| Регистрация | Вход
  Красота и здоровье  |  Мода и стиль  |  Дом и семья  |  Отношения  |  Материнство  |  Дети   |  Кулинария  |  Женский клуб



 В женском клубе:

 Опрос

Ваш возраст
Всего ответов: 270


 Новые статьи
Проблемы, которые могут возникнуть без шапки
Как управлять состоянием своего организма
Ищу суррогатную маму без посредников
Покупаем духи
Турмалин спасет Ваши суставы!
Кожаная мужская сумка должна быть удобной
Детская декоративная косметика
Гироборды и сегвеи для вашего ребенка
Чистка украшений
Как правильно завязывать шнурки на беговых кроссовках
Как встретить Новый год?
Когда дело доходит до свадьбы...
Работа, учёба и дом... Как всё успеть?
Победить осеннюю хандру...
Простые правила дружбы
Тренажёр – лучший друг здоровья
Понять мужа... Понять жену... Понять друг друга...
Детский садик или дом?
Работать или нет?
Забеременеть с помощью… пиявки

Когда малыш начинает говорить первые слова


Первые слова ребенка

15.07.2014Дети до 1 года Первое слово малыша - настоящее событие в жизни семьи. Все ждут, что именно скажет ребенок: «мама», «папа», или, возможно, что-то совсем неожиданное. Далее пойдут словосочетания, предложения, а за ними - целые истории, среди которых почетное место занимают детские афоризмы. Когда же в норме ребенок должен начать говорить, и что мешает развитию речи у малыша? В головке ребенка все происходит гораздо быстрее, чем мы можем себе представить. Лингвисты утверждают, что уже через несколько дней после рождения малыш полностью распознает мамин голос. А в 4-5 недель даже различает похожие составы, такие как «на» и «ма». Это невероятно! В первые два месяца ребенок уже издает громкие звуки. Легкие - это «а» и «о». С каждой неделей родителям все легче различить звуки ребенка. Постепенно к звукам добавляются интонации. В этот период родители с восторгом осознают, что по эмоциональной окраске они уже могут понять состояние и желание своего ребенка. Звуки новорожденного ребенка за три первых месяца жизни с каждым днем становятся все более разнообразными. От плача к мурлыканье под нос, бульканье, вздохи и гласных звуков, которые даже не имеют названия в нашем языке и транскрипции. В это время ребенок начинает лепетать, сочетая гласные с согласными, испытывать возможности своего ротика, язычка. Для нее это не утомительная, бесконечная игра. В младенец могут быть любимые звукосочетания, которые оно повторяет вновь и вновь. Малышу просто нравятся те изменения, которые происходят в ротике во время их произнесения. Экспериментируя с сочетанием язычка, губ, неба и голосовых связок, детки совершенствуются в лепет. Интересно, что все дети на планете лепечут одинаково, независимо от языка родителей. В возрасте 3-5 месяцев ребенок может выдать такие долгожданные составы, как «ма-ма». Какой бы подъем вам это не подарило, знайте, что ребенок еще не отождествляет этих составов с вами. Значение в свои слова он будет вкладывать чуть позже. Специалисты говорят, что физиологически ребенку легче произносить «мама», чем звукосочетания с губными звуками: «па», «ба». Практически все звуки, которые издает ребенок, уже имеют смысл и цель. Это уже полноценное, хотя еще невербальное (бессловесное) общение. Потому что ребенок вкладывает в звуки интонацию, мимику, - и ее понимают! Раз такое понимание со стороны родителей является лучшим стимулом для новых успехов. Мы все прекрасно понимаем, что ребенок подражает нас, а не наоборот. Поэтому мы должны подавать правильный пример произношения, а не воспроизводить детскую. Другими словами, не стоит «сюсюкать». Хотя существует логическое и обоснованное мнение, что такие сокращения, как «ам» (есть) «машина би-би» - вполне приемлемы для общения с ребенком. К сюсюканью это не относится. Это именно то время, когда дети в подавляющем большинстве порадуют родителей первыми словами! Девочки обычно начинают раньше осознанно пользоваться словами - от 9-ти месяцев, мальчики - ближе к 12-ти. По крайней мере, так обобщенно считается. С приближением первого года жизни ребенок уже знает несколько слов, которые полностью понимает их значение и умеет правильно применять. Малыш понимает, как полезно уметь выразить свои потребности и желания такими словами, как «дай» и «на», «да» и «нет», «там» и «здесь». После года - то время, когда ребенок уже по-настоящему сознательно произносит и использует слова! В своей головке малыша уже систематизировал и может называть много понятий: родственников, зверюшек, игрушки, простые процессы. Не беспокойтесь, если ребенок будет называть всех животных знакомым ему и любимым словом «ки» (киса), все движимое - «би-би», а всех встречных женского пола - «баба». Детям легче формулировать слово так, чтобы повторялись первые слоги. Поэтому и слова «мама», «баба» детям даются легко, а «папа» звучат скорее, как «папы». Расскажу, каким образом мои дети воспроизводили «язык» животных: корова у них говорила «ко-ко» (первый состав названия животного), муха - «м-м», а петушок - «пи-пи». Ребенок уже знает около 200 слов, и скорость их усвоения впечатляет. Считается, что в таком возрасте ребенок может усваивать до 10 новых слов ежедневно! Самое главное, что малыш начинает соединять слова в предложения. Использование глаголов - это огромный прорыв в детском вещании. Многие из детей на втором году жизни проходят один или несколько периодов так называемого «осознанного молчания», когда не радует родителей новыми словами и успехами. Не переживайте - мозг сына или дочери активно работает, чтобы потом проявить все собранное и «проработанное» в виде прорыва, скачка. Часто в 2 года дети неправильно (с точки зрения взрослых) пользуются местоимениями и родами существительных. Так, предложение «я иду» будет звучать «Оля (Саша, Витя) идет». Если ребенок больше общается с лицами противоположного пола, то может говорить о себе в их роду. Например, у девочки Маши есть старший брат, который постоянно рядом. В результате девочка может говорить о себе: «Я поел», «Я спал» ... Ближе к 2 годам дети уже могут повторять, почти изучая наизусть, короткие стишки. А также выражать вопрос одним словом, как: «Папа?», «Хорошая»? Бывает, у детей вырабатывается стойкая ассоциация к какому-то одному слову, которое мама особо акцентирует, говоря об этом предмете. Например, часто предостерегает ребенка от ножей на кухне словами: «очень острый», - при этом подчеркивает слово «очень». Поэтому, вполне нормально, если ребенок станет называть раз словом «очень». Для самых маленьких - это, прежде всего, постоянный звуковой (или, скорее, шумовой) фон, который создает любимый во многих семьях телевизор. Неправильные образцы слов в виде уже упоминавшегося «сюсюканья». Для более сознательных детей - это частые замечания и исправления. Конечно же, никому не нравится ощущение неправильности! Поэтому, когда ребенку постоянно дают понять, что он говорит «не так», то она выберет самый легкий способ «исправиться» - молчание. Психологическая атмосфера в семье, где ребенка ограничивают во многих возможностях. Другими словами - постоянные «нет».

Что помогает?

Радостная реакция родителей на звуки и старания ребенка. Рассмотрение книжечек, предметов с четкими крупными рисунками. Причем, рисунки для самых маленьких должны быть, так сказать, сольные: одна страница - один предмет. Универсальный помощник для развития речи и, впоследствии, письма - это развитие мелкой моторики рук. Это привычные для детей занятия: ощупывание предметов, различных по консистенции (водичка, песок, камни, трава), лепка из теста, пластилина и даже разрыв бумаги. Оказывается, качели и укачивания, которое так любят дети, тоже очень полезны! Центр поддержки равновесия в мозге расположен около центра развития речи. Поэтому стимулирование одного ведет и к более активной работе другого. Деткам родители помогут тем, что не будут избегать сложных слов и предложений в общении; давать ребенку всегда понимать, что ее тоже слушают, что мама готова менять тему, выслушивать вопросы ребенка. Для любого возраста, безусловно, важное, чтобы с ребенком говорили как можно больше. Особенно, если ребенок молчаливая. Ребенок мало общается с другими детьми, в частности старше. Известно, что дети значительно лучше перенимают умение от себе подобных. Это касается и языка. Если же ребенок общается еще и со старшими, то ее стимулирует также стремление совершенствоваться и обогащать словарный запас. Двуязычие в окружении. Сегодня это не такая уж и редкость. И не обязательно это касается браков с иностранцами. Достаточно сочетание русского и украинского. Дети, которые слышат от родителей разные языки, или один от родителей, а другой - в более широком окружении, начинают говорить чуть позже. Но есть и плюс двуязычия! Мозг ребенка в такой среде работает вдвое производительнее. Мало свежих впечатлений. Новые впечатления стимулируют мышление и речь. Ребенку крайне необходимы новые игрушки, прогулки в новые места и т.д.. Норму очень упрощенно и обобщенно можно сформулировать так: в год ребенок должен начинать использовать слова, в два года - предложение. Наконец, педиатр и сам поинтересуется, есть ли причины подозревать отклонения у вашего малыша. Детки, у которых есть какие-то проблемы со слухом, перестают лепетать и мурлыкать в полугодовом возрасте. Они не пытаются издавать звуки, не смотрят на вас, когда вы говорите.

