.