Обратите внимание:

  • если ребенок не произносит слов до 15-ти месяцев,
  • вы практически не понимаете слова, которые произносит малыш,
  • ни одно слово не похоже на настоящее,
  • до 16 месяцев ребенок не реагирует на ваши простые просьбы (например, «дай мячик»),
  • до двух годков у ребенка нет реакции на вопрос предложения родителей (например, после слов мамы «Идем гулять?» - ребенок не берет обувь или лопатки для песка).
Если вы заметили одну или несколько таких признаков, обсудите это со специалистом. Родители очень ждут первых слов ребенка! Некоторых детки радуют уже в 9 месяцев, остальные - в 13-14. Но родителям не стоит искать проблем там, где их нет. Наконец, логопеды не работают с детьми, которым еще нет хотя бы трех годков. И, имейте в виду, мамочки, папы, бабушки и другие родственники, - что все ошибки вашей речи перейдут по наследству и ребенку. Наша с вами золотая истина: как цветы лучше растут, согретые солнцем, так и дети - лучше развиваются, когда они окружены любовью!

Чтобы оставить отзыв, вам необходимо авторизоваться на сайте

Разделы статей

Стодаль при беременности

Во время вынашивания ребенка у женщины по каким-то причинам может возникнуть кашель, который является естественной

Уход за ногтями в домашних условиях

Большинство из нас при знакомстве обращают внимание на руки и ногти человека. Поэтому их и называют визитной карточкой, по их состоянию и ухоженности

3 месяц беременности

3 месяц беременности — самый сложный для женщины. На этом этапе бушующий токсикоз и психо-эмоциональная «разбалансировка» достигают своего пика, в результате чего самочувствие будущей мамы ухудшается.

empiremam.com

Когда ребенок начинает говорить первые слова

Когда ребенок начинает говорить первые слова, зависит от многих факторов: состояния здоровья, времени, которое родители уделяли младенцу, индивидуальных особенностей. Если педиатр не отмечает отклонений, не нужно беспокоиться, что другие дети заговорили раньше.

Основные этапы формирования речевого аппарата

Выделяют 2 главных этапа формирования речи: пассивное накопление слов (младенец еще не умеет говорить, лишь слушает речь родителей и других окружающих его людей и запоминает, учится воспроизводить слова и звуки, но к точному повторению еще не способен) и активное накопление слов (ребенок повторяет услышанные звуки, может воспроизводить целые слова, словосочетания, предложения).

На вопрос о том, во сколько лет дети начинают говорить, ответ будет варьироваться в промежутке от года до 3. За этот период речь сильно меняется, становится активной, осмысленной, включает не только отдельные слова, но и фразы, предложения, сложность которых постепенно увеличивается. Во сколько месяцев ребенок начинает говорить первые звуки, точно ответить нельзя, этот процесс индивидуальный. Если есть подозрения на задержку речевого развития, лучше обратиться к педиатру.

Этапы развития речи ребенка

Новорожденный способен лишь кричать и плакать; другие звуки он пока не издает. Криком указывает взрослых на какую-либо потребность: в еде, питье, смене подгузника. Закричать грудничок может, если испытывает боль, дискомфорт или напуган.

Существуют однако и более маленькие этапы. В первый месяц после рождения младенец учится реагировать на речь, может параллельно с говорящим взрослым воспроизводить какие-либо звуки. Затем происходит обучение воспроизведению простых звуков, отдельных слогов. Позже дети учатся определять интонацию, узнают по голосу, кто с ними говорит: мама, папа или другие близкие родственники.

Около 8 месяцев в речи ребенка появляются повторяющиеся слоги. Немного позже дети обучаются говорить простые слова, состоящие из одинаковых слогов. К 1 году хорошо понимают обращенные к ним слова, могут выполнять простые просьбы. Словарный запас состоит из нескольких слов, состоящих из повторяющихся слогов. После этого словарный запас быстро увеличивается, речь ребенка становится более похожей на взрослую.

В норме говорить дети начинают после года: произнесенные ими фразы постепенно усложняются. Когда дети начинают разговаривать, следует наблюдать за количеством, сложностью сказанного: существуют возрастные нормы, невыполнение которых доктора считают отклонением в речевом развитии, задержкой.

В каком возрасте ребенок произносит первые слова?

Повторяющиеся слоги могут появляться в детском лепете еще в 6-8 месяцев, однако называть их словами неправильно: ребенок лишь многократно повторяет слог, делает большее количество повторений, чем требуется, может не понимать смысла сказанного.

В этом же возрасте возможно копирование окружающих звуков, попытки подражать животным, которые тоже не следует учитывать.

По установленным педиатрами нормам ребенок начинает произносить, говорить первые слова примерно в 8-10 месяцев. Произносит сначала те, которые состоят из одинаковых слогов: «мама», «ляля», «папа» и др. Более сложные произносятся позже, часто уже после года. Возможно и произношение односложных слов: «дай», «на». В речи много отдельных слогов, частью из которых дети обозначают окружающие объекты, обладающие слишком длинными и сложными для маленького человека названиями.

Когда ребенок начинает говорить «мама» и «папа»?

Большая часть детей начинает произносить «мама» и «папа» в период с 9 до 11 месяцев. В этом же возрасте появляются и другие похожие слова: «ляля», «баба», «дядя». Когда ребенок начинает говорить «мама», зависит от его индивидуальных особенностей. Если мать предпочитает называть ребенку свое имя, младенец растет без папы, может потребоваться больше времени, поскольку маленький ребенок воспроизводит лишь то, что прежде услышал.

Когда кроха научится составлять словосочетания?

Словосочетания говорить младенцы будут позднее. Мальчики начинают говорить предложениями и словосочетаниями чаще позже, чем девочки. Разница однако не слишком велика, редко превышает 1-2 месяца. Первые словосочетания большая часть детей составляет в период с 1 года до 1,5 лет.

Иногда ребенок начинает разговаривать позже: часто такое нарушение бывает вызвано продолжительной болезнью. Рекомендуется посетить детского психолога, невролога, если отмечаются речевые нарушения.

Достижения до полугода

В течение первого месяца жизни грудничок учится реагировать на речь взрослых. Нередко дети гулят параллельно разговорам взрослых. Особенно часто такое происходит, если родители разговаривают с младенцем, обращаются к нему. Начинает различать интонации: ласковое обращение матери помогает быстрее успокоиться, крики и агрессия пугают, могут стать причиной плача.

К 3 месяцам появляются первые слоги. Они простые, состоят из малого количества звуков. Можно услышать «уа», «гу», «га».

К 4-5 месяцам детский лепет приобретает эмоциональную окраску. Ребенок не просто поет или визжит: можно различить интонацию, с которой произносятся звуки. Хорошо реагирует на речь взрослых, лучше понимает интонации; может ребенок, когда услышит звук, правильно повернуть голову в направлении его источника.

В полугодовалом возрасте дети хорошо узнают голоса родителей даже при большом количестве людей вокруг. В речи проскальзывают слоги, отдаленно напоминающие «ма» и «па». Более четкими они станут лишь ближе к 7 месяцам.

Что умеет говорить малыш до 12 месяцев?

К 7 месяцам слоги «ма», «па», «ба» хорошо различимы, произносятся четко. Ребенок активно подражает животным (лаю собак, мяуканью кошек и прочим звукам), хорошо понимает обращенные к нему простые просьбы («дай, «принеси», «покажи»). Знает названия большей части окружающих предметов, хотя и не способен пока называть их.

В 8 месяцев крохи активно говорят слогами. Используются звуки «а», «г», «к», «б», «п», «у», «м», «э», «н».

9-11 месяцев – возраст, в котором младенец расширяет словарный запас. Может произносить до 10 простых слов, состоящих из одного слога или 2 повторяющихся.

Не все детские слова могут встречаться в речи взрослых. Крохи нередко упрощают сложные названия до звукоподражаний: называют собаку «ав-ав», машину «би-би», поезд «ту-ту». Ребенок понимает, что видит, может показать предмет, если взрослый назовет его, но не способен воспроизвести сложное слово самостоятельно.

Что говорит кроха с одного года до двух?

В возрасте от года до полутора лет дети вводят в речь словосочетания. Ребенок начинает хорошо понимать формы, цвета, узнает животных и предметы быта, может показать на сказочных персонажей. Речь быстро обогащается: ребенок учится говорить предложениями, которые становятся постепенно длиннее.

Ближе к 2 годам ребенок начнет спрашивать, формулировать вопросы. Постепенно понимает все более сложные просьбы, лучше описывает то, что наблюдает вокруг.

Что говорит ребенок на третьем году жизни?

К 3 годам ребенок заговорит активнее. Он способен уже понимать и озвучивать сложные просьбы, формулирует вопросы, активно слушает сказки и способен сам их придумывать и рассказывать. Активный словарный запас состоит примерно из 50 слов. Ребенок продолжает еще использовать сокращения, заменяет слова более простыми в произношении.

Что свидетельствует о задержке развития речи?

Установить отставание речевого развития может только педиатр. Самостоятельно ставить диагноз не нужно.

Признаком отставания являются затруднения с пережевыванием пищи. Это может свидетельствовать о неправильном развитии рта, что помешает крохе нормально разговаривать. Насторожиться следует, если рот постоянно открыт, из него вытекает слюна.

Гиперактивность, неадекватное поведение, полное отсутствие желания общаться с окружающими (включая родителей, близких родственников) являются тревожными симптомами.

Если трехлетний ребенок говорит невнятно, его речь непонятна окружающим, тоже может отмечаться задержка речевого развития.

То, в каком возрасте дети проходят различные этапы формирования речи, тоже может указывать на наличие отклонений. Если ребенок слишком долго не произносит слов, не начинает говорить словосочетаниями к полутора годам, плохо понимает обращенную к нему речь, не гулил в младенчестве, следует принять меры.

Причины задержки развития речи

Речевой аппарат может развиваться неправильно из-за нарушений внутриутробного развития. Если мать вела нездоровый образ жизни, курила, употребляла алкогольные напитки, наркотические вещества или агрессивные лекарственные препараты в период вынашивания, у крохи могут возникнуть отклонения в физическом и умственном развитии, негативно влияющие на способность разговаривать.

Негативно может повлиять заболевание. Если ребенок в раннем возрасте переболел инфекционным заболеванием, его развитие ненадолго замедляется. При отсутствии осложнений однако вскоре состояние нормализуется, кроха перестанет отставать от установленной нормы.

Возможно недостаточное развитие ротовой мускулатуры. Дети при этом предпочитают мягкую пищу твердой, часто роняют еду. Возможная причина – раннее прерывание лактации: ребенок прилагает больше усилий, чтобы получить материнское молоко, чем при питье из бутылочки, что способствует укреплению мышц рта.

Проблемы могут возникать с концентрацией внимания. Ребенку сложно сосредоточиться на словах взрослых, из-за чего кроха хуже запоминает сказанное, испытывает затруднения с воспроизведением.

Могут наблюдаться нарушения слуха. Ребенок не слышит сказанное достаточно хорошо, не может воспроизвести, не понимает речь и не увеличивает пассивно словарный запас в младенчестве.

Что делать, если малыш разговаривает плохо?

Если отмечаются отклонения, отсутствие нужного уровня развития, когда ребенок должен начать говорить, нужно сходить к педиатру. Врач исключит медицинские причины или назначит подходящее лечение.

Следует больше говорить с крохой с первых дней жизни. Сюсюкать при этом не нужно: ребенок должен слышать правильное произношение слов, чтобы в будущем произносить их без ошибок.

Во время разговора следует пытаться заинтересовать ребенка: говорить нужно эмоционально. Вечером следует читать книги или рассказывать сказки собственного сочинения.

При слабом развитии ротового аппарата подбирают специальные упражнения, помогающие укрепить слабые мышцы. Полезно дуть, свистеть, втягивать в себя воздух.

Развитию умственных способностей поможет регулярная двигательная активность. Следует почаще танцевать с ребенком, петь, развивать мелкую моторику с помощью специальных игрушек, игр, пальчиковой гимнастики, массажа внутренней стороны ладоней.

medru.su

Первые слова крохи: когда дети начинают говорить и как определить задержку в речевом развитии?

С момента появления на свет малыша, заботливые родители начинают за ним внимательно наблюдать. Они следят за тем, чтобы он правильно рос, развивался и с нетерпением ждут, когда их младенец заговорит. Поначалу малыш издает лишь звуки. Процесс становления речи достаточно долгий. Всех молодых родителей интересует, когда ребенок начинает говорить первые слова.

Во сколько месяцев малыши начинают говорить?

Речь – это важный инструмент для коммуникации и социализации. Она начинает развиваться с самого рождения. Сначала малыш издает гласные звуки «а», «у». Так он выражает свои потребности.

С двухмесячного возраста младенцы становятся более оживленными, чаще произнося протяжные звуки, придавая им эмоциональную окраску. Они начинают агукать. К двум месяцам мать уже хорошо знает ребенка, понимает, какими звуками он выражает радость, голод, дискомфорт и как он пытается дать понять, что ему скучно.

В трехмесячном возрасте младенец начинает издавать не только гласные, но и согласные звуки (г, х, к, п, б), определенным образом их сочетает («гу», «аги», «агу»). В шесть месяцев родители замечают лепетание ребенка. От гуления оно отличается повторением слогов.

Например, малыш может подолгу тянуть звуки «па-па-па», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Произносит он их неосознанно. Грудничок начинает понимать, что говорят ему взрослые. У него формируется пассивный словарный запас. В это время важно как можно больше общаться с ребенком.

В семь месяцев грудничок продолжает лепетать. В этом возрасте он начинает играть с тембром и громкостью своего голоса: протяжно тянет звуки, чередуя низкие и высокие ноты.

Продолжает формироваться пассивный лексикон. Малыш начинает подражать речи родителей и звукам, которые издают взрослые, животные, машины.

В 9-10 месяцев ребенок произносит новые звуки, общается жестами. В этом возрасте он способен выговаривать около 10 односложных слов: «гав», «баба», «коко». У девочек обычно речь развивается быстрее, чем у мальчиков. Во сколько дети начинают говорить первые слова, во многом зависит от родителей: от того, как они занимаются с малышом, как общаются с ним.

Также определенное влияние оказывает физическое, интеллектуальное и психическое развитие, наследственная предрасположенность. Поэтому дать точный ответ, во сколько малыш заговорит, сложно. Заботливые и настойчивые родители могут ускорить наступление этого момента.

Чем чаще ребенок будет слышать слово «мама», тем быстрее он научится его выговаривать.

Когда дети произносят слово “мама”?

Вопрос, когда ребенок начинает говорить «мама», актуальный для всех матерей. К 10 месяцам дети уже произносят односложные слова. Необязательно, что ребенок в этом возрасте скажет «мама».

Первым словом может быть «баба», «папа» или «гав». Но как правило, к году малыши уже отчетливо произносят «мама». То, какое первое слово скажет грудничок, зависит от того, как общаются с ним родители.

Чтобы малыш раньше начал выговаривать «мама», специалисты рекомендуют:

  • сопровождать каждое действие словом «мама» (например, «мама кормит Машу», «мама пришла», «мама варит кашу», «мама гладит дочку (сыночка)»);
  • играть в игру «Где мама». Суть ее заключается в том, чтобы закрывать лицо руками и спрашивать у малыша, где мама. Полугодовалые дети обычно уже понимают такие вопросы, могут указывать пальцем на людей и предметы.

Средний возраст становления у детей осознанной речи

В 9-10 месяцев груднички выговаривают слова неосознанно. Они лишь произносят различные слоги, подражают речи родителей. Но малыш уже понимает, что говорят ему взрослые, у него продолжает пополняться лексикон.

Уже к 11-12 месяцам грудничок начинает выговаривать простые слова осознанно. Обычно это «мама», «папа», «баба», «деда», названия любимых игрушек, животных. Всего в лексиконе насчитывается примерно 10 слов. К полутора годам ребенок может осознанно выговаривать около 20 слов.

В два года многие дети уже умеют составлять простые предложения. Чтобы стимулировать становление осознанной речи у ребенка, необходимо проводить обучающие занятия в виде игры. Например, хорошо развивают малыша карточки Домана.

Они представляют собой яркие картинки разной тематики (погода, животные, овощи). Необходимо показывать их малышу и одновременно называть, что на них изображено. Важно как можно чаще разговаривать с младенцем. Во время общения следует употреблять простые слова.

Осознанно грудничок начинает произносить слова ближе к 11-12 месяцам.

Причины и симптомы задержки речевого развития

Существует календарь становления речи у детей. Важно сравнивать информацию, приведенную в нем, с фактическими данными ребенка. Надо учитывать, что все малыши разные.

Есть ребята, которые быстро развиваются и начинают говорить раньше или в установленный срок. Но бывают дети, которые тяжело поддаются обучению, плохо усваивают новую информацию.

У них становление речи может проходить немного дольше. В любом случае ребенок должен научиться говорить до трех лет. Если этого не происходит, то педиатры диагностируют задержку речевого развития (ЗРР).

Симптомами такого состояния являются:

  • молчаливость;
  • замкнутость;
  • общение преимущественно жестами.

Признаки задержки речевого развития можно заметить на первых этапах. Для этого необходимо присмотреться к ребенку.

Основные симптомы ЗРР:

  • новорожденный не издает звуков;
  • в четырехмесячном возрасте ребенок не гулит и не реагирует на обращения родителей. Малыш является пассивным в физическом плане;
  • в 9 месяцев отсутствует интерес к музыкальным игрушкам. Ребенок не лепечет;
  • в полуторагодовалом возрасте малыш не выговаривает простые слова, не знает своего имени и не интересуется окружающим миром;
  • в 2 года ребенок не может ответить на несложный вопрос, не способен повторить легкую фразу за взрослыми;в трехлетнем возрасте не общается при помощи простых предложений.

Если родители заметили описанные выше признаки задержки речевого развития у ребенка, то им необходимо посетить педиатра, проконсультироваться с отоларингологом, неврологом, психологом либо психотерапевтом. Доктор Комаровский не рекомендует откладывать решение проблемы молчаливости.

В 3,5-4 года может возникнуть задержка психо-речевого развития. Она лечится уже гораздо сложнее. К сожалению, сегодня ЗРР наблюдается у многих детей. Причины могут быть достаточно разнообразными. Все они делятся на физиологические, психологические, социальные и патологические.

К физиологической группе факторов задержки становления речи принадлежат:

  • гипотрофия мышц органов артикуляции;
  • недоношенность (дети, которые появились на свет раньше 37 недели, обычно отстают в развитии);
  • асфиксия при родах;
  • плохая наследственность (если один из родителей поздно освоит речевую коммуникацию, то не стоит удивляться, когда малыш также не начнет разговаривать рано);
  • слабая деятельность головного мозга.

К психологическим причинам ЗРР можно отнести:

Социальные факторы задержки речевого развития:

  • в семье говорят на двух языках;
  • родители мало общаются с ребенком;
  • отсутствие мамы, папы, опекунов;
  • педагогическая запущенность;
  • гиперопека (мать предупреждает все желания ребенка, не стимулирует его самостоятельную речевую активность);
  • чрезмерно информированная среда;
  • невостребованность речи в семье (родители немного общаются не только с малышом, но и между собой);
  • неблагоприятная атмосфера в семье.

Патологическими причинами ЗРР являются:

  • нарушения слуха (глухота, тугоухость);
  • внутриутробная гипоксия;
  • поствакцинальные осложнения;
  • менингит;
  • аутизм;
  • внутриутробное инфицирование;
  • энцефалит;
  • синдром Дауна;
  • перинатальная энцефалопатия;
  • частые и длительные болезни в период новорожденности;
  • тяжелое поражение головного мозга вследствие падения, ударов, некоторых заболеваний.

Чаще всего ЗРР наблюдается при нарушении слуха. Как известно, становление речи происходит при непосредственном участии слухового аппарата. Малыш слушает определенные звуки, слова, сохраняет их в своей памяти, а затем произносит.

Второй распространенной причиной ЗРР стоит назвать отсутствие внимания и общения родителей, обучающих занятий. Истинную причину ЗРР способен определить доктор после анализа условий жизни ребенка, осмотра и обследования.

Примерно 30% случаев ЗРР остаются невыясненными. Бывает, что негативное воздействие одновременно оказывает несколько факторов.

Педиатры выделяют в становлении речи три критических периода, в которые происходит особенно интенсивное развитие и при этом наблюдается повышенная чувствительность нервной системы к неблагоприятным факторам. Важно знать эти этапы и внимательно относится к малышу при их наступлении. Важно знать критические этапы и внимательно относится к малышу при их наступлении:

  1. первый критический период наблюдается в 1-2 года. В это время происходит активное развитие корковых речевых зон. Влияние неблагоприятных факторов может вызвать ЗРР либо алалию;
  2. второй период – это 3 года. Наблюдается интенсивное становление речи. В это время могут возникать заикание, мутизм;
  3. третий – длится с 6 до 7 лет. В этом возрасте возможны нарушения ЦНС, приводящие к заиканию. При органическом поражении головного мозга возникает афазия.

Видео по теме

Во сколько дети начинают говорить первые слова? ответ в видео:

Таким образом, первые слова ребенок начинает произносить примерно в девятимесячном возрасте. Они представляют собой повторяющиеся слоги, которые малыш выговаривает неосознанно. В этот период родители могут услышать «мама», «баба», «папа». У некоторых детей наблюдаются задержки в развитии.

Они могут быть спровоцированы нарушениями слуха, дефицитом родительского внимания и прочими социальными, психологическими, патологическими и физиологическими причинами. Чтобы ребенок быстрее начал говорить, необходимо с ним больше общаться, проводит развивающие занятия.

Поделиться:

Нет комментариев

momjournal.ru

Во сколько месяцев дети начинают говорить

Первым средством коммуникации новорожденного с родителями является плач. Малыш громко заявляет о себе и своих требованиях маме и папе, потому что иные способы общения он еще не освоил. Родители с нетерпением ждут первые осмысленные звуки речи своего чада. Во сколько дети начинают говорить, и о чем свидетельствует долгое молчание ребенка?

Формирование речевого аппарата

В первый годик жизни ребенок интенсивно растет и развивается, происходит адаптация к новому миру. Это очень ответственный этап в жизни маленького человечка, и родители должны помочь ему справиться со всеми трудностями данного периода. Малыш в рекордные сроки набирает массу тела, обзаводится зубками, приспосабливается к усвоению твердой пищи, начинает вставать и ходить. За год ребенок из крохотного беспомощного младенца превращается в человечка, который обладает почти всеми навыками и умениями взрослого человека.

Развитие речи — важный момент социализации ребенка, показатель правильного развития мозга и центральной нервной системы.

Речевой аппарат тесно связан со всем организмом маленького человечка, а не является какой-то автономно функционирующей его частью. Задержки в развитии речевого аппарата могут носить временный и патологический характер. Так, известно, что Эйнштейн заговорил в 4 года. Однако не нужно успокаивать себя и думать, что ваш молчаливый малыш — тоже маленький Эйнштейн: к году он должен произносить слова.

Свои первые звуки малыш начинает воспроизводить сразу после рождения. В это время он пользуется своим язычком и небом. Ребенок широко открывает ротик и кричит громко, как оперный певец: использует для этого еще и мышцы живота (поэтому младенцы могут накричать пупочную грыжу). Первыми звуками грудничка является гласные «а» и «у».

Далее малютка, попавший в звуковую среду нашего мира, начинает различать интонационную окраску, обогащая свой плач гневными, жалобными или обиженными нотками. Так происходит формирование эмоциональной сферы маленького человечка, первый опыт социализации. Речевой аппарат формируется не сам по себе, а как следствие взаимодействия с окружающим миром (вспомните Маугли). Молчание вокруг грудничка, отсутствие коммуникации не способствует активному развитию младенца.

В возрасте одного месяца кроха уже узнает голос матери, осознает ее заботу и внимание — и начинает пускать пузыри! Это тоже способ привлечения внимания к себе и попытка коммуникации с окружающим миром. Вместе с пузырями появляется и звуковое сопровождение — «гу, агу». Его речь больше похожа на мелодичное пение из гласных звуков.

Этот период очень показателен для развития речевого аппарата. Когда малютка начинает гулить, он готов осваивать новое звуковое пространство и воспроизводить звуки копированием. Мама должна всячески поощрять малыша на данном этапе становления речевого аппарата. Важно понимать: «гу» и «агу» — это первые слова младенца, доступные его несовершенному речевому аппарату.

Пассивный словарный запас

Как учить ребенка говорить? Важно понимать, что первые уроки развития речи осваиваются малышом только через копирование. Он имитирует все:

  • мимику;
  • движение губ;
  • звуки.

На данном этапе мать должна позаботиться о пополнении пассивного словарного запаса. Что это такое? Это слова, которые ребенок связывает ассоциативно с предметами. Мама показывает на кота и говорит: «кот» или «мяу». У ребенка в сознании откладывается визуальный образ кота и звуковая привязка к этому образу. Он пока не может сказать слово «кот», но в памяти эта информация останется.

Чтобы образы и их звуковая характеристика откладывались в памяти крохи, чаще проводите с ним беседы и всегда сопровождайте свою речь показом предметов. С какого возраста можно формировать пассивный словесный запас? Примерно с полугодика, когда малыш начинает осознанно фиксировать взгляд на предметах и осмысленно изучает их с помощью пальчиков.

В возрасте 6 месяцев малютка уже пытается выразить свое настроение, мысли и отношение к окружающим предметам с помощью звуковых комбинаций — но пока с его язычка слетают лишь непонятные «птичьи» звуки. Не стоит отчаиваться: со временем пассивный словарный запас примет активную форму. Сколько ждать? Время перехода пассивной словесной формы в активную зависит от родителей. С малышом необходимо:

  • часто общаться;
  • эмоционально хвалить за маленькие успехи;
  • играть в развивающие игры по возрасту.

Сколько раз повторять слова, чтобы маленькие дети их запоминали? Никто подсчет не вел, но не менее ста раз. Допустим, в течение дня вы показываете малютке кошку и говорите: «киса, мяу». Даете ему игрушку и говорите: «миша, мишка». И так постоянно. Для малютки выучить родную речь так же сложно, как ученику иностранный язык. Он больше понимает, чем может воспроизвести звучание речи.

Комментируйте все свои движения и действия ребенка: так он освоит глаголы. Например:

  • Оленька умывается;
  • Саша кушает кашку;
  • дай ручку маме.

Называйте правильно все предметы. Дети в грудном возрасте не могут точно воспроизводить звучание слов, однако, это не повод для мамы тоже их коверкать. Если вы будете подражать малютке, он не научится произносить слова правильно.

Во время произнесения слова смотрите малышу в глазки и четко артикулируйте слоги: малыш лучше усвоит новую информацию.

Развивающие игры

Дети легче овладевают информацией в игровом варианте. Можно придумать такие игры:

  • где мама?
  • повторение за ребенком слогов;
  • изучение новых предметов пальчиками;
  • пение песенок малышу.

Игра «Где мама?» научает ребенка осознанно произносить слово «мама». Спросите малютку: «Где мама?» и закройте лицо ладонями. Малыш будет пытаться разнять ладони, чтобы увидеть маму. Уберите свои ладони с лица и скажите радостно: «Вот мама!». Такая игра нравится малюткам в грудном возрасте. Они начинают связывать слово «мама» с ее образом, и вскоре осознанно начнут это произносить.

Повторение за грудничком его лепетания тоже носит обучающий характер. Малыш передвигается по манежу и с упоением лепечет: да-да-да-да-да или гм-гм-гм. Повторите за ним эти же слоги, а потом поменяйте гласные звуки: ди-ди-ди, гам-гам-гам. Можно поменять и согласные. Не ленитесь заниматься обучающими уроками с малюткой, считая это пустой тратой времени.

Ученые доказали взаимозависимость между моторикой и речью. Дети уже с трехмесячного возраста начинают интересоваться игрушками, находящимися в кроватке или коляске, трогать их. Особенно любопытные дети пытаются захватить любые предметы, попадающиеся под руку: не важно, сколько и какие. Давайте малютке трогать и рассматривать разные предметы:

  • круглые;
  • квадратные;
  • гладкие;
  • из ткани;
  • шуршащие.

Развитие моторики пальцев ускорит развитие речевых навыков.

Первое слово

Когда ребенок должен начать говорить, во сколько лет? Обычно, двуслоговые слова (папа, баба, мама, дядя) дети осознанно произносят в возрасте 12-13 месяцев. Этапы становления речи можно охарактеризовать так:

  • гуление: гу-агу;
  • лепет: да-да-да, на-на-на;
  • осмысленные двуслоговые слова: мама, баба, папа, дай.

На втором году жизни словарный запас малютки значительно увеличивается, и он пытается изъясняться в доступной для несовершенного речевого аппарата форме. Например, вместо «молоко» скажет «ко», а вместо «коко» — «км-км». Свою речь малыш сопровождает показом.

Например, он может сказать «дай км-км» и показать пальчиком на отварное яичко. Если малыш что-то требует, показывает пальчиком и кричит «дай», но выразить в речи не может,- обязательно дайте этот предмет и уточните его название. Постепенно словарный запас будет пополняться.

На третьем году жизни происходит разительная перемена в развитии речи малыша:

  • ребенок уже научился составлять из слов предложения;
  • кроха понимает вопросы «почему?», «кто это?» и другие;
  • он использует в разговоре разные части речи;
  • понимает разницу между множественным числом и единственным.

В этот период необходимо читать сказки, стихи, петь с малюткой песенки. Очень важно задавать такие вопросы, как «Где вы были с папой?» и «что Сашенька делал (видел) в парке?». Подобные вопросы будут побуждать малютку активнее использовать свой словарный запас, ведь ему захочется поделиться впечатлениями.

Молчание малыша

Почему некоторые детки долго молчат? Причин может быть несколько:

  • с малышом мало общались;
  • физиологические особенности строения речевого аппарата;
  • последствия родовой травмы;
  • наследственные особенности;
  • заболевание неврологического/психического характера.

Не стоит бить тревогу, если ребеночек все понимает и выполняет просьбы родителей осмысленно, но при этом молчит. Такой особенностью отличаются мальчики. В 3-4 года ребенок заговорит обязательно.

Долгое молчание может носить и наследственный характер, если кто-то из родственников отличился подобным в детстве. При некоторых особенностях строения речевого аппарата может возникнуть задержка в развитии речи: здесь необходимо вмешательство доктора.

Последствия родовых травм тоже негативно сказываются на функциональности речевого аппарата. Подобную проблему может исправить специалист, как и заболевания психического и неврологического характера.

Дефекты речи

Когда стоит бить тревогу и показывать малютку специалистам? Своевременное «созревание» речевых навыков характеризует полноценность умственного развития малютки. В возрасте 6-7 лет малыш должен владеть культурой речи в объеме, позволяющем учиться в первом классе школы.

Однако многие родители не придают развитию речевых навыков своего чада должного внимания. В результате, ребенок не сможет усваивать школьный материал и будет чувствовать себя ущемленным среди одноклассников. Так может сформироваться комплекс неполноценности. Бить тревогу необходимо, если существуют такие речевые дефекты:

  • ребенок не произносит гласные звуки;
  • малыш в 9 месяцев не понимает вопрос «Где мама?»;
  • ребенок не говорит в два годика;
  • к трем годам кроха не владеет фразовой речью;
  • после трех лет малыш продолжает сокращать слова;
  • малыш искажает слова до неузнаваемости.

Большую тревогу должны вызвать и такие физиологические проявления у малыша:

  • в три годика активно выделяется слюна;
  • держит рот открытым и высовывает кончик языка;
  • не может разжевывать еду и держит ее во рту;
  • при разговоре появляются хлюпающие призвуки;
  • произносит странные звуки, не похожие на нашу речь;
  • поведение нельзя назвать адекватным;
  • не хватает воздуха, чтобы произнести фразу;
  • не смотрит в глаза;
  • говорит гнусаво.

Подобное состояние ребенка вызвано неврологическими отклонениями в развитии. Важно обратиться к неврологу вовремя, пока малышу еще три года. Своевременное обращение за помощью гарантирует выздоровление.

Не следует полагать, что само собой все исправится. Возможно, ребенку необходимо показать и психиатру. Важно не упустить время и оказать маленькому человеку квалифицированную помощь. Дефекты неврологического и психического характера сами собой не исчезнут: лишь усилятся.

razvitiemalysha.ru

Когда ребёнок начинает говорить: возраст, во сколько ребёнок произносит первые слова

Речь — важный атрибут, отличающий человека от животного. Благодаря словам люди научились взаимодействовать и лучше понимать друг друга. Без речи практически невозможно интегрироваться в социум. Вопрос о том, когда ребёнок начнёт произносить первые слова, тревожит всех без исключения родителей. Даже незначительное отклонение от нормы может косвенно говорить о пороке в развитии малыша.

Организм каждого ребёнка имеет свои особенности, и его речевой аппарат формируется в зависимости от умения воспринимать разную информацию, от специфики мыслительных процессов и от психического здоровья. Поэтому дать ответ на вопрос, в каком возрасте ребёнок начинает говорить, не так-то просто, поскольку специального «календаря речи» попросту не существует.

В логопедии есть такое понятие, как активный и пассивный словарный запас. Пассивное увеличение словарного арсенала подразумевает, что малыш всё лучше понимает окружающих, но сам при этом молчит. При активном накоплении словаря дети интенсивно осваивают звуки и складывают из них слова и фразы. Пассивная речь, как правило, развивается с большим опережением, и если малыш не разговаривает или говорит очень мало, но при этом прекрасно понимает требования и замечания, повода для беспокойства не должно быть.

Итак, выделяют несколько возрастных периодов развития речи, каждый из которых имеет свои особенности. Нужно отметить, что подобное деление носит условный характер.

Первые полгода жизни

Гуление – именно так называются самые первые осознанные звуки, произносимые младенцем. Подобные звуки начинают доноситься из кроватки младенца в возрасте одного месяца. Тем не менее для выражения недовольства малыш по-прежнему использует крик и плач. Гуление образуется вследствие случайного расположения таких органов, как губы, язык и носоглотка. Механизм возникновения гуления одинаков у всех младенцев.

Начиная с двухмесячного возраста с малышом стараются как можно больше разговаривать. Ошибочно полагать, что грудничок ничего не осознаёт. Происходит постепенное привыкание к звучанию речи близких людей, чуть позже начнёт накапливаться пассивный словарь. До достижения малышом четырёх месяцев гуление сохраняется, возможно появление отдельных звуков, услышанных от родителей.

Период с 6 до 12 месяцев

Приблизительно с шестого месяца малыши начинают выражать свои мысли и желания при помощи лепета – своеобразного детского языка. Ребёнок пытается копировать взрослую речь, изменяя интонацию. Каждый раз, выговаривая новые звуки, малыш старается их запомнить, неоднократно повторяя.

В восемь месяцев лепет претерпевает изменения. Теперь он более продолжителен и эмоционально окрашен. Начинается многократное повторение слогов. Когда ребёнок начинает говорить первые слова? Первое осознанное слово от ребёнка можно услышать в период с 8 до 12 месяцев. Как правило, это обращение к близким людям. Также дети могут назвать понравившийся им предмет. Родители нередко приходят в восторг, посчитав, что их малыш наконец-то произнёс первые слова. Но многочисленные наблюдения показывают, что многократное повторение слова «мама» или «папа» не несёт в себе никакой смысловой нагрузки. Таким способом малыш воспроизводит запомнившиеся слоги и тренирует голосовые связки.

Второй год жизни

На втором году жизни малыш начинает активно пополнять пассивный словарь. Проще говоря, не обладая способностью выговаривать название предметов, он тем не менее понимает, о чём ему хотят сообщить старшие. Годовалый карапуз способен выполнить элементарные задания, например, дать игрушку на просьбу взрослого. Кроха начинает пользоваться указательным жестом, при этом сопровождая его особой требовательной интонацией. Малыш, указывая на какую-нибудь вещь, ждёт от взрослого, что тот произнесёт её название. Происходит осознание того, что каждый предмет имеет своё название. В памяти откладываются новые слова. Активная речь при этом ещё не появляется.

Двухлетний отпрыск уже способен объясняться простыми предложениями. Пассивный словарный запас значительно расширен до 200–300 единиц. При таком количестве знакомых слов ребёнок без труда составляет простые предложения. В речи употребляются глаголы и наречия. Каждый ребёнок при этом по-своему учится говорить. У одних в речи долго не появляются сложные фразы, зато они без труда произносят сложные звуки. У других рано получается составлять из слов предложения, но понимание их речи доступно лишь ограниченному кругу людей. И та, и другая ситуация считается допустимой.

Период с 3 до 5 лет

Основные законы родного языка становятся понятны ребёнку примерно в 3–4 года. В этом возрасте дети уже склоняют существительные по падежам и числам. Словарный запас обогащается вопросительными словами и новыми частями речи: прилагательными, наречиями. Речь начинает наполняться сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями. Ближе к пяти годам ребёнок в состоянии рассказать несложную историю, заучить простой стишок. Речь активно используется в играх, в разговорах с игрушками.

Что говорит о задержке развития речи?

Основные симптомы, сопровождающие отставание в развитии речевого аппарата:

  • Низкая активность, отсутствие лепетания у годовалого ребёнка.
  • Слабая реакция на повышенную или пониженную интонацию родителей, в шестимесячном возрасте малыш не улавливает, откуда доносятся звуки.
  • К двум годам малыш не может запомнить, как называется тот или иной предмет. Он не в состоянии выполнить просьбу, не откликается на собственное имя.
  • В речи трёхлетнего малыша слишком мало предложений, он не понимает смысла простого рассказа.
  • Тревожным сигналом является появление странных гортанных звуков вместо привычных слов; невразумительная речь, в которой сложно что-то понять; гиперактивность. Неумение пережёвывать пищу, постоянно открытый рот, отсутствие зрительно контакта с родителями – всё это может говорить о задержке речевого и психического развития.

Между развитием центров в головном мозге и формированием речевой функции имеется прямая связь. Ребёнок должен с первых дней жизни иметь контакт со взрослыми, в противном случае формирование речевых навыков затянется на длительный срок, что в дальнейшем сулит серьёзным отклонением в развитии.

Немного разобравшись в вопросе, можно прийти к выводу: отсутствие речи в годовалом возрасте — это не приговор. О том, что ребёнок долгое время не произносит ни единого слова, следует тревожиться лишь тогда, когда ему стукнет три года, и то при веских основаниях. Нужно сказать, что отнюдь не только проблемы со здоровьем оказывают влияние на речь ребёнка. Долгое молчание зачастую объясняется задержкой в развитии нервной системы, кислородным голоданием при нахождении в утробе матери. В действительности есть уйма негативных факторов, тормозящих развитие речи. Основные причины, по которым дети отстают в речевом развитии от своих сверстников:

  • Плохо развита моторика, определяющая речь ребёнка. Суть в том, что отдел головного мозга, отвечающий за речь, напрямую связан с двигательной активностью пальцев рук. Чем лучше работает мелкая моторика, тем лучше развивается речевой аппарат. Поэтому пальчики малыша должны быть задействованы начиная с пелёнок. Поначалу делают массаж и специальные упражнения, а позже проводят творческие занятия, например, учат малыша рисовать или лепить из пластилина.
  • Семьи, где общение происходит на разных языках. Чтобы ребёнок начал разговаривать, в первую очередь родители должны сделать выбор, какой язык для ребёнка будет основным. В интернациональных семьях дети и в пять лет с трудом выговаривают некоторые слова, потому что у них идёт неразбериха в тех или иных словах, их значениях. Произносить вслух цельные предложения ребёнку и вовсе проблематично.
  • Нехватка внимания. Некоторые родители не уделяют должного внимания воспитанию своего отпрыска. Те дети, которые не посещают дошкольные учреждения, а остаются дома с няней, оторваны от внешнего мира. Им не хватает коммуникаций с другими детьми, что крайне важно в раннем возрасте. И как результат – медленное развитие речи, поскольку общаться просто не с кем и повторять не за кем.
  • Излишняя опека родителей, стремящихся угадать желание своего чада буквально с первых жестов. Если ребёнок видит, что его требования сразу же исполняют, то у него пропадает стремление познавать слова, ведь за него всё говорит жестикуляция. Часто такие семьи сталкиваются с тем, что их ребёнок начинает произносить первые слова только к пяти годам, да и то, потому что пришла пора общения с другими детьми во дворе.
  • Стрессовые ситуации. Ребёнок может замкнуться в себе, долго не начинать разговаривать, так как в доме царит атмосфера хаоса. Из-за бесконечных ссор, скандалов и драк, учиняемых взрослыми, буксует развитие речи. Воспитываемый в неблагополучной семье ребёнок порой к пяти годам не может произносить внятные слова.
  • Наследственный фактор. Если хотя бы у одного из родителей страдало произношение первых слов, не исключено, что аналогичная ситуация обойдёт стороной и ребёнка.
  • Нарушение слуха. Когда малыш испытывает проблемы со слухом, стало быть, и речь окружающих воспринимается искаженно. При тяжёлом заболевании слухового аппарата бывает так, что ребёнок вовсе не говорит или сильно искажает произносимые слова.

Рекомендации, которые помогут ребёнку заговорить

То, во сколько малыш произнесёт первое слово, по большому счету зависит от родителей. Ребёнок нуждается в помощи.

  • Стараться как можно больше общаться с малышом, комментируя свои действия. Когда родители проговаривают вслух свои действия, он на подсознательном уровне запоминает новые слова. Если вместо живого общения кроха слышит гул телевизора или аудиозаписи – это не увенчается должным успехом. Его должна окружать живая речь. Во время ежедневных занятий детям полезно слушать песенки и стишки, текст которых хорошо воспринимается.
  • Мать может воспроизводить звуки, напоминающее ауканье и лепет. Главное, чтобы при этом малыш видел лицо матери. Так устанавливается связь между звуками и произношением.
  • Не рекомендуют сюсюкаться с малышом, будь то мальчик или девочка. Проговаривают название предметов, используя внятную и правильную речь. Приветствуется использование двух названий: полного и звукоподражательного. Например: корова, «му-му». Это поможет малышу активнее использовать слова, которые ему легче произносить. В дальнейшем ребёнок перейдёт к полной форме слова.
  • Детям полезно вслух читать рассказы и сказки. Безусловно, книги выбирают в соответствии с возрастом. Для самых маленьких подойдут потешки – небольшие стихотворения с понятным смыслом. Годовалого карапуза, скорее всего, заинтересуют иллюстрации. Со временем его нужно просить назвать предмет, изображённый на картинке. В два-три года — побуждать заканчивать строчки в коротких стишках.
  • Так как мелкая моторика напрямую связана с речью, ей уделяют достаточное внимание. Важны разные занятия с малышом: пусть он переберёт крупу, слепит фигурку из пластилина, поиграет с бисером. Полезно любое развлечение, которое требует участия рук.

Зная, когда ребёнок начинает говорить, родители не упустят важных деталей в развитии своего чада. Если в 12 месяцев непринципиально, сколько слов произносят дети, то ближе к трём годам речь малыша должна быть внятной. Если вы беспокоитесь за своего ребёнка и заметили какие-то отклонения в процессе развития речевого аппарата, следует сходить на приём к врачу. Специалист осмотрит ребёнка и сделает заключение, есть ли речевые пороки.

mama.guru

Когда ребенок начинает говорить: нормы

Сегодня никто не сомневается в том, что чтение, пение колыбельных во время беременности прекрасно развивают слух плода, а также, налаживает эмоциональную связь с мамой. Эмоции и врожденный музыкальный слух — важные составляющие речи. Задолго до того, как ребенок произносит первые слова, он внимательно изучает феномен общения взрослых — мимику лица во время разговора и жесты. Когда же кроха готов к произношению слов? Отчего это зависит?

Развитие речи начинается сразу после рождения — новорожденный плачет пытаясь сообщить миру о своих потребностях. Стандартно, первые слова появляются около 18 месяцев, а предложения в конце второго года жизни. Отклонения от нормы возможны до шести месяцев, например, некоторые дети начинают говорить первые слова в два года.

Ребенок начинает говорить… если растет в атмосфере общения

Невозможно научиться говорить, когда рядом нет соответствующего стимула. Опыт общения начинается с момента появления на свет и продолжает формироваться, если рядом находятся любящие родители. Эмоциональная близость, спокойный разговор, легкий массаж, кормление грудью — все это дает отличный старт, чтобы ребенок быстрее начал говорить. Рассказывайте ему все, что происходит вокруг используя короткие, простые предложения. Говорите о себе в первом лице — «я одеваю шапку», вместо «мама одевает шапку», а также, в единственном числе «ты ложишься спать», вместо «мы ложимся спать».

Таким образом, у подросшего малыша не возникнет путаницы в понимании того, о чем говорят взрослые и сверстники. Кроме того, не пропускайте регулярные посещения педиатра и других специалистов, они вовремя выявят проблемы, которые в будущем, могут вызвать проблемы с произношением. Малышу год? Пришло время для логопедических игр, благодаря которым ребенок начинает говорить более четко:

  • стройте смешные рожицы перед зеркалом
  • коснитесь носа и подбородка языком
  • проверьте, кто из вас плотнее надувает щеки
  • кто сильнее вытянет язычок
  • надувайте мыльные пузыри, дуйте на перья или вату.

Во время освоения слов, не заставляйте ребенка повторять их правильно или каждый раз исправлять ошибки. Достаточно будет того, что вы повторите сказанное слово или слог обращенный к предмету верно. Не забывайте хвалить кроху за предпринятые усилия.

Интересной игрой для развития общей моторики влияющей на речь, будет знакомство с цифрами изображенными на монетах. Предварительно промыв мелочь, покажите малышу, по каким признакам их можно раскладывать — номиналу, рисунку, размеру. Ваше присутствие во время игры обязательно, поскольку ребенок может случайно  или специально проглотить монету.

Когда ребенок начинает говорить? Нормы

Многое зависит от индивидуальных особенностей, как генетических, так и здоровья. Специалисты утверждают, что девочки, начинают говорить раньше мальчишек, тем не менее, для всех детей процесс выглядит следующим образом:

  • от рождения до трех месяцев — плач, стоны, гримасы
  • 4 — 6 месяцев — лепет, сочетание гласных с согласными, появляются первые «мама, баба, папа», делает эксперименты с голосом — кричит, издает разнообразные звуки
  • 7 — 12 месяцев — слоги могут относиться к отдельным предметам, вокализация напоминает быструю речь взрослого, но большинство того, о чем пытается сказать малыш, понимается с трудом
  • от года до полутора — появляются короткие слова с эмоциональным ударением
  • полтора — два года — ребенок начинает говорить около 50 слов, многие из них схожи с речью взрослого. Пытается повторять звуки правильно, учится составлять простые предложения
  • три года — все понимает, строит полные предложения, использует все больше и больше слов.

Период с двух до трех, самый динамичный. В этом возрасте личный пример является наиболее значимым, если смеяться над словами ребенка, игнорировать просьбы или эмоции крохи, желание разговаривать снижается, а это значит, что специалисты могут поставить ошибочные диагнозы. Однако, посещение логопеда, будет лучшим решением в этом случае.

Во сколько дети начинают говорить — если первые слова задерживаются

Разница со сверстниками до полугода считается вариантом нормы, поскольку это может быть связано со многими факторами. Стало известно, что у 30% детей задержка речи имеет генетический характер — у одного или обоих родителей прогресс шел с такой же скоростью. Также это результат сложных или преждевременных родов, но при условии, что моторное развитие не нарушено. Если вы видите, что малыш в год понимает речь взрослых и выполняет простые просьбы, волновать не о чем. Когда обращаться к врачу? Если наблюдаются проблемы со слухом — плохая реакция на обращения или ее отсутствие. Отставание в развитии физических и моторных навыков, пассивное поведение.

Все возникшие вопросы и решение проблем следует решать как можно быстрее, так как они часто перерастают в более серьезные нарушения, которые впоследствии мешают нормальному функционированию в обществе.

Видео

maminmayak.ru

Когда ребенок начинает говорить первые слова

19 июня, 2017 Загрузка...

Жизнь малыша удивительна тем, что все в ней происходит впервые. Шаги, улыбки и, конечно же, слова – именно их с особым нетерпением дожидаются взрослые. Ведь умение говорить облегчит процесс воспитания, сделает желания крохи понятными для окружающих, даст возможность ребенку ощутить радость от вербального общения. Во сколько дети начинают говорить? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ, но можно определить некоторые общие тенденции.

До первых слов – первые звуки

Говоря о развитии речи, стоит упомянуть о возникновении навыков общения. Как правило, новорожденные слабо проявляют реакции на внешние аудиальные раздражители. Многие мамы еще в роддоме пытаются установить контакт с грудничками, обращаются к ним с просьбами (например: «Не плачь!», «Давай ложиться спать!»), рассказывают об окружающей обстановке, поют колыбельные.

Многочисленные исследования утверждают, что даже плод в утробе матери слышит, понимает эмоциональную окраску звуков. На повышенный тон реагирует учащением серцебиения, а от спокойного голоса и мелодичного пения успокаивается и даже засыпает. Так и после рождения малыш отлично слышит звуки окружающего мира, однако получить от него ответную реакцию почти нереально.

Когда ребенок начинает агу говорить – это еще не начало осознанной речи, а всего лишь гуление. Период, когда впервые произносятся такие звуки, для каждого индивидуален. Чаще всего это происходит в 2-3 месяца. Одни дети уже вырабатывают индивидуальные интонации, другие берут их из речи окружающих взрослых. Некоторые звуки младенцы тянут, а другие говорят коротко и отрывисто. И радости многих родителей нет предела, ведь такая череда невнятных гласных уже начинает напоминать монолог.

В 6-10 месяцев приходит пора произнести повторяющиеся слоги ма-ма, га-га, дя-дя четко. Уже совсем близок период, когда детки скажут свои первые слова осознанно, а пока идет процесс повторения и активная тренировка произношения. Однако именно этот период признанный тем заветным временем, когда ребенок начинает говорить мама.

Первые слова – когда их можно услышать?

Возраст                   Навыки речи и звуковоспроизведения
0-1,5     месяца Крик (иногда с преобладанием звуков “уа” и “ля”).
1,5-5   месяцев Крик, а также гуление и агуканье – произношение негромких, слегка певучих звуков, слогов с разными интонациями. Наиболее часто “гу”, “агу”, “ва”.
5-6 месяцев Детский лепет – добавление к уже освоенным звукам новых интонаций, а также слогов “ма”, “ба”, “па”. Неосознанное соединение слогов в простые слова “мама”, “папа”, “дядя”.
6-10 месяцев Четкое произношение слогов, их повторение по 2-3 раза. Добавление звуков “к”, “и”, “э” и других.
10-12 месяцев Произношение простых слов, таких как “мама”, “папа”, “дай”, “на”.
1-1,5 года Освоение 5 – 10 простых слов, построение простых предложений из существительного с глаголом или прилагательным, использование предлогов.
1,5-3 года Составление предложений, а также способность задавать простые вопросы другим и самостоятельно давать несложные ответы.
3-4 года Развитая, эмоционально насыщенная речь со сложными предложениями.

В каком возрасте ребенок начинает говорить? Ответ на этот вопрос всегда индивидуальный. По информации Большой Медицинской Энциклопедии, центральным звеном всего речевого аппарата есть кора головного мозга, в первую очередь его левого полушария.

То есть каждый человек сознательно скажет первые слова только тогда, когда его головной мозг достигнет достаточного уровня развития. Как утверждают медики, это произойдет не раньше 10-12 месяцев. Первые слова уже будут иметь смысл, но они пока окажутся односложными (дай, на) или будут состоять из повторяющихся звуков (мама, папа, ляля). После годика малютка начинает понимать простые просьбы и указания старших (возьми, сядь, встань), однако ему еще приходится объяснять каждое новое слово или явление.

До двух лет у детей уже накапливается небольшой словарный запас. Фразы и словосочетания становится все легче понять, обрывки словарных конструкций превращаются в осмысленные фразы. Кстати, некоторые дошкольники очень сердятся, если взрослые не понимают их монологи, и из-за это могут намеренно молчать. Но когда мама или папа наконец-то поймет их просьбу или рассказ радости нет предела.

Как правило, к четырем годам речь малышей становится разнообразной, эмоционально насыщенной и богатой сложными предложениями. У них хорошо получается звук р, нет проблем с шипящими, все произносимые словосочетания легко даются самому говорящему и понятны слушающему.

Ребенок до сих пор не говорит – почему так бывает и что делать

Есть множество причин, почему дети начинают разговаривать поздно. Например, в 4 года лексикон мальчика или девочки может быть очень скудным, а в 3 и вовсе ограничиваться несколькими понятными фразами. Унывать из-за этого не стоит – все люди имеют индивидуальные темпы развития, однако в такой ситуации стоит показать ребенка врачу.

Причиной такой молчанки могут быть разные заболевания – например, аутизм или дислалия (дефекты произношения некоторых звуков, из-за которых ребенок может стесняться говорить вообще). Но чаще всего причина кроется в особенностях физиологии, воспитания и личных качествах.

  • Если научить говорить крошку очень трудно – может быть, причина в том, что окружающие люди не разговаривают или попросту много молчат. Конечно же, откуда взяться речевым навыкам, если младшему члену семьи не от кого им научиться?
  • Решение очень простое – больше времени проводите в активном общении с маленьким, чаще обращайтесь к нему с просьбами и предложениями: «Понюхай цветочек», «Давай поиграем», «Идем кушать». Помогите ему запомнить больше слов, просматривая вместе с ним развивающие мультфильмы, читая вслух книги, играя в игры, в которых нужно произносить и повторять названия предметов, действий, описывать картинки.
  • По сути, если ребенок долго не пытается говорить предложениями – часто в этом виноваты сами родители или другие люди, которые занимаются воспитанием чада. Кстати, доктор Комаровский рекомендует начинать активные беседы с трех месяцев беременности!
  • Причины, почему ребенок запаздывает в речевых навыках, могут быть физиологические и наследственные. В таком случае, кроме выше перечисленных советов, очень помогают карточки Домана. Этот метод позволяет натренировать память, развить образное мышление, превратить обучение в интересную и увлекательную игру.
  • Благодаря методике американского врача-физиотерапевта Глена Домана пора, когда ребенок должен начать говорить, наступит гораздо раньше.
  • Как научить ребенка говорить в 2 года, если он просто молчун? Такое бывает очень часто, ведь даже многие взрослые люди больше склонны копить в себе информацию, не любят делится мыслями и впечатлениями. Как помочь ребенку с таким характером, не повредив его формирующейся личности?
  • Прежде всего, насколько это возможно, нужно обеспечить ему максимум общения. Это могут быть не только взрослые, но и сверстники. Очень полезны прогулки во дворе, на детской площадке, развивающие и обучающие массовые мероприятия. Многое зависит от окружения и атмосферы – не давайте маленькому человеку замыкаться в себе, но и не пытайтесь насильно приучить его к слишком шумным компаниям, давайте возможность взять паузу и сделать передышку.
  • Еще одна причина, почему здоровый и активный малыш не начинает говорить – это комплексы, неврозы, разные психологические сложности. Когда ваш отпрыск становится старше – ему очень важна поддержка и одобрение.

Если же начинать ругать малыша, критиковать, обвинять, что произнесенная фраза вышла очень плохо – скорее всего, говорить впервые внятно и без боязни он начнет очень поздно. Страх порождает тихое произношение, череду коротких обрывистых предложений. В таком случае будущий школьник или студент через лет десять будет мучиться с другим вопросом – как научиться громко говорить?

Чтобы этого не произошло, старшие должны запомнить для себя правила:

  1. Разговариваем в семье спокойно, не критикуем, не обвиняем.
  2. Учим и воспитываем ребенка терпеливо, с любовью, с уважением к маленькой личности.

Чтобы дети научились говорить вовремя и стали полноценными личностями, очень важно уделять им достаточно внимания, играть и читать вместе, больше времени проводи в семейном кругу, в доброжелательной атмосфере. И все же, во сколько лет дети начинают активно практиковать вербальное общение? Однозначного правила не существует. Но, приложив усилия, можно достигнуть успехов гораздо раньше.

razvitieiq.ru


Смотрите также

 Поиск



Любое использование материалов с сайта разрешено только при наличии гиперссылки на источник материала.